Боевая операция Армии обороны Израиля в секторе Газа под названием "Литой свинец" 18 января завершилась: командиры ЦАХАЛа, а затем и ХАМАСа объявили о намерении соблюдать перемирие. Исламисты празднуют победу: им удалось остаться у власти и "прогнать агрессора". В Израиле итоги операции воспринимают двояко: поражения, вроде, нет, но и на победу итог противостояния не тянет.
ХАМАСова победа
Глава палестинского правительства в секторе Газа Исмаил Хания, выступая вечером 18 января с телеобращением к землякам, объявил о победе движения ХАМАС над Израилем. Причем, по его словам, "Аллах подарил эту победу не только одному движению, одной партии или одному региону, но всему народу". То есть великодушно поделился радостью с палестинцами Западного берега.
Хания обосновал свое утверждение сомнительным с точки зрения реальности постулатом: "Мы остановили агрессию, и враг не смог добиться ни одной из своих целей".
Среди достижений ХАМАСа в закончившейся войне премьер назвал тот факт, что движению удалось не допустить анархии в Секторе (то есть сохранить свою власть) и укрепить уверенность в своих силах. То, что ЦАХАЛ прекратил боевые действия и собрался вывести войска, Хания, конечно, также счел заслугой своих соратников.
Вместе с тем глава правительства Газы признал, что хозяйству и инфраструктуре Сектора нанесен значительный урон, и попросил зарубежные страны помочь в ее восстановлении.
О еще одной достигнутой цели Хания умолчал, хотя ее тоже можно записать в актив: он сам, а также большинство руководителей ХАМАСа после трех недель бомбардировок остались живы. Но это, пожалуй, стало их личной победой над "сионистским врагом".
Тем временем ситуация с выполнением главного довоенного требования ХАМАСа - разблокированием переходов на границах Газы с Израилем и Египтом - пока остается неясной: заявлений об их скором открытии ни из Иерусалима, ни из Каира пока не поступало. А ведь именно отказ Израиля от деблокады сектора и привел к выходу ХАМАСа из последнего перемирия и началу боевых действий.
В дипломатическом смысле исламисты как были, так и остались ни с чем. Так что "победа", которую провозгласил Хания, весьма относительна. Материального выражения у нее нет.
ХАМАС, конечно, потребовал открытия пограничных переходов. Но будет удовлетворено это требование или нет, зависит только от доброй воли Иерусалима. Исламистам сейчас осталось надеяться лишь на нее, а также на действенность своих угроз возобновить ракетные обстрелы израильских городов в случае сохранения блокады.
Ничья с крупным счетом
Тем временем в Израиле известие о новом перемирии люди встретили со смешанными чувствами. С одной стороны, на города юга страны перестали падать ракеты, а матери, опасавшиеся потерять своих сыновей во время возможного штурма Газы, вздохнули с облегчением.
Кроме того, об успехе израильской операции свидетельствуют и цифры: 1300 убитых и десятки тысяч пострадавших палестинцев против 13 убитых и сотен пострадавших израильтян. Уничтожен ряд руководителей ХАМАСа, включая главу МВД Саида Сиама, взорваны сотни опорных пунктов, арсеналов, подпольных мастерских и штабов исламистов. На границе с Египтом разрушены десятки туннелей, по которым в сектор Газа поставлялись ракеты, боеприпасы, оружие и взрывчатка.
То есть результаты кампании налицо: ХАМАСу нанесен существенный урон как в живой силе, так и в инфраструктуре. Все так. Но чего-то не хватает. После провала ливанской кампании 2006 года израильтянам требовалось не только статистическое подтверждение победы, но и эмоциональное.
Общественное мнение, воодушевленное успехами первых недель "Литого свинца", требовало продолжения операции: реального штурма центра Газы, захвата и/или уничтожения лидеров ХАМАСа, свержения ненавистного движения, освобождения пленного старшего сержанта Гилада Шалита.
Но выполнение любой из этих задач потребовало бы значительного времени и большого числа жертв среди военнослужащих. Понимая это, израильское руководство решило остановиться и не гнаться за "журавлем", предпочтя "синицу" в виде прекращения обстрелов ракетами "Кассам". В конечном итоге, именно это и было объявлено главной целью операции в самом ее начале.
Таким образом, израильская послевоенная ситуация зеркально отражает палестинскую. Материальных свидетельств успеха хоть отбавляй: "Кассамы" на города не сыпятся, контрабанда прервана, боевиков убиты сотни, но на эмоциональном уровне ощущения победы нет.
Сейчас действующим израильским властям надо сделать все возможное и невозможное для того, чтобы это ощущение все же поселилось в душах сограждан: на 10 февраля в Израиле назначены парламентские выборы.
Гадание на свинце
Согласно последним опросам общественного мнения, партии, входящие в правящую в Израиле коалицию (левая "Авода" и центристская "Кадима") по отдельности проигрывают в популярности правому "Ликуду". Но отставание уже не катастрофическое (как до операции в Газе) и дает левым и центристам надежду на сохранение власти.
В израильском Кнессете (парламенте) 120 мест. Согласно первому послевоенному исследованию, данные которого опубликовала газета Ha'aretz, "Авода" министра обороны Эхуда Барака 10 февраля может получить 14 или 15 мест. "Кадима" министра иностранных дел Ципи Ливни - 26 мест, а "Ликуд" бывшего премьер-министра Биньямина Нетаниягу - 29 мест. Потенциальный союзник "Ликуда" партия "Наш дом - Израиль" Авигдора Либермана - 14 мест. Остальное соберут мелкие партии. Для формирования коалиции требуется более 60 мандатов.
Как отмечают наблюдатели, кризис в секторе Газа и решительные действия правительства по противодействию ХАМАСу вызвали рост популярности и "Кадимы", и "Аводы". Так, популярность левых в ходе проведения военной операции выросла практически вдвое.
Вместе с тем, рост актуальности темы обеспечения безопасности государства в предвыборной кампании привела и к росту популярности правых партий. Тому же "Ликуду", по утверждениям социологов, "Литой свинец" добавил два-три депутатских мандата.
По данным 10-го канала израильского телевидения, Нетаниягу и его потенциальные союзники из правых, националистических и религиозных партий пока побеждают "Кадиму", "Аводу" и их возможных союзников. Первым социологи отдают 64 депутатских кресла, вторым лишь 54. Судьбу еще двух мандатов пока предсказать затруднительно.
Но и эти данные очень приблизительные. Дело в том, что пока совершенно неясна судьба примерно 10 мандатов, регулярно получаемых на выборах в Кнессет арабскими партиями: израильский суд недавно запретил им принимать участие в очередных выборах.
От того, какой из партий и в какой пропорции отойдут арабские голоса и не "сгорят" ли они вовсе из-за возможного бойкота, также многое будет зависеть.
Как бы то ни было, форсированный рост популярности "Аводы", основанный на богатом боевом опыте ее лидера и успехе "Литого свинца", может привести и к победе лево-центристского лагеря.
Ключевым фактором тут станет способность нынешнего правительства убедить большинство сограждан в успехе операции в секторе Газа. По опросам, число избирателей, считающих итог "Литого свинца" успешным и сомневающихся в победе, сейчас примерно равно (по 40 процентов). Двадцать процентов израильтян пока не могут сформулировать свое отношение к произошедшему.
Если нынешним властям удастся убедить население в том, что им удалось обеспечить безопасность страны, причем сделать это быстро, надолго и малой кровью, то шанс на успех у них есть. Если же это не получится и палестинцы вновь начнут запускать ракеты по израильским городам, к власти, скорее всего, придет Нетаниягу.
Пушки (по крайней мере пока) замолчали. Сейчас шанс отличиться предоставляется ораторам - как правым, так и левоцентристам.