Не нужны нам ваши баннеры

Рост рынка интернет-рекламы в США резко замедлился

Аудиторская компания PricewaterhouseCoopers подготовила по запросу Interactive Advertising Bureau исследование рынка интернет-рекламы в США. Оказалось, что в 2008 году рекламодатели увеличили расходы на онлайн всего на 10,6 процента. Это самое низкое значение с 2002 года. Тогда, как и в 2001 году, рынок интернет-рекламы пережил падение.

Для сравнения, в 2007 году темпы роста составили 26 процентов. Впрочем, замедление роста - это еще не падение. Американским рекламщикам все равно удалось за год собрать рекордные 23,4 миллиарда долларов. В том же 2007 году на онлайн-рекламу было потрачено лишь 21,2 миллиарда.

Естественно, хуже всего индустрии пришлось в четвертый, кризисный квартал. Расходы по сравнению с четвертым кварталом предыдущего года возросли всего на 2,6 процента и составили 6,1 миллиарда долларов. Если вспоминать 2007 год, то в аналогичный период прирост по сравнению с 2006 годом составлял 24 процента. Таким образом, речь идет о замедлении темпов роста почти в десять раз. Кроме того, с третьего по четвертый квартал 2008 года рост составил лишь 4,5 процента - самый низкий квартальный темп с 2001 года.

Несмотря на описанные ужасы, интернет-реклама меньше других пострадала от кризиса, ведь, по данным Nielsen, в 2008 году выручка по всей отрасли сократилась на 2,6 процента до 136,8 миллиарда долларов.

Кроме исследования предыдущих периодов аналитики вовсю готовят и пересматривают прогнозы. Так, исследователи из eMarketer поправили свой прогноз, сократив предполагаемое увеличение расходов вдвое. Теперь они ждут роста рынка всего на 4,5 процента до 24,5 миллиарда долларов, а не 8,9 процента.

Разные форматы интернет-рекламы отреагировали на кризис по-разному. Так, сегменту поисковой рекламе, на которую потратили 10,5 миллиарда долларов, удалось вырасти на 20 процентов. Медийной, в частности, баннерам, повезло меньше. Здесь рост составил всего 8 процентов при выручке в 7,6 миллиарда долларов. Кстати, сегмент видеорекламы, на которую пока потратили менее 800 миллионов долларов, вырос более чем вдвое.

На медийную рекламу, доля которой в конце 2007 года составляла 35 процентов, к концу 2008 года пришлось лишь 33 процента расходов рекламодателей. Сюда включаются баннеры, формат rich media, цифровое видео и спонсорские программы. Поисковая реклама увеличила долю с 41 до 45 процентов. Это самый популярный формат с 2004 года.

Меньше всего денег рекламодателей досталось сегменту частных объявлений (14 процентов), партнерским программам (7 процентов) и e-mail рассылкам (2 процента).

Интересно, что десять крупнейших американских онлайн-рекламодателей в 2008 году не сократили, а напротив, увеличили свои расходы на интернет-рекламу. Если в 2007 году на них приходилось 69 процентов общего "пирога", то годом позже - уже 72 процента.

В основном рекламироваться в интернете стремились представители розничного бизнеса, автопроизводители, компании из IT-отрасли и финансовые организации.

Удивительно, но ситуация в российской отрасли онлайн-рекламы напоминает американскую. Участники рынка не ждут сокращения рекламных расходов по итогам 2009 года. В то же время, по данным MindShare Interactive темпы роста расходов на интернет-рекламу в текущем году могут упасть в десять раз. То есть, вместо роста на 55 процентов в долларовом исчислении следует ожидать увеличения расходов лишь на 5-7 процентов.

В то же время в других сегментах речь хоть о каком-то росте заходит все реже. Аналитики Carat, например, считают, что в 2009 году весь российский рекламный рынок сократится на 8,6 процента. Некоторые признаки этого уже видны по пустым рекламным щитам, первому за десять лет сокращению рынка радиорекламы, бартеру в обычно денежной телерекламе, а также резкому сокращению доходов российской прессы от рекламы.

Онлайну еще повезло.