Россия
18:02, 3 сентября 2008

Пришло признание Американский журнал Vanity Fair назвал Путина самым влиятельным человеком в мире

Американский журнал Vanity Fair в списке 100 самых влиятельных людей мира поставил на первое место премьер-министра России Владимира Путина. Президент Дмитрий Медведев в список не вошел. Предприниматель Роман Абрамович оказался на восьмом месте. В рейтинге значатся также имена известных актеров и модельеров.

Строго говоря, Vanity Fair - это журнал скорее о моде и современной культуре, чем о политике, поэтому далеко идущих выводов из решения издания делать не стоит. Журнал этот несколько напоминает рекламный проспект и наполнен весьма вольными картинками. Политические статьи там тоже есть, но приоритетом не являются. Если бы не мировая известность журнала, вряд ли стоило бы вообще обращать внимание на это событие.

Однако событие произошло, оно ложится в общую тенденцию и вновь ее, так сказать, иллюстрирует. Конечно, аналитическая ценность представленного списка сводится, в общем-то, к нулю, поскольку политики и предприниматели там идут вперемешку с актерами. Не может, например, Анджелина Джоли, даже вместе с Бредом Питтом, быть влиятельнее председателя КНР Ху Цзиньтао, лидера второй державы планеты, который вовсе в список не попал.

Короче говоря, здесь имеем дело с постмодернистким жанром, в котором реальность не так важна, как представления о ней. Если американцы слышат о Роберте Де Ниро чаще, чем о лидере Китая, значит, актер этот входит в сотню самых влиятельных людей планеты, а Ху Цзиньтао - нет.

Что же означает восшествие Владимира Путина на верхнюю строчку подобного хит-парада? Во-первых, американцы часто слышат это имя. Во-вторых, контекст, в котором они его слышат, внушает уважение. В-третьих, о том, какое место в действительности занимают РФ и ее лидер в мировых делах (а место это не первое), по ту сторону Атлантики имеют весьма смутное представление. В-четвертых, война в Грузии повлияла на имидж Путина позитивно - в комментарии издания к списку эта война упоминается. Ну и, наконец, имя президента России Дмитрия Медведева в Америке пока не выучили.

В общем, Путин прочно занял место в сознании западной публики. Это скорее хорошо, чем плохо, и подтверждает тезис президента Медведева, согласно которому изолировать Россию Западу не удастся. Но это все, в общем-то, верхушка айсберга.

Патриотическое крыло российской оппозиции как раз и обвиняло Путина в том, что он является не политиком в собственном смысле слова, а искусственным порождением монополии Кремля на телеэкран, своего рода поп-звездой, зависящей от продюсеров в лице новых олигархов и не имеющей собственной позиции. Наиболее ярко такую оценку высказал в интервью "Эху Москвы" депутат Госдумы трех созывов, коммунист Юрий Иванов, назвавший Путина Ксюшей Собчак от политики с тем же гламурным мировоззрением. Ранее схожую позицию отстаивал политолог Станислав Белковский, утверждавший, что Путин и его окружение - это просто предприниматели, которые уже обналичивают средства для переезда на Запад, где будут жить красивой жизнью.

Подобные оценки и раньше выглядели сомнительно, а после решения российского руководства пойти на конфликт с Западом и начать полномасштабные боевые действия в Грузии их несправедливость стала очевидной. Путин, безусловно, имел отношение к этому решению, а возможно, был его инициатором. Россия на какое-то время расформировала однополярный мир и утвердила собственную, хотя и небольшую, сферу влияния.

Но это, конечно, никак не оправдывает невключение в список Vanity Fair президента США Джорджа Буша. Поскольку дело происходит в период президентской кампании в Америке, выбор в пользу Путина, очевидно, должен стать своеобразной пощечиной уходящему президенту-республиканцу, при котором влияние Америки в мире несколько сократилось. Может, той же цели служил и выбор американским журналом Time Путина человеком года в декабре. Это похоже на самобичевание, к которому в последнее время склонны американцы. Но насколько все это поможет российскому руководству не растеряться в нынешней ситуации конфликта с Западом, непонятно.

< Назад в рубрику