Абхазия может считать себя чуть более признанной, чем раньше. Ее независимость признала Республика Науру. Впрочем, это едва ли можно назвать заслугой самой Абхазии. О ее признании, как стало известно, власти Науру договаривались с Россией, рассчитывая получить в обмен финансовую помощь. Причем просили всего-то 50 миллионов долларов.
Столь скромным запросам в Москве могут только порадоваться. Вербовка союзников для Абхазии и Южной Осетии обходится недешево (той же Белоруссии, как рассказывал Александр Лукашенко, за их признание было обещано полмиллиарда долларов). А тут всего 50 миллионов. Правда, и особого эффекта от появления такого союзника ждать не приходится.
Независимость республик, отколовшихся от Грузии, Россия признала в августе 2008 года. Примеру РФ тогда не последовала ни одна из стран ближнего зарубежья, в остальной части мира делать это также не спешили. Сторонники независимости Абхазии и Южной Осетии (как в самих этих республиках, так и в России) вполне резонно отмечали, что, мол, все идет своим чередом и что далеко не все из стран, пользующихся сегодня международным признанием, получили его сразу.
Попытки Москвы форсировать этот процесс в определенном смысле увенчались успехом. Независимость Абхазии и Южной Осетии признали Никарагуа, Венесуэла - и теперь вот Республика Науру. Однако в целом кампания за международное признание этих республик все больше напоминает фарс: союзниками Абхазии и Южной Осетии становятся те, кто получает от России те или иные материальные блага. При этом российские власти упорно отрицают любые версии о том, что международное признание этих республик покупается и продается.
Последний из "благополучателей", венесуэльский президент Уго Чавес, даже и не пытался скрыть, кому адресован его жест. Свое заявление о признании он сделал не в Сухуми и не в Цхинвали. А в Москве, куда приехал за кредитами и оружием. И даже не просто в Москве, а на совместной пресс-конференции с российским коллегой Дмитрием Медведевым. Медведев тогда поблагодарил гостя (отметив, впрочем, что "признание - суверенное дело каждого государства"). А через несколько дней стало известно, что Россия открыла Венесуэле кредитную линию в два миллиарда долларов на покупку российского же оружия. Чавес со своей стороны, рассказал, что из России скоро поступит партия ракет.
Из всего этого российская сторона все же, очевидно, извлекла некоторые уроки. В эпизоде с Науру формальности были соблюдены. Представитель этого государства - министр иностранных дел, торговли и финансов Кирен Кеке - специально приехал в Абхазию и уже там объявил, что устанавливает с ней дипломатические отношения. Перед этим он посетил Южную Осетию, где пообещал, что вопрос о ее признании будет рассмотрен в парламенте Науру.
Правда, сведения о том, кому Абхазия и Южная Осетия обязаны очередным признанием, все же просочились в прессу. "Коммерсант" выяснил, что перед поездкой на Кавказ господин Кеке был принят в Москве. И принят на достаточно высоком уровне: по информации издания, он встретился с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым (факт встречи "Коммерсанту" подтвердил замглавы департамента информации и печати МИДа Игорь Лякин-Фролов). Сообщения об этой встрече, как отмечало издание, не попали ни на ленты информационных агентств, ни в новостную ленту МИДа (сайт министерства на момент написания этой статьи по запросу "Науру" выдавал ноль ссылок).
По данным российских дипломатических источников, на которые ссылается "Коммерсант", готовность признать Абхазию и Южную Осетию власти Науру выразили еще в начале осени. Условием они назвали "активное участие России в международной конференции доноров Науру". На этом мероприятии, состоявшемся в середине ноября, действительно присутствовал российский представитель (посол РФ в Австралии и странах Океании Александр Блохин). Вскоре после этой конференции науруанский министр прибыл в Москву.
Получил ли он деньги или только обещание их предоставить (по информации "Коммерсанта", у России Науру просила до 50 миллионов долларов "на неотложные социальные экономические проекты"), неизвестно. Впрочем, в Абхазии и Южной Осетии он, по крайней мере, сделал достаточно, чтобы эти деньги заслужить.
Республика Науру считается самым маленьким островным государством в мире. Ее площадь составляет всего 21 квадратный километр. На велосипеде побережье острова можно объехать за полтора часа.
Население острова составляет около 14 тысяч человек. Если им действительно удалось бы получить от России 50 миллионов долларов, а затем разделить эти деньги поровну, каждому досталось бы примерно по три с половиной тысячи.
В прошлом Науру считалось достаточно богатым государством, с рекордными показателями ВВП в расчете на душу населения. Высокие доходы острову обеспечивали залежи руды с высоким содержанием фосфатов (используемых, в частности, для производства удобрений). Однако в 1990-е годы запасы были истощены, так что населению пришлось искать другие источники дохода.
До тех пор, пока денег хватало, жизнь для многих жителей острова была просто шикарной. Они, к примеру, покупали дорогие спортивные машины (хотя на Науру имелось только одно шоссе с ограничением скорости в 25 миль в час). Рассказывали историю о начальнике полиции, который купил себе роскошную "Ламборгини" - и уже после этого выяснил, что слишком толст для того, чтобы влезть за руль. "Мало кто думал о том, что деньги можно куда-то инвестировать, - рассказывал "БиБиСи" местный житель. - Долларовые банкноты даже использовались вместо туалетной бумаги".
Когда доходы от добычи фосфатов иссякли, власти пробовали заработать на самых разных проектах. Например, позволили Австралии открыть на острове специальный центр для содержания нелегальных мигрантов. Пытались также превратить Науру в "налоговый рай", упростив правила банковской деятельности и добившись того, что республика превратилась в один из мировых центров отмывания денег. Однако под давлением FATF (международной группы по борьбе с отмыванием денег), которая включила Науру в список стран, способствующих легализации преступных доходов, вынуждены были отказаться от этой затеи.
Признание других государств также стало для Науру одним из источников дохода. В 2002 году, например, республика решила установить отношения с Китаем в ущерб Тайваню (Пекин тогда пообещал науруанцам 130 миллионов долларов). Позднее, однако, в обмен на помощь уже со стороны Тайваня Науру изменила свою позицию, разорвав отношения с Пекином.
P.S. В Тбилиси известие о признании Абхазии науруанцами встретили с иронией. "Наверное, - заявил госминистр Грузии по реинтеграции Давид Якобашвили, - это была новогодняя распродажа, и Россия купила признание за 50 миллионов долларов".