Первая кризисная

Итоги премии "Чартова дюжина. Топ-13"

У "Нашего радио" появилась традиция: каждый год в канун Международного женского дня вручать в московском спорткомплексе "Олимпийский" музыкальную премию "Чартова дюжина. Топ-13". Вопреки разразившемуся финансовому кризису вторая церемония награждения ничем не уступала прошлогодней и прошла с должным размахом и шиком.

"Нашему радио" не привыкать. Радиостанция, основанная вскоре после дефолта 1998 года, не только смогла выжить в трудные времена, но и обзавелась стабильной аудиторией любителей русского рока, а также стала организатором крупнейшего российского фестиваля "Нашествие". Свой 10-летний юбилей "Наше радио" отпраздновало под лозунгом "От кризиса до кризиса", в котором читалась самодовольная ухмылка "Плавали, знаем".

То, с каким достоинством радиостанция плывет по волнам кризиса в российской рок-музыке, культивируя моду на фолк или потакая молодежной любви к простецкому панку, заслуживает отдельного разговора. Грамотная политика позволила организаторам собрать вечером 7 марта в "Олимпийском" 18 тысяч человек, не считая 15 заявленных для выступления коллективов и шести ведущих церемонии "Чартова дюжина. Топ-13", самых популярных диджеев "Нашего Радио" - Кати Сундуковой, Александра Бона, Оли Максимовой, Коли Маклауда, Людмилы Стрельцовой и Павла Картаева.

Само пятичасовое шоу организаторы без ложной скромности провозгласили крупнейшим постановочным концертом в России с начала года да и, пожалуй, мирового экономического кризиса. Сцену "Олимпийского" разделили на три части: в одной вручали награды в виде книг из металлического сплава и стекла, в другой выступали, в третьей параллельно настраивались, что ликвидировало технические задержки и обеспечило "Чартовой дюжине" динамизм. В довершении всего над зрителями раскинулся подъемный мост, по которому лауреаты под овации зала шествовали к своим призам.

В творческом плане все было несколько сдержаннее. Открывали действо "Смысловые галлюцинации", устроившие из своего выступления празднование 10-летнего юбилея хита "Вечно молодой", под который Виктор Сухоруков отстреливался от врагов из пулемета "Максим" в "Брате-2".

Певица Юта спела в дуэте с лидером "Чайфа" Владимиром Шахриным, Вячеслав Бутусов с "Ю-Питером" спел хором с залом цоевскую "Звезду по имени Солнце", Гарик Сукачев исполнил на бис с камерным оркестром и детским хором "Непокоренную веру" в память о скончавшемся дирижере Константине Кримце, участвовавшем в записи песни. Приятным сюрпризом стал Сергей Шнуров со своим новым нигилистическим панк-проектом "Рубль".

А теперь, собственно, о номинантах и победителях. Безусловным фаворитом второй премии был "Мумий Тролль" с альбомом "8", представленный в семи из 13 возможных номинаций. В итоге Лагутенко сотоварищи довольствовались лишь двумя наградами, что, однако, все равно стало рекордом, поскольку все остальные победили лишь по разу.

Лучшим альбомом стал троллевский "8", сумевший опередить последние работы "Алисы" и "Ундервуда". Песней года слушатели "Нашего радио" признали композицию "Где ты" от "Морального Кодекса". В голосовании она одолела "Контрабанды" "Мумий Тролля" и перепевку нововолнового хита группы "Альянс" 1980-х "На заре" в исполнении Евгения Гришковца, Ренарса Кауперса и "Бигудей".

"Контрабанды" отыгрались в номинации "Музыка", а лидер группы Brainstorm Кауперс – в категории "Солист". В аналогичной женской категории Земфире и Светлане Сургановой шансов не оставила Пелагея, а в номинации "Поэзия" первенствовал Дельфин с треком "Снег".

Лучшим концертом минувшего года неожиданно вместо первоапрельского сольника Земфиры в "Олимпийском" стал пацифистский манифест "Не стреляй!" от ДДТ в СКК "Петербургский", посвященный войне в Южной Осетии. А вот в борьбе за звание лучшей группы ДДТ и вездесущий "Мумий Тролль" уступили уже почившему из-за кризиса "Ленинграду".

Судя по "Нашему радио", в искусстве создания видеоклипов на постсоветском пространстве нет равных "Ляпису Трубецкому". В прошлом году белорусы победили в этой категории с роликом "Капитал", а в нынешнем – с "Огоньками". Не зря же "Огоньки" вдохновили российских коммунистов на собственное, пускай и сомнительное, творчество.

Премия "Взлом", он же лучший дебют 2008 года, досталась коллективу "После 11". В радующей своей нехарактерностью для музпремий номинации "Книга" соревновались труд "История группы 'Звуки Му'" легендарного контркультурщика Сергея Гурьева, печатная версия радиопрограммы Бориса Гребенщикова "Аэростат" и "АССА. Книга перемен" о культовом фильме Сергея Соловьева, написанная журналистом "Коммерсанта" и пресс-атташе Земфиры Борисом Барабановым. Победил последний.

Две номинации обошлись без народного голосования. "Выбор сайта Наше.Ру", то есть самый запрашиваемый на портале исполнитель, достался питерским ню-металлистам Amatory. "Легенда", присуждаемая учредителями премии в лице "Нашего радио" и компании "С.А.Т." за вклад в российскую рок-музыку, ушла к "Агате Кристи", недавно объявившей о завершении творческой деятельности.

За неимением явного и яркого фаворита для завершения церемонии организаторы "Чартовой дюжины. Топ-13" выбрали проверенный и беспроигрышный вариант. Роль хедлайнера отошла к обделенному наградами, но всенародно любимому уральскому коллективу "Чайф". Владимир Шахрин привычно завел "Олимпийский" хитами "Ой-йо", "В ее глазах", "17 лет", "Шаляй-валяй", "Оранжевое настроение", а на бис дуэтом с Гариком Сукачевым исполнил "Поплачь о нем".

Плавание по волнам финансового и творческого кризиса продолжается.