Салон в Фанборо на прошлой неделе достаточно полно и ярко освещался иностранными и российскими СМИ. При этом основное внимание уделялось борьбе двух авиационных гигантов Airbus и Boeing, проблемам роста цен на топливо, а также международному признанию российского самолета Sukhoi Superjet-100. Но, несмотря на преимущественно гражданскую направленность выставки, на ней были представлены и весьма интересные образцы военной техники.
Из оружейных новинок представленных на выставке FIA Farnborough Airshow 2008 наиболее интересной и важной (по крайней мере, такую точку зрения активно продвигали американцы) стал дебют нового истребителя пятого поколения F-22 Raptor ВВС США. Настолько нового, что его новизна балансировала на грани секретности, о чем неоднократно заявляли американские специалисты перед началом салона. По их словам, в связи с повышенной секретностью размещение истребителя в павильонах салона было невозможно. Допускалось лишь выполнение им одного полета специально для авиационных экспертов. При этом изначально подчеркивалось, что F-22 по летным характеристикам намного превосходит российские суперманевренные Су-30МК.
Однако во время совершения показательных полетов произошел конфуз - американский F-22 не выполнил фигуры, которые способен продемонстрировать не только Су-30МК, но и уже в определенной степени устаревший Су-27. А при фигуре "кобра" истребитель F-22 даже просел, и пилот вынужден был срочно включать форсаж, чтобы не разбиться о землю.
В то же время, как отметили российские специалисты, истребитель F-22 обладает достаточно высокими пилотажными характеристикам, а неудачный показ его возможностей на британском авиасалоне, связан, скорее всего, с небрежной подготовкой и недостаточной квалификацией пилота.
Из европейских истребителей ярко смотрелся в Фарнборо многоцелевой EF-2000 Typhoon, который консорциум Eurofighter активно рекламировал в ходе выставки. Ежедневно истребитель принимал участие в показательных полетах. Различные конфигурации EF-2000 Typhoon представили ВВС Великобритании и итальянская компания Alenia Aeronautica. В одном из павильонов выставки размещалась демонстрационная модель кабины пилота.
Не уступал "Тайфуну" и шведский истребитель JAS-39 Gripen. По заявлению руководства компании SAAB, в ближайшие годы на мировом рынке вооружения будет продано не менее 200 таких самолетов. Кроме истребителя шведская компания представила также турбореактивный самолет SAAB 2000 с комплексом ДРЛОиУ Erieye.
ВВС Великобритании продемонстрировали в Фарнборо истребитель "Вулкан" в камуфлированной окраске.
Центральное место в единой российской экспозиции, организованной ФГУП "Рособоронэкспорт", занимали истребители Су-30МК2, Су-27СКМ, Су-35, МиГ-29СМТ и МиГ-35, истребители корабельного базирования МиГ-29К/КУБ, истребитель-бомбардировщик Су-32 (экспортный вариант Су-34), экспериментальный самолет Су-47 с крылом обратной стреловидности, а также учебно-боевой самолет Як-130.
Представленные в Фанборо два модернизированных истребителя МиГ-29 ВВС Словакии прибыли на авиасалон сразу после участия в военном параде 14 июля в Париже. До этого усовершенствованные истребители МиГ-29 ВВС Словакии продемонстрировали свои возросшие возможности в ходе военных учений сил НАТО.
По поводу новых МиГ-35 представители РСК "МиГ" на авиасалоне заявили, что в ближайшие годы заказчикам планируется поставить более 500 многоцелевых истребителей данного типа.
Из новинок вертолетной техники особое внимание в Фарнборо было уделено американскому ударному вертолету следующего поколения Х2, разрабатываемому компанией Sikorsky Aircraft. В ближайшее время планируется проведение первого летного испытания прототипа Х2, который, как ожидается, станет самым быстрым боевым вертолетом в мире. По своим скоростным характеристикам он более чем на 147 километров в час превысит возможности состоящих на вооружении Армии США вертолетов Apache и почти вдвое вертолетов UH-60 Black Hawk, развивающих скорость 250 километров в час.
Из наиболее значимых контрактов в вертолетостроительной промышленности следует отметить соглашение между компаниями AgustaWestland и Boeing, которым предусматривается организация на территории Италии совместного производства военно-транспортных вертолетов CH-47F Chinook.
Что касается российских производителей, то на авиасалоне они представили вертолет огневой поддержки Ка-52, транспортно-боевые Ми-35, Ми-35П и Ми-35М, военно-транспортные Ми-171Ш и Ми-17В-5, тяжелый транспортный Ми-26, многоцелевой Ка-60, вертолет радиолокационного дозора Ка-31, корабельный противолодочный Ка-28 и поисково-спасательный вертолет палубного базирования Ка-27ПС.
Российская ОПК "Оборонпром" и компания AgustaWestland подписали в Фанборо базовое соглашение о создании в России совместного предприятия по выпуску вертолетов AW139.
Особое внимание участников салона привлекли перспективные образцы беспилотных летательных аппаратов.
Так, компании BAe Systems представила прототип нового БПЛА Mantis, образец разведывательного беспилотника Herti, а также его боевой вариант Fury.
Первый беспилотник - Mantis - призван составить конкуренцию американскому БПЛА Reaper, который используется в настоящее время британскими ВВС в Афганистане и Ираке. Его сборка и наземные испытания пройдут в конце 2008 года, а первый полет запланирован на начало следующего года. Боевой вариант Mantis будет способен нести ракетно-бомбовое вооружение.
Другой представленный на авиасалоне беспилотник - Herti - отличался от предшествующих модификаций новым комплектом бортового оборудования, который позволил повысить надежность и улучшить тактико-технические характеристики аппарата, в том числе обеспечив возможность его применения в темное время суток. Боевой вариант Fury в отличие от разведывательной версии оснащается новыми управляемыми ракетами LMM, разработанными Thales UK, и системой наведения оружия.
Американская корпорация Northrop Grumman на статической экспозиции демонстрировала винтокрылый БПЛА MQ-8B Fire Scout, высотный беспилотник с большой продолжительностью полета RQ-4 Global Hawk, включая его морскую версию BAMS (Broad Area Maritime Surveillance), а также воздушный топливозаправщик KC-45A, созданный на базе гражданского лайнера A330 компании EADS. К концу 2009 года Northrop Grumman построит и испытает четыре опытных образца самолета-заправщика KC-45, принимающего участие в повторном тендере Пентагона стоимостью 35 миллиардов долларов.
Авиационный научно-технический комплекс имени Антонова и французская Thales представили в Фанборо модернизированную версию Ан-74, которая в скором времени примет участие в тендере на поставку патрульных самолетов для ВМС Индии.
На выставке кроме авиационной техники также широко демонстрировались средства противовоздушной обороны. Россия представила зенитно-ракетные комплексы "Бук-М2Э", "Тор-М2Э" и "Печора-2М".
США, в свою очередь, предложили Индии зенитно-ракетный комплекс Patriot модификации PAC-3 (Patriot Advanced Capability) и организовали для индийской военной делегации два закрытых брифинга по его тактико-техническим характеристикам. Индийская сторона после такого информационного давления все же не смогла четко выразить свою позицию относительно возможных закупок Patriot.
Что касается заключенных контрактов, то, наверное, наиболее крупным можно считать контракт совместного предприятия Airbus Freighter Conversion GmbH (AFC) с крупнейшей лизинговой компанией AerCap (Нидерланды) на конвертацию 30 пассажирских лайнеров А320/А321 в грузовые самолеты. Компания AFC - совместное предприятие, созданное ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (25 процентов) и ОАО "Корпорация "Иркут" (25 процентов) при участии европейских компаний Elbe Flugzeugwerke GmbH (32 процента) и Airbus S.A.S. (18 процентов), входящих в EADS. В мае 2007 году предприятие AFC было зарегистрировано в Дрездене. Грузовые самолеты на базе А320/А321 могут использоваться не только для коммерческих целей, но также для переброски войск, проведения миротворческих и антитеррористических операций.
В двигателестроении наиболее важными контрактами стали соглашения между компанией Rolls-Royce Turbomeca и правительствами Франции, Бельгии и Новой Зеландии о производстве двигателей RTM322 для многоцелевых тактических вертолетов NH-90. Кроме того, компания Rolls-Royce объявила о подписании девятилетнего соглашения с итальянской Alenia Aeronautica на эксклюзивную поставку двигателей для средних многоцелевых военно-транспортных самолетов C-27J Spartan. Общая стоимость контракта составляет 900 миллионов долларов.
Среди новых разработок в области бортового оборудования можно отметить представленную компанией Northrop Grumman радиолокационную станцию с активной фазированной антенной решеткой электронного сканирования AN/APG-81, которая будет устанавливаться на истребители пятого поколения F-35 Lightning II. На совместном стенде "Рособоронэкспорта" и испанской компании Indra впервые был представлен реальный образец лазерной системы защиты крупноразмерных летательных аппаратов.
Одной из негативных новостей в Фарнборо стало заявление генерального конструктора и генерального директора ОАО "Информационные спутниковые системы" Николая Тестоедова о том, что в рамках скорректированной Федеральной целевой программы начало эксплуатации спутников серии "Глонасс-К" переносится с 2009 на 2010 год.
В целом, следует отметить, что на авиасалоне не были продемонстрированы какие-либо сенсационные новинки, прототипы и концептуальные решения в военной сфере. Так, продемонстрированные компанией Raytheon системы направленной энергии представляют собой лишь отражение научных подходов 20-30-летней давности. Вместе с тем уже в ближайшие 10-15 лет можно спрогнозировать разработку технологий, которые смогут кардинальным образом изменить облик вооружения. Вопрос только в том, кто первый создаст такие прорывные изобретения.