В ходе нынешней предвыборной гонки в английском языке появились по меньшей мере полтора десятка новых слов и выражений, описывающих связанные с кампаниями кандидатов явления. Например, популярность чернокожего кандидата от демократов Барака Обамы назвали "обамоманией". Но в последнее время все чаще встречается слово "обамаконы".
Обамаконов зачастую называют политической силой, которой суждено сыграть решающую роль в нынешней борьбе за Белый дом. Однако прежде чем пытаться ответить на вопрос, так ли это, следует разобраться, кто они такие и что ими движет.
Обамаконами (obamacons) прозвали людей консервативных взглядов, поддерживающих Барака Обаму. Понятия "консерватор" и "республиканец" для многих являются синонимами, однако это не совсем так. Действительно, консервативные ценности ближе республиканцам, нежели демократам, но не каждый консерватор относит себя к сторонникам республиканской партии, точно так же, как не каждый либерал поддерживает демократов.
Тем не менее, перед президентскими выборами консерваторам предстоит сделать выбор между двумя кандидатами. У всех остальных просто нет шансов на победу. Поэтому консерваторы должны решить, кто из претендующих на президентский пост сенаторов более соответствует духу консерватизма – пожилой республиканец Джон Маккейн с его военным прошлым или молодой чернокожий юрист-демократ Барак Обама.
Возраст и цвет кожи кандидатов не являются решающими факторами. То, что действительно волнует консерваторов – это стабильное и естественное развитие общества, без революций и кардинальных реформ, проводимых "сверху". Консерваторов объединяет с республиканцами уверенность в том, что правительство должно быть маленьким, налоги – низкими, а армия – сильной, а также готовность отвести религии значительное место в жизни общества. Казалось бы, Джон Маккейн – подходящий выбор для консервативно настроенных избирателей. И по инерции многие из них поддержат именно его. Однако сформировалась уже значительная группа консерваторов, которых категорически не устраивают взгляды Маккейна.
В самом начале предвыборной гонки Маккейна называли одним из наименее консервативных кандидатов от республиканцев. Куда более подходящими для консерваторов были Майк Хаккаби и Рон Пол. Однако американцы сделали свой выбор, и единым кандидатом от Республиканской партии стал Джон Маккейн. Что не нравится в нем консерваторам? В первую очередь готовность продолжать войну в Ираке. Да и опасения, что Маккейн продолжит политику действующего президента Джорджа Буша, играют не последнюю роль в симпатиях консерваторов.
Действия Буша не находят одобрения у консервативно настроенных американцев. Даже когда он понижает налоги, консерваторы утверждают, что президент делает все не так. Особенно его критикуют за упадок морали в обществе и за ухудшение имиджа США в мире. Ответственность за эти тенденции консерваторы возлагают на Джорджа Буша, вице-президента Дика Чейни и Республиканскую партию в целом. Буш горячо поддерживает Маккейна, а кандидат прилагает немало усилий, чтобы дистанцироваться от нынешнего президента. Но удачно придуманное (кстати, демократами) прозвище "McSame" вместе с лозунгами в духе "Голосуя за Маккейна, ты выбираешь Буша на третий срок" заставили американцев поверить – Маккейн продолжит политику Буша.
Правда, Маккейна (а иногда и Буша) поддерживают так называемые "неоконы" (neocons). Буш заручился их поддержкой, изменив свои взгляды после событий 11 сентября 2001 года. А у Маккейна в предвыборном штабе немало неоконсервативных общественных и политических деятелей. Здесь важно помнить, что неоконы не являются консерваторами в традиционном понимании этого слова: неоконсерватизм предполагает активное внедрение демократических свобод по всему миру, пропаганду либеральных ценностей и не исключает военного вмешательства в политику практически любого государства, ситуация в котором не устраивает США. Фактически неоконы воплощают в себе все то, что портит имидж США в мире.
В марте 2008 года в издании The American Conservative была опубликована статья профессора Бостонского университета Эндрю Бацевича (Andrew J. Bacevich) под заголовком "The Right Choice?", которая стала известна как "Манифест обамаконов". Бацевич, потерявший в Ираке сына, утверждал в статье, что единственным и лучшим выбором консерваторов может быть Барак Обама, который обещает прекратить войну. С точки зрения Бацевича, Обама дает американцам хоть какую-то надежду, Джон Маккейн не дает никакой.
При этом Бацевич начинает статью с того, что Обама не является консерватором. Впрочем, многие консервативно настроенные общественные деятели находят в программе и взглядах Барака Обамы присущие консерватизму черты.
Так, Стивен Мансфилд, написавший несколько лет назад ставшую бестселлером книгу "Вера Джорджа Буша" готовит к изданию том под названием "Вера Барака Обамы". Он утверждает, что Обама – лучший выбор для религиозных христиан. Мансфилд аргументирует свою точку зрения тем, что Обама выступает против абортов и однополых браков, придает большое значение семейным ценностям, воспитанию грядущего поколения и христианству. Однако и Мансфилд заявляет – Обама несомненно либерален. И все же, с точки зрения автора, консерваторам стоит голосовать за Барака Обаму, поскольку его соперник Маккейн груб и бестактен в вопросах религии.
По большей части обамаконами движет не симпатия к Обаме, а недоверие по отношению к Маккейну, Бушу, Чейни и всей Республиканской партии, которая, по их мнению, предала идеалы консерватизма. На последних республиканских праймериз многие голосовали за выбывших кандидатов – просто чтобы продемонстрировать неприязнь к Маккейну.
Обамаконы, несомненно, скажут свое слово в ноябре. Окажется ли оно решающим, пока неизвестно.
Юлия Савицкая