Выборы президента и смена премьера, планы и стратегия развития России, громкие отставки и неожиданные назначения, новый министерский язык и язык оружия, а также немного катастроф и происшествий - все это в обзоре главных российских событий 2008 года от "Ленты.ру".
Уходящий год запомнится россиянам в первую очередь выборами третьего президента. Назначив в конце 2007 года своим преемником Дмитрия Медведева, Владимир Путин, естественно, предопределил итоги "главного голосования". Однако люди на мартовские выборы все равно пришли, позволив ЦИКу зафиксировать необычайно высокую явку в 69,65 процента.
Народ Путина не разочаровал. За продолжение курса президента проголосовали 70,28 процента избирателей - то ли от большого доверия Медведеву, то ли от отсутствия альтернативы. Дело в том, что других кандидатов практически не было – до выборов допустили только бессменных "оппозиционеров": лидеров КПРФ Геннадия Зюганова и ЛДПР Владимира Жириновского. Для эффекта массовости к ним добавили еще и лидера Демпартии РФ Андрея Богданова. Электорат эту троицу не оценил – в общей сложности Зюганов, Жириновский и Богданов получили в 2,5 раза меньше голосов, чем Медведев.
Передав бразды правления страной в надежные медведевские руки, Владимир Путин занялся "черной" работой, к которой морально подготовился еще в конце 2007 года. В мае, через два месяца после президентских выборов, Владимир Путин был официально утвержден премьер-министром России, сменив на этому посту Виктора Зубкова. Формально, для Путина премьерская работа не в новинку – он уже занимал эту должность в конце 1999 года. Однако то была совсем другая страна, поэтому в первое время бывшему президенту работалось наверняка непривычно.
Впрочем, многие так и не смогли расстаться с образом Путина-президента. Так, американский журнал Vanity Fair в начале сентября назвал Путина самым влиятельным человеком в мире. В этом "тщеславном" списке оказался еще один россиянин - Роман Абрамович, а вот Дмитрий Медведев в него вообще не попал, что удивительно, поскольку после войны в Южной Осетии его фамилию выучили, пожалуй, во всем мире.
Впрочем, Медведев запомнит 2008 год не только благодаря своим военным победам. Он, конечно, является верховным главнокомандующим, однако юридическое образование президенту никуда не спрятать. Именно поэтому одним из первых заметных поступков Медведева на высшем государственном посту стало создание "Национального плана противодействия коррупции". Президент объявил взяточничеству войну, решив искоренить то, что российское общество взращивало веками.
Кроме того, Медведев завершил то, что начал еще Путин – переезд Конституционного суда в Санкт-Петербург. Первое заседание КС в здании Сената и Синода состоялось уже через несколько дней после инаугурации нового президента.
Однако еще до президентских выборов главным детищем Медведева стала экономическая программа развития страны до 2012 года, или "Концепция четырех "И". Главным в этой программе стал тезис о том, что "свобода лучше, чем несвобода". Кроме того, Медведев обозначил для себя четыре направления, по которым он намерен работать в ближайшие годы - институты, инфраструктура, инновации и инвестиции.
Путин в долгу не остался, придумав "Стратегию-2020". Созданная в феврале, за месяц до выборов президента, путинская стратегия стала отнюдь не только "политическим завещанием". Заявив, что через 12 лет Россия должна стать самой привлекательной для жизни страной, Путин вряд ли целиком полагался на своего преемника. Да и преемник, скорее всего, не готов заглядывать настолько далеко.
Косвенным подтверждением этого стало увеличение срока полномочий президента, объявленное Медведевым в ходе его первого же послания Федеральному Собранию. Поправки к Конституции, в срочном порядке утвержденные Госдумой РФ, также затронули полномочия парламентариев. Теперь со следующих выборов президент будет избираться на шесть лет, а члены Госдумы и Совета Федерации - на пять, вместо четырех, как было раньше.
С формальной сменой власти в России отпала необходимость в предвыборных проектах, которые и закрывать было жалко, и девать некуда. Однако в медведевские нацпроекты вдохнули жизнь, сначала переименовав их в госпрограммы, а затем перепоручив премьер-министру.
На фоне президентской рокировки остальные политические события выглядели довольно тусклыми. Хотя стоит признать, что в 2008 году политическая жизнь в стране немного активизировалась – что, правда, больше похоже на предсмертные судороги. Перестал существовать ряд партий, ушли из политики герои и героини прошлых лет. В мае первой из них стала бывшая вице-спикер Госдумы и сопредседатель политсовета партии "Союз правых сил" Ирина Хакамада. "Мое время закончилось. Я считаю, что политику в оппозиции должны делать молодые, которые исправят все ошибки", - сказала Хакамада на прощанье.
Вскоре после этого об уходе с поста председателя "Яблока" объявил бессменный лидер этой партии Григорий Явлинский. Вместо него был избран Сергей Митрохин.
Кроме того, ряд перестановок произошел в СПС. В партии сменился лидер (Никита Белых уступил этот пост Леониду Гозману), кроме того, ее покинул один из основателей – Егор Гайдар. Все это происходило на фоне превращения СПС в кремлевскую квазилиберальную партию. В проект под названием "Правое дело", помимо СПС, влились Демпартия РФ и партия "Гражданская сила" (председатель которой, Михаил Барщевский, посчитав, что его миссия выполнена, также покинул политику).
Однако оставшиеся в строю либералы не могли бросить Россию на произвол судьбы и в октябре объявили о создании нового оппозиционного движения "Солидарность". К политическим победам его должны были вести Никита Белых, Борис Немцов, Илья Яшин, Максим Резник, Гарри Каспаров и Лев Пономарев. Однако по движению был нанесен упреждающий удар. Президент Дмитрий Медведев решил выдвинуть одну из ключевых фигур "Солидарности" – Никиту Белых – на пост губернатора Кировской области. Белых, принявший президентское предложение, был вынужден покинуть движение, за что сразу же "получил" от своих бывших друзей. Дальше всех пошла Мария Гайдар, заявившая, что Белых "продал душу дьяволу".
А что же "Единая Россия"? В то время как либеральные осколки хоть как-то пытались собраться воедино, партия власти размеренно наращивала свою мощь, подминая под себя более мелкие партии. Так, за год "Единая Россия" приросла Аграрной партией. Но самым главным завоеванием единороссов в этом году стало то, что их возглавил Владимир Путин, дав тем самым понять, что он в политике всерьез и надолго. Впрочем, вступать в партию Путин не стал, оставив себе место для маневра.
Ряд регионов России в этом году сменил своих руководителей. Самую заметную потерю понесла Чукотка, которую покинул горячо любимый местным населением губернатор Роман Абрамович. Место Романа Аркадьевича занял его соратник и заместитель Роман Копин. Но Абрамович так и не смог совсем бросить чукчей, вернувшись вскоре в округ в должности спикера местного парламента.
Как и Чукотский автономный округ, своих руководителей сменили Карачаево-Черкесия и Ингушетия. На этом, правда, сходство Чукотки с южными республиками заканчивается. Юг России по традиции является самым нестабильным регионом страны, что неохотно, но признают даже на высшем государственном уровне. В отличие от Чечни, где все якобы тихо и мирно (о чем уже давно заявляет местный президент Рамзан Кадыров), сообщения из Ингушетии и Северной Осетии о вылазках боевиков и терактах появлялись в СМИ в течение года регулярно.
И если в Карачаево-Черкесии смена власти прошла спокойно – президентом вместо Мустафы Батдыева был избран Борис Эбзеев, то президента Ингушетии Мурата Зязикова Медведеву пришлось отправить в отставку. Обстановка в республике накалилась настолько, что население уже готово было принять отвергнутого в прошлом Руслана Аушева. Однако этого делать не пришлось, так как президентом был назначен Юнус-Бек Евкуров, известный своими военными успехами в Югославии и Чечне.
Сами субъекты Федерации также претерпели некоторые изменения. В январе их количество сократилось с 85 до 84 за счет включения Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в состав Иркутской области. А в мае их стало еще на один меньше – в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа в Забайкальский край.
Нельзя не отметить и перестановки в министерствах и ведомствах. Самой заметной из них получилась отставка начальника Генштаба Юрия Балуевского. Предположений, почему "ушли" Балуевского, было много, однако наиболее правдоподобной представляется версия о его принципиальных несогласиях с министром обороны Анатолием Сердюковым по вопросам реформы армии. Так или иначе, Балуевский перешел на работу в Совет безопасности РФ, а его место в Генштабе занял Николай Макаров.
Новую должность получил также бывший руководитель РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс, назначенный "главным по нанотехнологиям".
Кроме того, 2008 год войдет в историю как очередной год борьбы в Росприроднадзоре. Дестабилизировал ведомство в этом году, как, впрочем, и раньше, заместитель его руководителя Олег Митволь. Сначала он был недоволен сменой своего начальника – на место подавшего в отставку Сергея Сая был назначен Владимир Кириллов, а затем и вовсе попал под сокращение. Митволь опротестовал решение о своем увольнении, однако суд оставил его в силе. Что, впрочем, не помешало чиновнику все равно считать себя одним из руководителей Росприроднадзора.
Внешняя политика России в этом году развивалась с легким матерным оттенком. Строго говоря, традиции жесткой риторики были заложены еще президентом Путиным в его знаменитой "мюнхенской речи" в 2007 году, в которой он в пух и прах разнес однополярную систему мировой политики. Тогда все заговорили о возрождении "холодной войны". В 2008 году у мирового сообщества появились новые причины опасаться этого - после того, как Медведев пообещал разместить в Калининграде ракетные комплексы "Искандер" – тот самый ассиметричный ответ на развертывание элементов американской ПРО в Восточной Европе.
В Москве постоянно настаивали на том, что если зачатки "холодной войны" и появляются, то только из-за позиции Запада. И совсем выходили из себя, когда кто-то пытался учить Россию, как ей проводить свою политику. Не сдержался, как ни странно, министр иностранных дел России Сергей Лавров, который прибегнул к некорректным высказываниям в беседе со своим британским коллегой Дэвидом Милибэндом. Попросту говоря, обложил того матом.
Инцидент произошел вскоре после войны в Южной Осетии. Лавров обратился к Милибэнду с вопросом, кто тот, собственно такой, чтобы читать ему (Лаврову), б****, нотации ("Who are you to fucking lecture me?!") Кроме того, российский министр использовал нелитературное слово, характеризующее легкомысленных женщин, спрашивая у 43-летнего британца, как хорошо тот знает историю. По его мнению, у Великобритании не было никакого морального права учить Россию нормам международного права после того, как Лондон вместе с Вашингтоном вторгся в Ирак.
Это версия газеты The Daily Telegraph. А вот по словам самого Лаврова, нецензурщина в его отповеди Милибэнду была всего лишь цитатой – он просто рассказал своему коллеге, что один из европейских лидеров назвал президента Грузии Михаила Саакашвили "fucking lunatic". Так или иначе, слово "fucking" в речи министра прозвучало, что говорит о многом.
Помимо Лаврова накопившиеся эмоции позволил себе выплеснуть и постоянный представитель России в ООН Виталий Чуркин, который на заседаниях Совета безопасности ООН "сыпал" хлесткими высказываниями. Так, например, Вашингтону (и Лондону, как союзнику США) от него досталась фраза: "Что с оружием массового поражения в Ираке? Нашли? Или все еще ищете?" Вопрос был риторический и ответа не требовал.
Строго говоря, отношения России и Великобритании стали натянутыми задолго до Цхинвали. Так, в начале года в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге были закрыты отделения Британского совета, что вызвало бурю негодования в Лондоне. Кроме того, нельзя забывать и "дело Литвиненко", при упоминании которого у британских властей до сих пор сводит зубы.
Власти Чечни в этом году переключились с борьбы с боевиками на давних врагов: в апреле противостояние президента Чечни Рамзана Кадырова с батальоном Сулима Ямадаева "Восток" перешло в "активную фазу".
box#2076326
Началось все с рядового ДТП, в котором погибли двое бойцов "Востока". На следующий день, возвращаясь с поминок, ямадаевские спецназовцы не поделили дорогу с президентским кортежем, после чего возникла перестрелка.
С этого момента ситуация стала развиваться с необычайной скоростью. Против бойцов "Востока" возбудили уголовное дело, Ямадаева сначала отстранили от командования батальоном, а затем и вовсе объявили в розыск (вместе с братом, Бадруди Ямадаевым). В сентябре был убит старший из братьев Ямадаевых – Руслан. Кадыров, естественно, заявил, что он тут ни при чем, добавив, что это сделали люди, которым выгодно противостояние его (Кадырова) с Ямадаевыми.
Промежуточным итогом этого противостояния стало переформирование батальона "Восток" в мотострелковую роту. А убийц Руслана Ямадаева, кстати, так до сих пор и не нашли.
Ни один год не обходится без катастроф, аварий и стихийных бедствий. 2008 не стал исключением. Первым серьезным происшествием стало отравление хлором в марте более двухсот человек в питерском аквапарке "Вотервиль" из-за того, что в воду было добавлено слишком много дезинфицирующих химических веществ. Аквапарк на несколько недель закрыли, да к тому же еще и оштрафовали.
Еще одно печальное происшествие случилось 14 сентября, когда при заходе на посадку разбился "Боинг", летевший из Москвы в Пермь. Погибли все 88 человек, находившиеся на борту. Позже в катастрофе обвинили экипаж.
Другой инцидент, произошедший по вине человека, случился на атомной подводной лодке Тихоокеанского флота РФ "Нерпа". В ночь на 8 ноября в двух отсеках подлодки, проходившей испытания в Японском море, сработала система пожаротушения. В результате этого фреоном отравились трое военных моряков и 17 гражданских специалистов. В гибели 20 человек, как выяснило следствие, был виноват матрос Дмитрий Гробов, который самовольно включил противопожарную систему. Зачем он это сделал – неизвестно, хотя версии выдвигались разные – то ли от скуки, то ли чтобы позвать вахтенного.
В 2008 году относительно благополучно завершилась история с сектантами, с ноября 2007 года сидевшими в землянке в Пензенской области. В апреле, когда до "конца света" оставалось совсем немного, под землей умерли две женщины, причем одна из них – из-за слишком строгого поста. Это и заставило оставшихся в пещере девятерых сектантов (в марте большинство затворников покинули землянку) выйти на поверхность – они опасались отравления трупным ядом. Конца света в 2008 году, кстати, не случилось.
Россию в этом году захлестнула очередная волна патриотизма. Началось все с красочного парада Победы 9 мая. В праздничный день на Красной площади публике показали новейшие танки, БТРы, зенитные и ракетные комплексы, истребители и многое другое. То, что всего этого у российской армии еще нет, все узнали лишь во время августовской войны в Грузии, однако парад к тому времени уже прошел, оставив улицам Москвы память в виде поврежденного танками асфальта.
Затем телеканал "Россия" запустил новый телепроект "Имя России", который вызвал бурю эмоций в российском обществе. По замыслу авторов шоу, телезрители к Новому году должны были выбрать одного исторического персонажа, достойного звания "Имя России". Казалось бы – что тут особенного, мало ли бессмыслицы появляется на телеэкранах. Однако на сей раз "Россия" ступила на зыбкую почву исторических противоречий.
В июле в конкурсе лидировал Иосиф Сталин, что вызвало многочисленные протесты общественности. После этого коммунистический диктатор чудесным образом уступил лидерство императору Николаю II – после того, как организаторы проекта "подкрутили" счетчик. Кстати, к моменту написания статьи в лидирующей тройке конкурса "ноздря в ноздрю" шли Александр Невский, все тот же Сталин и Александр Пушкин.
Последний российский император, кстати, тоже не раз упоминался в новостях в 2008 году – во-первых, в связи с его реабилитацией, а во-вторых, в связи с тем, что его останки наконец опознали.
Куда более миролюбивым (хотя таким же малопонятным, как и "Имя") получился конкурс "Семь чудес России". Ко Дню России были выбраны семь главных достопримечательностей страны - собор Василия Блаженного, Мамаев курган и статуя Родины-Матери, Петергоф, "Столбы выветривания" в Коми, озеро Байкал, Долина гейзеров и Эльбрус.
Кроме того, в этом году произошли два события из жизни церкви, которые нельзя оставить без внимания. Первое – это бунт в РПЦ, который затеял опальный епископ Анадырский и Чукотский Диомид, обвинивший церковное руководство в вероотступничестве и предавший анафеме патриарха Алексия II. А второе – это кончина в конце года самого Алексия. Теперь РПЦ предстоят выборы нового главы, интронизация которого пройдет 1 февраля.
Впрочем, это будет уже в 2009 году.