Поговорить о работе любят сотрудники многих компаний. Особенно прямо на рабочем месте. А некоторые при этом так увлекаются, что забывают выполнять свои прямые обязанности. Например, недавно один такой занимательный разговор завязался у двух пилотов американской авиакомпании Northwest Airlines, которые вспомнили, что им пора сажать самолет, лишь после того, как "перемахнули" через аэропорт назначения на 240 с лишним километров.
Инцидент с участием пассажирского аэробуса А320 компании Northwest Airlines, выполнявшего рейс номер 188 Сан-Диего – Миннеаполис-Сент-Пол, произошел 21 октября. Самолет, которым управляли капитан Ричард Коул (Richard I. Cole) и второй пилот Тимоти Чени (Timothy B. Cheney), не приземлился в аэропорту, обслуживающем столицу Миннесоты Сент-Пол и крупнейший город штата Миннеаполис (Minneapolis-Saint Paul International Airport) в назначенное время.
Причиной произошедшего стала не аварийная ситуация, не захват аэробуса террористами и не плохие погодные условия. Оказалось, что виной всему – оплошность экипажа, который оставил без внимания команды авиадиспетчеров и проигнорировал показатели приборов.
Вас не слышно, перезвоните
Экипаж аэробуса А320 с 144 пассажирами на борту перестал выходить на связь с авиадиспетчерами задолго до времени прибытия самолета в аэропорт назначения. Об этом сразу же доложили американским властям, которые приступили к оценке ситуации. Естественно, первой версией стала самая страшная – самолет захватили террористы и у пилотов нет возможности сообщить об этом на землю.
Командование воздушно-космической обороны Североамериканского континента тут же объявило тревогу. По сообщениям прессы, Национальная гвардия США (один из резервных компонентов Вооруженных сил страны, оказывающий поддержку ВВС США) приказала подготовить к вылету четыре истребителя, которые должны были "догнать" пассажирский лайнер и взять его под свой контроль.
Прибегать к этой мере, однако, не стали. Среди представителей американских авиационных ведомств появились слухи о том, что пилоты попросту уснули во время полета и проспали аэропорт Сент-Пола, где должны были приземлиться. Национальный комитет безопасности перевозок США (National Transportation Safety Board, NTSB) отверг эту версию, но взамен предложил свою – капитан и его помощник потеряли бдительность из-за сильной усталости после предыдущего длительного полета.
Несмотря на то, что в истории с аэробусом Northwest Airlines еще остается много неясного, ее нельзя назвать уникальной. Подобные происшествия время от времени случаются с самолетами разных авиакомпаний. Так, летом 2008 года пассажирский лайнер Air India оказался в 600 километрах от аэропорта назначения из-за того, что пилоты уснули во время полета.
Весной того же года пилоты гавайской авиакомпании go! погрузились в сон по пути в Гонолулу, и самолет на 24 километра миновал место назначения.
Летом 2007 года капитан направлявшегося в Женеву "Боинга" чешской Travel Service уснул за штурвалом, а второй пилот вышел из кабины.
Летом 2003 года пилот американской компании Woker International уснул по пути с Багамских островов в США. К спящему летчику подобрался один из пассажиров, который смог записать происходившее в кабине на любительскую камеру. После этого случая пилот был вынужден уволиться с работы.
В общей сложности пилоты, на которых лежала ответственность за жизни 144 человек, выбравших рейс номер 188, не выходили на связь около 78 минут. Расшевелила экипаж одна из стюардесс, которая позвонила в кабину пилотов по интеркому за пять минут до предполагаемого времени посадки и спросила Коула и Чени, чем вызвана такая задержка.
Лишь после этого, осознав, что они "перелетели" аэропорт Сент-Пола на 241 километр, капитан и второй пилот связались с авиадиспетчерами и запросили разрешение на выполнение разворота над Висконсином и последующую посадку в аэропорту столицы Миннесоты. Убедившись, что Коул и Чени вполне здоровы, а аэробус Northwest Airlines не стал объектом нападения террористов, диспетчеры позволили самолету развернуться и начать снижение. При этом никого из пассажиров лайнера задержка не смутила и, к счастью для авиакомпании, на борту обошлось без паники и пострадавших.
Как все было на самом деле
Национальный комитет безопасности перевозок США (NTSB), который взял на себя расследование инцидента, уже выяснил, чем Коул и Чени занимались во время полета. Для того чтобы восстановить картину произошедшего, специалисты ведомства беседовали с членами экипажа более пяти часов. Опытные капитан и его помощник – вместе на двоих у них 31 тысяча часов налета – признались, что позволили себе отвлечься от управления аэробусом.
Перед вылетом в Сент-Пол из международного аэропорта Сан-Диего оба пилота пронесли в кабину свои ноутбуки, а после того как лайнер поднялся в воздух, принялись обсуждать новые правила функционирования Northwest Airlines, которую ровно год назад приобрела другая американская авиакомпания - Delta AirLines. В опубликованном 26 октября отчете NTSB говорится, что речь у них шла об обновленном расписании полетов и переформировании маршрутов.
Чени (в документе особо подчеркивается, что он был "более откровенен") рассказал экспертам комитета, что он объяснял своему капитану, как нововведения отразятся на их будущей работе и что им предстоит изменить, когда Delta полностью поглотит Northwest Airlines. Во время этих "воздушных консультаций" пилоты использовали свои персональные ноутбуки, что строжайше запрещено правилами авиакомпании.
При этом пилоты отвергли предположения о том, что на качестве их работы могла сказаться усталость: перед отправкой в рейс оба отдыхали по 19 часов. Также Чени и Коул опровергли слухи о том, что просто заснули за штурвалом. По словам летчиков, они всерьез увлеклись разговорами о работе – оба пилота слышали сообщения авиадиспетчеров, однако игнорировали их до тех пор, пока их не потревожила стюардесса. Когда летчики наконец ответили диспетчерам, они объяснили свое длительное молчание "небольшой путаницей".
Комментируя свою оплошность, 53-летний Коул (он служит в Northwest Airlines с 1985 года) и 54-летний Чени (стал сотрудником компании в 1997 году), заявили, что буквально потеряли счет времени по пути в Миннеаполис-Сент-Пол. Они якобы настолько увлеклись обсуждением работы, что даже сняли с себя гарнитуру с акустическими датчиками – видимо, чтобы не мешала.
Теперь комитету предстоит изучить аудиозаписи, сделанные во время полета. Однако их оказалось не слишком много - речевой регистратор переговоров в кабине экипажа зафиксировал всего 30 минут разговора пилотов за три с лишним часа полета. Однако специалисты надеются, что подробности инцидента удастся раздобыть после расшифровки данных бортовых самописцев, которые уже извлекли для анализа. NTSB продолжает расследование обстоятельств происшествия, а Коул и Чени пока отстранены от полетов.
Итого
Терри Максон (Terry Maxon), корреспондент и ведущий авиационного блога Airline Biz на сайте издания The Dallas Moring News, полагает, что Коула и Чени ждет увольнение. Накануне он разместил в блоге материал, посвященный "казусу рейса номер 188".
По данным Максона, представители авиакомпании Delta уже дали понять, что провинившиеся пилоты не смогут рассчитывать на снисхождение и скорее всего потеряют работу. Комментируя случай с участием аэробуса Northwest Airlines, эксперт по вопросам авиации Роберт Манн-младший (Robert W. Mann Jr) назвал поведение летчиков не имеющим оправдания.
Сами пилоты пока общаются с представителями СМИ весьма осторожно. В беседе с Associated Press Коул кратко повторил содержание отчета NTSB. Журналисты The New York Times, собиравшиеся получить более подробные комментарии, не смогли дозвониться ни до Коула, ни до Чени.