Скорое завершение сборки и начало испытаний первого из двух опытных образцов БПЛА палубного базирования Х-47В (проект NUCAS) по замыслу американских военных должно ознаменовать начало новой эры в мировой авиации. На смену пилотируемым самолетам должны прийти беспилотники, способные не только самостоятельно вести разведку и поражение наземных целей, но и быть готовыми эффективно уничтожать истребители противника в воздушном бою.
В настоящие время все большее количество компаний-разработчиков беспилотных летательных аппаратов задаются вопросам: как создать полноценный боевой самолет, который смог бы обходиться без человека и одновременно решать все боевые задачи, возлагаемые на современную боевую авиацию.
Отсутствие человека на борту позволяет в полной мере реализовать принцип сверхманевренности и значительно уменьшить размеры аппарата, что даст ему ранее недопустимые тактико-технические параметры. Противостоять таким средствам поражения не смогут даже самые передовые пилотируемые истребители и средства ПВО.
Заманчиво, не правда ли? Вот и американцы загорелись такой мечтой.
В настоящее время командования видов вооруженных сил и министерство обороны США активно ведут разработку концепции применения полностью автономных боевых летательных средств.
В концепции основное внимание уделяется понятию "неуязвимая" авиация, которая, по мнению американских военных, в будущем будет представлена беспилотниками с функциями малозаметности, повышенной маневренностью, высоким показателем соотношения боевой нагрузки к собственному весу.
По замыслам Пентагона в случае начала полномасштабных боевых действий с первых же часов военной операции в бой будут брошены именно такие аппараты. Они должны быть способны осуществлять длительные полеты над территорией противника. Их неуязвимость и возможность нанесения внезапных ударов по ключевым военным целям и объектам инфраструктуры должны постоянно держать врага в напряжении, выступая не только средством поражения, но и элементом психологического воздействия на личный состав вооруженных сил и население враждебной страны.
Барражирование таких аппаратов в воздухе, их постоянное взаимодействие с командными пунктами и другими боевыми средствами и средствами разведки, по мнению американских специалистов, позволит перейти к совершенно новому способу ведения боевых действий. За счет применения большого количества автономных БПЛА над территорией противника можно будет создать своеобразный информационно-активный купол, противостоять которому будет весьма сложно. Любые передвижения войск противника, полеты боевой, бомбардировочной, транспортной и разведывательной авиации, пуски ракет и всего прочего будут фиксироваться разведывательными БПЛА, а боевые беспилотники будут уничтожать нужные цели в весьма короткие сроки.
Естественно, такая концепция имеет право на существование, но только в том случае, если оппоненты США не будут иметь аналогичные боевые системы.
Не исключено, что именно поэтому Пентагон в настоящее время резко ускорил процесс разработки полностью автономных летательных систем, тем самым пытаясь получить технологическое преимущество перед основными конкурентами. При этом в СМИ и на специализированных военных выставках идет активная демонстрация (реклама) последних наработок в данной области, в частности БПЛА Х-47В (Фанборо-2008). Зачем?
Лишь с одной целью - укрепить веру военно-политического руководства стран-союзниц и третьих стран в том, что только США способны разрабатывать и поставлять наиболее совершенное вооружение. Альтернативных разработчиков и экспортеров вооружения и военной техники в мире просто не должно существовать.
На самом деле, широкое освещение процесса строительства беспилотника Х-47В и повсеместная его реклама является очередной информационной кампанией Пентагона.
Данный аппарат в ближайшие 10-15 лет не сможет выполнять тех задач, которые возлагает на него Пентагон в рамках концепции "неуязвимой" авиации. В первую очередь это касается ведения воздушного боя. Даже намеченные на 2011 год испытания по автоматическому взлету и посадке на авианосец выглядят маловероятными. До сих пор не рассчитаны точные математические модели поведения подобного аппарата при выполнении им столь сложных задач. К тому же уровень развития современной вычислительной техники не достаточен для разработки полностью автономных машин.
Массовое применение беспилотной авиации для создания так называемого информационно-активного купола требует разрешения куда более сложной проблемы группового пилотирования, тесного взаимодействия в бою и правильной оценки боевой ситуации, которая исключала бы возможность открытия огня по своим.
Однако решение этих задач вновь упирается в технологическую ограниченность нашего времени.
Следует отметить, что за последние несколько лет в мире не было создано каких-либо прорывных технологий. Способы ведения войны, как индикаторы технологического прогресса человечества, на протяжении последних 50 лет никак не изменились. Ориентация на виртуальные ценности, сформированные под чутким руководством США, позволила создать видимость развития.
Понятие "научно-технический потенциал" было подменено на "инновации" и связанные с ними "креатив", "гламур" и прочее. Вашингтон, распространяя философию "продавай виртуальные ценности, покупай реальные" сам незаметно попал в свою же ловушку, что привело к торможению технологического развития не только во всем остальном мире, но и в самих США.
Но, как известно, "изобретения появляются тогда, когда в них возникает необходимость". Вероятно в рамках проекта разработки автономных боевых авиационных систем будет создано что-то совершенно новое. Возможно, человечество в настоящее время стоит на пороге большой научно-технической революции (не инновационной). Вот только существует большая вероятно того, что подобная революция будет связана с Третьей мировой войной.