В начале ноября компания Microsoft начала кампанию по отключению геймеров от сетевого сервиса Xbox Live. Критерии отбора просты - в список неудачников попадают только те владельцы консолей Xbox 360, которые нарушают пользовательское соглашение. Корпорация и раньше отключала недобросовестных геймеров от Сети. Но о масштабах подобных кампаний можно было судить лишь по отзывам негодующих пользователей на различных форумах. В 2009 году появились конкретные цифры, и они впечатляют.
В понедельник один из сотрудников колл-центра рассекретил интересную статистику. В беседе с Pinoy Cosplay он рассказал, что доступа в Xbox Live лишились как минимум 600 тысяч жителей США и Канады. Данных по Европе нет, но баны, как удалось выяснить Ленте.Ру, затронули и этот регион. "В нашем офисе начался ад", - пожаловался собеседник Pinoy Cosplay. Это не удивительно - тысячи наивных подростков начали обрывать телефоны техподдержки в надежде выяснить, почему их несправедливо, как им кажется, забанили.
Самое интересное, что Microsoft останавливаться не собирается. По некоторым данным, к рождественским праздникам планируется отключить от Xbox Live в общей сложности миллион консолей. Журналисты IGN связались с представителями Microsoft, однако в компании заявили, что не дают никаких комментариев по поводу конкретных цифр. Изданию GamesIndustry удалось выяснить лишь то, что число заблокированных геймеров составляет "небольшую часть" от общего количества пользователей Xbox Live. Всего в этом сетевом сервисе, напомним, зарегистрировано около 20 миллионов человек.
Чуть позже журналистам все же удалось разговорить представителей Microsoft. По крайней мере, издание InformationWeek в своей новости о массовых банах в Xbox Live ссылается на официальное заявление Microsoft. По данным журналистов, число приставок Xbox 360, лишившихся доступа в Xbox Live, уже достигло отметки в один миллион.
Главный вопрос, который волнует забаненых пользователей - а, собственно, за что? Почему это проклятое пользовательское соглашение позволяет Microsoft лишать выхода в Xbox Live геймеров, потративших немалые деньги на игровую консоль? Ответ ожидаемо прост - компания банит тех людей, которые каким-то образом модифицировали свою приставку. Цели для этого могут быть разными, но подавляющее большинство пользователей "перепрошивают" Xbox 360 для того, чтобы запускать нелицензионные копии игр.
Стоит пояснить, что учетные записи пользователей никто не банит, хотя целый ряд изданий пишет обратное. Здесь некоторые журналисты явно запутались в понятиях. Компания Microsoft отключает от Xbox Live именно консоли, чтобы геймеры не могли больше выходить в интернет с "перепрошитых" приставок. При этом они по-прежнему могут играть в офлайне и использовать как лицензионные копии игр, так и пиратские. Правда, такое положение дел устраивает далеко не всех. Ведь одно из главных достоинств консолей текущего поколения в целом, и Xbox 360 в частности, состоит как раз в том, что геймеры, наконец, получили полноценный доступ в сеть и качественный мультиплеер в играх.
Возможность встать, что называется, на путь истинный у "отключенных" от Xbox Live пользователей есть. Для этого нужно приобрести новую приставку, и восстановить на ней старую учетную запись. Список друзей, все так называемые достижения (achievements), полученные до бана, и прочие важные вещи сохранятся. Пользователь сможет вновь выходить с этого аккаунта в интернет и пользоваться всеми возможностями, которые дает Xbox Live. Главное, чтобы геймеру не пришло в голову вновь перепрошить консоль. Иначе после следующей волны банов у него есть все шансы получить еще одну приставку, которая будет годна лишь для игры в офлайне.
У системы, позволяющей Microsoft выискивать в Сети перепрошитые консоли, есть один недостаток. Геймерам, по сути, запрещается вообще вносить какие-либо изменения в конструкцию Xbox 360. К примеру, в середине октября один из руководителей компании Ларри "Major Nelson" Херб отметил, что после очередного системного обновления геймеры не смогут использовать карты памяти и жесткие диски, не получившие одобрения Microsoft.
Примечательно, что волна банов в Xbox Live началась незадолго до выхода Call of Duty: Modern Warfare 2 - пожалуй, главной игры осени, если не всего года. И многие журналисты усмотрели между этими событиями прямую связь. Ведь версия игры для Xbox 360 появилась в файлообменных сетях задолго до официального релиза. На многомиллионные продажи Modern Warfare 2 это вряд ли сильно повлияет, но возможность лишний раз ударить "по ручкам шаловливым" Microsoft, все же, решила использовать. Виновного в утечке игры в интернет, к слову, нашли. Им оказался 18-летний житель Майами Кристиан Дель Амо. Юного пирата арестовали, что ждет его в дальнейшем - пока не известно.
На приставке Wii можно запускать нелицензионные копии игр, но компанию Nintendo это, кажется, не сильно волнует. На консолях PlayStation 3 такой возможности нет по ряду различных причин. В случае с Xbox 360 уровень пиратства довольно высок. Это, увы, обратная сторона популярности консоли и ее превосходства над приставкой компании Sony. Но, в отличие от Nintendo, сотрудники Microsoft делают все возможное, чтобы максимально эффективно противостоять пиратству.
При этом компания поступает весьма гуманно - банят не всех и далеко не сразу. В Microsoft рассчитывают на благоразумие геймеров, которые возьмутся за ум и перестанут поощрять пиратство, услышав о массовых отключениях приставок от Xbox Live. Или просто поговорив с теми, кому не посчастливилось попасть в черный список. Рано или поздно, но пользоваться лицензией придется. Иначе никакого Xbox Live.
Максим Мишин