Быстрая доставка новостей прямо в ваш Telegram
Новости партнеров

Бумага еще пригодится

Российские авиакомпании с 1 июня не перейдут на электронные билеты полностью

Российские авиаперевозчики не собираются с 1 июня отказываться от бумажных билетов, хотя против электронных ничего не имеют. Таким образом, нашим авиакомпаниям не удастся в полной мере выполнить рекомендацию Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), рассчитывавшей отказаться от билетов в бумажном виде по всему миру. Причина проста - неготовность инфраструктуры российских аэропортов к этому нововведению.

Электронный билет (e-ticket) представляет собой не более чем набор информации в компьютере. В нем есть все то же самое, что и в обычном билете - информация о пассажире, маршруте его следования, примененных тарифах и сборах. В качестве подтверждения покупки электронного авиабилета выдается маршрутная квитанция (itinerary receipt), где содержится информация о пассажире, маршруте его следования и сумме, которую он заплатил за перевозку.

Удобства такого документа очевидны - его невозможно потерять или украсть. Зато можно заказать для своих родственников или друзей, живущих в других городах. Несопоставимо облегчается приобретение билетов через интернет. Наконец, почти в любое время можно изменить условия поездки, достаточно лишь позвонить по телефону. Для реализации билета достаточно лишь прийти с подтверждающим личность документом в аэропорт.

Электронные билеты как замена традиционной бумаге впервые появились с развитием информационных технологий в США в 1996 году. С этого момента они стали стремительно вытеснять из обращения обычные билеты. В развитых странах этот процесс завершился практически повсеместно к середине 2000-х, так что IATA планировала отменить билеты на бумаге еще 1 января 2008 года. По техническим причинам это было перенесено на пять месяцев вперед.

Интересно, что помимо прочих преимуществ, электронные билеты еще и несколько дешевле бумажных. Траты на бумагу и расходные материалы для принтеров занимают в стоимости обычного билета более значительное, чем можно было бы подумать место. По оценке гендиректора IATA Джованни Бизиньяни (Giovanni Bisignani), после перехода на электронный билет стоимость каждого авиабилета снизится на 9 долларов, а общая экономия для авиаперевозчиков составит три миллиарда долларов.

Всего с 1 июня порядка 90 процентов мировых перевозок будут обеспечиваться новым типом проездных документов. Даже в Африке среди компаний - членов IATA эта цифра достигает около 87 процентов, а всего - превышает половину даже с учетом региональных перевозок на самом экономически отсталом континенте планеты.

В России указанная практика стала применяться лишь в прошлом году. Пионером выступил "Аэрофлот", реализовавший в первом полугодии 2007 года около 100 тысяч электронных билетов. Вслед за ним к продаже e-ticket'ов приступили и остальные авиакомпании - такие, как "Трансаэро" и "Уральские авиалинии". Технологии электронных билетов поддерживаются уже на сотнях маршрутов.

И все же полностью к переходу на новый вид оплаты перевозок Россия оказалась не готова. Поэтому с 1 июня обычные бумажные билеты из нашей страны никуда не исчезнут - и даже входящие в IATA компании пока отказываться от проверенной временем бумаги не собираются. "Мы готовы к полному переходу на электронные авиабилеты. На всех наших рейсах уже можно оформить электронный авиабилет. Но при этом отказываться от бумажных билетов мы не планируем", - цитирует РИА Новости пресс-секретаря S7 Ирину Колесникову. По ее словам, в стране есть ряд аэропортов, которые не принимают электронные билеты - просто потому что у них пока нет для этого соответствующего оборудования.

Надо сказать, что некоторые компании, в частности, "Трансаэро", ввели практику, по которой лица, покупающие бумажные билеты, платят еще и дополнительный сбор. Таким образом поощряется покупка проездного документа в электронной форме. Тем не менее, "Трансаэро" поступило так же, как и остальные российские компании, оставив бумажные билеты в продаже.

Основная проблема здесь, как нетрудно догадаться, в региональных аэропортах, где зачастую нет ни нужной техники, ни программного обеспечения, ни обученных специалистов. Все это, разумеется, решаемо, но требует времени. В ближайшем же будущем значительная часть российских пассажиров будет, как и прежде, покупать в кассе самые обычные бумажные билеты.

Экономика17:2518 октября

«На Севере — жить!»

«Норникель» и Мурманская область договорились об интенсивном развитии региона
Экономика00:0115 октября

В пользу бедных

Нищета уничтожает мировую экономику. Эти ученые знают, как ее победить