Новости партнеров

Новейшая комедия масок

История с архивом Вазари превратилась в фантасмагорию

Ровно неделю итальянские газеты волнуются из-за покрытой густым мраком неизвестности сделки: некие русские купили в старинном тосканском городе Ареццо за баснословную сумму в 150 миллионов евро 31 папку с бумагами, принадлежавшими Джорджо Вазари, ренессансному художнику и историку искусства. Но чем больше об этой истории становится известно, тем запутанней она звучит. Новейшие подробности, хотя и довольно мрачные, тем не менее, придают ей комический оттенок.

Перу Вазари (1511 - 1574) принадлежит самая главная книга по истории ренессансного искусства: "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих". Биограф Джотто, Микеланджело, Боттичелли, Фра Анжелико, Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана и еще нескольких десятков итальянских художников и архитекторов поддерживал обширную корреспонденцию со многими сильными мира сего. В его архиве в Ареццо уцелели, по некоторым данным, 17 писем одного только Микеланджело, что, конечно, делает содержимое пресловутых папок крайне ценным.

Все в этой архивной эпопее на поверку оказывается удивительно неопределенным. Взять, к примеру, обстоятельства, по которым бумаги Вазари, очевидным образом должные считаться национальным достоянием, оказались в XXI веке в частных руках. Как пишет La Reppublica, из-за последовательности недоразумений и юридических ошибок архив остался в семье душеприказчика Вазари по фамилии Спинелли и более чем на три столетия выпал из поля зрения исследователей. Следы архива появились вновь лишь в начале XX века, причем феерическим образом: "Документы были обнаружены лишь в 1908 году директором музея Дель Боргелло ди Фиренце [так в Инопресса.ру; имеется в виду флорентийский музей Барджелло]. Официально он сообщил об их существовании лишь в 1917 году, уже после того, как в 1915 году итальянское государство приобрело дом Вазари, чтобы превратить его в музей" (перевод Инопресса.ру).

Бумаги, несмотря ни на что, остались у Спинелли, правда, на условиях вечного хранения в городском совете Ареццо. Последний из графов Спинелли был женат на служанке по фамилии Фестари. Их внук Джованни Фестари, унаследовавший, очевидно, графский титул, но не фамилию, ухитрился добиться отмены положения о вечном хранении. Итальянские газеты, не вдаваясь в подробности, пишут, что деятельность Фестари была темна, сопровождалась судами, и что архив Вазари за долги владельца чуть было не был принудительно продан за 2,5 миллиона евро. Но граф выкрутился и сохранил бумаги при себе.

Тосканская газета La Nazione выяснила, что графу Фестари 2,5 миллиона не казались существенной суммой: он вел массу переговоров с потенциальными покупателями архива. В частности, некий "иностранец" предлагал за папки Вазари 35 миллионов, а два американских университета - по 50 миллионов. И вот тут появились некие русские, заговорившие о втрое большей сумме (и кто бы смог отказаться от такого предложения, риторически спрашивает корреспондент La Nazione).

Дальше начинается и вовсе фантасмагория. Во-первых, сумма в 150 миллионов евро кажется всем тем, кто всерьез занимается рынком произведений искусства, запредельной. Ни одна, даже самая дорогая, картина ренессансного художника не стоит столько. Во-вторых, непонятно, почему заключенная еще летом сделка попала в поле зрения городских властей Ареццо только в середине осени. В-третьих, кто же такие эти русские покупатели?

Последний вопрос в итальянских газетах освещен не то чтобы скупо, но непоследовательно. Например, компанию называют то "Ross Engineering", то "ООО R. O. S. S. Engineering", то "Ross Group", то даже "Reghiolalnie standarti servisa Inginiring". Непонятно, ни кому эта компания принадлежит, ни чем она занимается. La Nazione 28 октября 2009 года опубликовала (самым варварским образом - ничего не видно) фотографию договора о покупке архива. На печати компания называется "R. Ing", она зарегистрирована в Москве по адресу Ярославское шоссе, дом 68. На картах российской столицы здание с таким номером не находится, но вот дом 66 расположен, судя по всему, на территории ФГУП "59-й арсенал Главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны РФ" - войсковая часть № 42697 (бывшие артиллерийские склады "Мыза Раево").

Председателем совета директоров компании "Ross", как выяснили в Corriere della Sera, является бизнесмен Василий Степанов. Он был покупателем архива по поручению своего друга-олигарха, для которого "150 миллионов - ничтожная сумма". Этот неназванный богач с армяно-сибирскими корнями (sic!), деревообрабатывающим бизнесом и с недвижимостью в нескольких европейских странах, собирался (кажется) переехать в Италию и купить "что-то большое". Однако он погиб в автокатастрофе 9 сентября. Журналисты Corriere della Sera заключили из этого, что "русские отступили", следовательно, архиву Вазари, как минимум, не угрожает вывоз из Италии, за что, собственно, и боролась общественность в лице мэра Ареццо Джузеппе Фанфани. Тем временем никаких данных о ДТП с участием состоятельных россиян 9 сентября газетчикам обнаружить не удалось.

Продолжение истории не заставило себя ждать: следом за материалом, в котором впервые стало известно о гибели покупателя архива (28 октября), на сайте Corriere della Sera (тогда же, 28-го) появилась короткая заметка о том, что аретинский адвокат семьи графа Фестари Гвидо Козулич утверждает, что никакая сделка по архиву не срывалась и что переговоры продолжаются. Какие переговоры и кого с кем - непонятно. В тот же день La Nazione сообщила, опираясь на текст договора с "R.Ing", что агент графа Фестари - римский бизнесмен по имени Энрико де Мартино - получил гарантийное письмо от Сбербанка РФ, подтверждающее намерения русских покупателей.

История об архиве Вазари наверняка должна была стать в Италии платформой для серии публикаций о важности сохранения национального наследия, однако под грузом фантастических подробностей она не могла не принять конспирологическую форму, и вот в La Nazione автор статьи спрашивает себя и читателей: а не "Газпром" ли с Владимиром Путиным стоят за этой эпопеей? В Corriere della Sera имен не называют, но указывают на то, что "архив Вазари оказался всего лишь фрагментом - и не самым важным - в гигантской мозаике финансового бизнеса и сделок с недвижимостью, которую пытаются сложить итальянские и российские предприниматели", причем речь идет об "уже почти готовых проектах совместного строительства торгового центра площадью 45 тысяч квадратных метров рядом с историческим центром [российской] столицы" (перевод Inopressa.ru).

***
Большая советская энциклопедия сообщает нам, что "комедия дель арте (commedia dell'arte), комедия масок, - вид итальянского театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления. Персонажами К. д. а. были типовые "маски", переходившие из одного спектакля в другой". И точно, в происшествии с бумагами Вазари оказались замешаны современные маски: хитроумный аристократ сомнительного происхождения, таинственный богач, всесильный премьер-министр далекой страны, совестливый мэр, раздувший тайную сделку до размера национальной драмы. Очень трудно отделаться от ощущения, что в конце концов эта история закончится как неудавшееся мошенничество. Но какая реклама для старинного Ареццо получилась. Хоть кто-то не уйдет обиженным.

Юлия Штутина