Особые портовые экономические зоны в России будут созданы в аэропортах "Емельяново" в Красноярске и "Ульяновск-Восточный" в Ульяновске, а также в морском порту "Советская гавань" в Хабаровском крае. Таковы итоги первого конкурса по отбору портовых зон, которые огласила специальная комиссия, состоящая из чиновников Минэкономразвития, Минтранса и Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами.
Создание портовых экономических зон (ПОЭЗ) регулируется поправками в закон "Об особых экономических зонах в РФ", которые приняты в конце 2007 года. В документе говорится, что резиденты портовых зон получат налоговые льготы, субсидии за счет бюджета и упрощение ряда административных процедур. Вместе с инвестициями от резидентов, размещение ОЭЗ в каком-либо регионе обычно положительно сказывается и на развитии его инфраструктуры, поэтому о намерении создать портовые зоны заявили сразу несколько субъектов федерации.
Так, создание портовой зоны в Чечне активно лоббировал президент республики Рамзан Кадыров. По его мнению, придание аэропорту в Грозном статуса международного и налоговые льготы, которые предполагает появление портовой зоны, сделали бы республику привлекательной для инвестиций. Перепали ли бы республике, руководство которой ранее пыталось добиться статуса ОЭЗ для всей Чечни, средства инвесторов после создания там ПОЭЗ - неизвестно. Заявку республики конкурсная комиссия отклонила на первом этапе, вместе с заявками Московского региона (на создание особой аэропортовой зоны в "Шереметьево") и Амурской области.
Всего Минэкономразвития допустило к участию в конкурсе на создание ПОЭЗ 17 заявок из 20. Таким образом, за право получить статус портовой зоны боролись по пять регионов на место, поскольку с самого начала было известно, что правительство выступает за создание не более четырех ПОЭЗ. К участию в конкурсе, в частности, были допущены заявки на развитие морских портов в Мурманске, Находке (Приморский край), на Камчатке, в Астраханской области. Также отбор прошли заявки на создание зон в Улан-Удэ, Екатеринбурге, Ульяновской и Ивановской областях. Не прошедшие отбор заявки могут быть еще раз поданы на рассмотрение комиссии осенью 2008 года, когда будет проведен новый конкурс по отбору портовых зон.
Предполагалось, что инвестиции для резидентов в инфраструктуру нового порта составят 100 миллионов евро, нового аэропорта - 50 миллионов евро. Поскольку правительство не отобрало ни одной зоны, которую будут отстраивать с нуля, то интереснее другие цифры. Для того чтобы участвовать в реконструкции и развитии действующей инфраструктуры, резиденту ПОЭЗ (то есть каждой компании, работающей на территории зоны) надо будет выложить не менее трех миллионов евро.
Эти средства прежде всего достанутся аэропорту "Емельяново" в Красноярске, который чиновники отобрали из-за развитой инфраструктуры, мощного заправочного комплекса, грузового терминала и авиационно-технической базы. Кроме того, ранее "Емельяново" было включено Росавиацией в число 12 потенциальных крупных международных аэропортов в России.
Твердость в своих намерениях сделать из "Емельяново" крупный стыковочный узел на маршрутах из Европы в Азию и обратно чиновники продемонстрировали в октябре 2007 года, когда начался конфликт между российскими авиационными властями и Lufthansa. Минтранс 27 октября не продлил немецкой компании временное разрешение на полеты над территорией России, заявив, что немецкая сторона ранее обязалась при пролете по транссибирскому коридору совершать промежуточную посадку в одном из российских аэропортов, однако ее лайнеры приземляются для дозаправки в казахстанской Астане. Позже конфликт был разрешен, а Lufthansa Cargo дала согласие совершать промежуточную посадку в Красноярске.
Решение создать ПОЭЗ в "Емельяново" на руку и госкорпорации "Ростехнологии". Ей недавно указом президента России Дмитрия Медведева были переданы госпакеты авиакомпаний, которые войдут в авиахолдинг AirUnion (третий по величине авиаперевозчик в России), базирующийся в "Емельяново".
Аэропорт "Ульяновск-Восточный" приглянулся чиновникам тем, что обладает взлетно-посадочной полосой длиной в 5,1 километра, что делает его способным принимать воздушные суда всех типов. Создание ПОЭЗ в Ульяновске будет способствовать развитию потенциала авиаремонтного комплекса предприятий города. Кроме того, здесь базируется авиакомпания "Волга-Днепр", которая является лидером международного рынка авиаперевозок объемных грузов.
Порт "Советская гавань" в Хабаровском крае был отобран благодаря выгодному географическому положению - он находится на восточном конце Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Кроме того, недалеко от "Советской Гавани" расположен и порт "Ванино" - крупнейший транспортный узел Хабаровского края. Предполагается, что при развитии БАМа и увеличении грузопотока "Советская Гавань" и "Ванино" будут составлять единый крупный транспортный узел Дальнего Востока.
Помимо портовых зон в России в настоящее время создается семь туристско-рекреационных, четыре технико-внедренческих и две промышленно-производственные ОЭЗ. В них инвесторам также предоставляются разнообразные налоговые и таможенные льготы для развития определенного бизнеса. К 2010 году Россия готова потратить до 148 миллиардов рублей только на создание их инфраструктуры. Расходы бюджета на портовые зоны в эту сумму не включены.