Безрадостное приобретение

"Ростехнологии" занялись спасением компаний авиаальянса AirUnion

Авиакомпания "Красэйр", седьмая по величине в России, 19 августа была вынуждена задержать четыре рейса из-за долгов за авиатопливо. Это уже не первая задержка рейсов компании из-за отказа поставщиков заправлять ее самолеты. У "Красэйр", которая входит в состав авиаальянса AirUnion, есть могущественный покровитель - госкорпорация "Ростехнологии". Она уже пришла на помощь, но "Красэйр" это пока не помогло.

Три самолета "Красэйр" были задержаны на рейсе Норильск-Красноярск (два 18 августа и один 19 августа) и один - на рейсе Красноярск-Норильск. 11 августа фирма "Сибирь авиа сервис", которая поставляет топливо в красноярский аэропорт "Емельяново", уже отказывалась заправлять самолеты "Красэйр". Из-за этого несколько рейсов компании задержались на 1-2 часа, пока на счета заправщика не были переведены средства из AirUnion. "Красэйр", в свою очередь, называла "Сибирь авиа сервис" монополистом и обвиняла в установлении "издевательски высоких" цен за хранение топлива.

"Сейчас, если какие-то деньги появляются на счетах, они сразу идут на покрытие долга", - утверждают представители авиаперевозчика, отмечая, что основной причиной формирования долга перед заправщиками стало повышение цен на авиатопливо. "Ростехнологии" уже помогают компании. По данным газеты "Ведомости", платить за текущее потребление топлива авиакомпанией будет госкорпорация.

Зачем это "Ростехнологиям"? Дело в том, что госкорпорация получила от государства 51 процент акций "Красэйр" и "Домодедовских авиалиний", а также доли в авиакомпаниях "Омскавиа" и "Самара". Их, а также авиакомпанию "Сибавиатранс", которую контролируют братья Александр и Борис Абрамовичи, предполагается объединить в создающемся на базе AirUnion перевозчике "Эйрюнион". Новая компания станет третьим (а по некоторым оценкам - вторым) по величине авиаперевозчиком в России.

Когда в начале 2008 года гендиректор "Ростехнологий" Сергей Чемезов обратился с просьбой к Владимиру Путину с просьбой передать "Ростехнологиям" госпакеты авиакомпаний AirUnion, то указал в письме, что именно госкорпорация должна руководить процессом создания на базе AirUnion перевозчика, способного конкурировать на мировом рынке. Путин согласился, а "Ростехнологии" приступили к аудиту компаний, входящих в авиаальянс.

В июле "Ростехнологии" провели финансовый аудит авиакомпаний AirUnion, по итогам которого выяснилось, что совокупная кредиторская задолженность компаний альянса превышает миллиард долларов, и что они продолжают нести значительные ежедневные убытки, связанные с операционной деятельностью.

В результате, "Ростехнологии" 11 августа приступили к погашению долгов AirUnion, не дожидаясь оформления прав собственности. В дальнейшем корпорации придется решать и вопрос погашения задолженности в миллиард долларов для расплаты с кредиторами.

Так, к "Красэйр" за 2007-2008 годы было подано исков почти на 1,8 миллиарда рублей, а налоговая инспекция требует доплатить в бюджет 820 миллионов рублей. Авиакомпания "Домодедовские авиалинии", второй по величине авиаперевозчик в составе AirUnion, едва избежала банкротства, в последний момент погасив задолженность перед "Русской нефтяной группой" на 100 миллионов рублей. Кроме того, только вмешательство "Ростехнологий" позволило разрешить конфликт между AirUnion и крупным оптовым трейдером авиатоплива, ТОАП, долг авиаальянса перед которым составляет 3,5 миллиарда рублей. При этом стало известно, что госкорпорация ведет переговоры о приобретении доли в ТОАП.

По словам Чемезова, нынешнее состояние AirUnion представляется "безрадостным". В частности, он указал на значительные долги компаний, которые входят в авиаальянс, а также устаревший флот перевозчиков, который, по его мнению, нужно менять почти полностью. "Мы сейчас направили туда своего финансиста и представителя авиаотрасли", - сказал Чемезов. Один из них будет контролировать производственную деятельность альянса, а второй - финансовые потоки и текущие платежи компаний альянса.

Насколько успешно у "Ростехнологий" получится вывести AirUnion из кризиса, - неизвестно. С ноября 2007 года авиатопливо подорожало на 70 процентов. Журнал Smart Money утверждает, что если топливо продолжит дорожать, то осенью по России может прокатиться волна банкротств авиакомпаний.

Росавиация и Минтранс уже направили на рассмотрение правительства предложения по снижению цен на авиатопливо, а Федеральная антимонопольная служба начала расследование в отношении нефтяных компаний, которых подозревают в установлении монопольно высоких цен на авиатопливо. Однако успех чиновникам также не гарантирован.