Мир
13:37, 5 января 2010

Вооруженным взглядом Горячие точки на карте мира - 2009

2009 год с его мировым финансово-экономическим кризисом не только не умерил пыл повстанцев и сепаратистов всех мастей, но и очертил на карте мира новые очаги вооруженных противостояний. В этом обзоре речь пойдет как о затянувшихся внутриполитических конфликтах, в ходе которых стороны давно уже отказались от дипломатии и перешли к силовому выяснению отношений, так и о разовых всплесках напряженности, случившихся в прошедшем году. Если добавить к этому перечню такие "внешнеполитические" акции, как январьская операция ЦАХАЛа в секторе Газа или действия армии США и их союзников в Ираке и Афганистане, то придется констатировать: спокойствия 2009 год миру не принес.

Гражданская война навсегда

Сомали

Ввести нормы шариата, чтобы остановить распространение радикального ислама - на столь нетривиальный шаг, пожалуй, до сих пор не решалась ни одна страдающая от боевиков страна. В Сомали в этом году выяснилось: не помогает.

В январе 2009 года в Могадишу прошли бои между правительственными войсками и радикальной группировкой "Союз исламских судов", в результате которых от СИС откололся умеренный блок. 31 января его лидер Шариф Ахмед стал президентом страны, возглавив переходное правительство. Радикальные же исламисты утверждают, что их бывший соратник Ахмед продался США, а "Аль-Каеда" объявила новым властям джихад. Компромисс превратился в африканский ад.

С тех пор ситуация в Сомали мало отличается от того, что творится, например, в Пакистане. В стране периодически происходят теракты с большим количеством жертв, причем руководство страны также не чувствует себя в безопасности. За 2009 год были, в частности, взорваны четыре министра.

В апреле правительство попыталось переманить часть сторонников исламистов, пойдя на необычный шаг: в стране были введены нормы шариата, чего многие годы добивались исламисты. Однако решение, включавшее вынужденные реверансы перед Западом в виде неприменения самых радикальных норм исламского закона, только подогрело пыл радикалов. В результате этого в июне 2009 года в стране было объявлено чрезвычайное положение.

В итоге, напряженность нарастает не только в самом Сомали, но и во всей Восточной Африке. Африканский союз требует от ООН объявить блокаду Сомали, а соседние страны уделяют больше внимания подготовке своих армий: известно, что террористы добиваются создания Большого Сомали, для чего планируют отторгнуть часть территории Джибути, Эфиопии и Кении.

Демократическая республика Конго

Миротворцы ООН в Конго. Фото (c)AFP
Lenta.ru

Активные боевые действия продолжались весь 2009 год в конголезских провинциях Северное и Южное Киву.

Две эти небольшие провинции содержат 30 процентов мировых запасов алмазов, более половины мирового кобальта, внушительное количество золота, нефти и урана. В довершение ко всему, в Киву имеется три четверти мировых запасов колумбита-танталита, или "колтана" - жаропрочного минерала, из которого добывают тантал, важнейший компонент компьютерных микросхем и печатных плат, необходимых для мобильных телефонов, портативных компьютеров и других современных электронных устройств.

От гражданской войны в Демократической республике Конго мирное население страдает с небольшими перерывами с 1998 года.

В феврале 2009 года ООН впервые не смогла собрать 3 тысячи миротворцев, которые, по замыслу организации, должны были укрепить 17-тысячный контингент голубых касок в Конго. Из 192 стран - участниц ООН на призыв генсека Пан Ги Муна откликнулись лишь две - Бангладеш и Бельгия. Бельгия вообще сочувственно относится к Конго, некогда своей крупнейшей колонии. А еще в Бельгии находятся крупнейшие транснациональные корпорации по переработке колтана, которые в другом, апрельском докладе ООН за номером S/2001/357 признаны ответственными за разграбление богатств ДРК.

Из попавшего в прессу доклада ООН следует, что, формально борясь за контроль над громадными залежами ресурсов в ДРК, правительство и повстанцы, скорее всего, просто делятся добычей. А неразбериха, царящая во время военных действий, позволяет и тем и другим бесконтрольно продавать добытые богатства за рубеж.

Шри-Ланка

27-летнее противостояние ланкийского правительства и боевиков из числа этнического меньшинства - тамилов - закончилось на Шри-Ланке разгромом последних.

Ланкийские солдаты в районе боестолкновений с повстанцами. Фото (c)AFP
Lenta.ru

В начале 2009 года вооруженные силы Шри-Ланки перешли в решительное наступление на позиции боевиков движения "Тигры освобождения Тамил-Илама". 2 января войска заняли столицу боевиков Килиноччи, а 14 января армия выбила мятежников с полуострова Джафна, который был их главной базой на протяжении четверти века.

25 января правительственные войска заняли последний находившийся под контролем боевиков крупный населенный пункт - город Муллаиттиву на севере страны, в котором находились порт и оборудованная сепаратистами взлетная полоса, через которые боевики снабжались оружием и припасами.

30 января армия Шри-Ланки предъявила повстанцам ультиматум с требованием выпустить 250 тысяч жителей, остававшихся на тот момент на захваченных территориях.

Однако стороны не сумели договориться, и победное наступление ланкийской армии продолжалось еще три месяца - для десятков тысяч человек, проживающих на северо-востоке острова, оно стало настоящим кошмаром. Международное сообщество, первоначально выдвигавшее идею организовать эвакуацию мирных жителей из района боев, ограничилось лишь периодическими заявлениями, осуждающими действия Коломбо.

22 апреля официальные представители "Тигров освобождения Тамил-Илама" сдались ланкийским властям, а спустя месяц власти острова объявили: сепаратисты полностью разгромлены.

Борьбу за создание независимого тамильского государства тигры вели с 1972 года. Всего за десятилетия конфликта от противостояния властей и сепаратистов погибли не менее 70 тысяч человек. Тем не менее, долгожданного облегчения властям Шри-Ланки это не принесло. В начале декабря стало известно, что на острове сформирована и готовит наступление на правительственные войска новая тамильская вооруженная группировка - Народная освободительная армия.

Пакистан

Медики на месте взрыва у представительства ООН в Исламабаде. Фото (c)AFP
Lenta.ru

Супругу покойной Беназир Бхутто - Асифу Али Зардари, избранному президентом Пакистана в сентябре 2008 года, не удалось взять под контроль многочисленные, в основном пуштунские, вооруженные формирования, действующие на территории страны.

Напротив, после отказа от жесткой тактики в отношении боевиков со стороны новоизбранного руководителя-демократа насилие захлестнуло обширную часть страны, угрожая исламскому государству распадом.

3 марта террористы напали на сборную Шри-Ланки по крикету в Лахоре. Никто из спортсменов не пострадал, однако погибли 6 сопровождавших автобус с игроками полицейских, а способность пакистанских правоохранительных сил обеспечивать безопасность иностранных делегаций была поставлена под сомнение.

В апреле духовный лидер мусульман в долине Сват Суфи Мухаммад, представляющий группировку "Техрики-Нафази-Шариати-Мохаммади" ("Движение за соблюдение Шариата"), объявил о прекращении перемирия с правительством. К лету армия Пакистана перешла в активное наступление против исламских радикалов к северо-востоку от Пешавара и к концу июня заявила о полной победе над боевиками в долине Сват. 8 июля стало известно еще об одном успехе пакистанских властей: в Южном Вазиристане был убит глава пакистанского отделения движения "Талибан" Байтулла Мехсуд.

Однако одно дело - равнинный Сват, и совсем другое - высокогорный регион Вазиристан, который на протяжении уже многих лет считается главным оплотом "Талибана" и лидера "Аль-Каеды" Осамы бин Ладена. Во второй половине года все активные боевые действия сосредоточились в этом небольшом районе площадью 11 тысяч квадратных километров.

Между тем, осенью боевики радикальных движений лишь активизировали террористические вылазки, число жертв которых с октября по декабрь уже превысило 400 человек. Теракт против представительства ООН в Исламабаде 5 октября привел к закрытию миссий этой организации по всей стране. 10 октября террористы убили 20 человек при нападении на Генеральный штаб (!) сухопутных сил.

Политические обострения

Мадагаскар

26 января власти Мадагаскара жестоко подавили антиправительственные демонстрации в нескольких городах страны, в частности, в столице - Антананариву, в результате чего были убиты, по разным данным, от 68 до 80 человек.

В ответ на это 31 января мэр 2-миллионного Антананариву Андри Ражуелина на митинге объявил, что правительство страны и президент Марк Раваломанана не справились со своими обязанностями, и провозгласил себя новым главой государства.

Однако захватить власть Ражуелине удалось лишь со второй попытки, когда ему "невольно" помогла армия, пославшая танки в Антананариву. Хотя военные подчеркнуто заявляли о своей нейтральной позиции, де-факто они несомненно помогли экс-мэру справить новоселье в президентском дворце 17 марта. Количество погибших в столкновениях с полицией к этому времени достигло 140 человек.

Насилие пошло на убыль, но политического кризиса это не остановило. Нового главу Мадагаскара не признали Африканский союз и часть населения, и свергнутый Равалуманана еще некоторое время продолжал принимать участие в международных форумах от имени своей страны.

Таиланд

Во время беспорядков в Бангкоке. Фото (c)AFP
Lenta.ru

В конце марта в Таиланде обострился политический кризис, продолжавшийся с момента свержения военными премьера страны Таксина Чинавата в 2006 году. Сторонники бывшего лидера начали широкомасштабные акции протеста по всему Таиланду, охватившие в конце первой декады апреля 29 провинций.

Наибольший размах манифестации с требованием отставки действующего правительства Aпхиситы Ветчачивы приобрели в столице Бангкоке, а также в курортной Паттайе, где в это время проходил саммит АСЕАН. 11 апреля стало понятно, что мероприятие международного уровня сорвано; его участников пришлось даже эвакуировать на вертолетах.

В Паттайе, а позже в Бангкоке, где количество протестующих достигло 30 тысяч человек, власти объявили чрезвычайное положение. В курортной столице страны его отменили с эвакуацией последнего участника саммита АСЕАН, а вот в Бангкок 12 апреля ввели танки.

На следующий день правительственные войска разогнали столичную манифестацию, применив оружие. В ходе возникшей паники погибли два манифестанта. Однако власти поспешили заявить, что армия не причастна к их гибели - якобы демонстранты погибли в ходе перестрелки, устроенной самими протестующими.

14 апреля тайская оппозиция заявила о приостановке акции протеста в Бангкоке; в этот же день суд санкционировал арест находящегося в Никарагуа Таксина Чинавата, а его паспорт был аннулирован - предположительно для того, чтобы Чинават самостоятельно не смог вернуться на родину. Чрезвычайное положение в столице Таиланда было отменено лишь 24 апреля.

Очередная тайская революция была подавлена, не успев начаться. Однако страна, в которой политический кризис с прекращением беспорядков не разрешился, не застрахована от новых выступлений оппозиции.

Иран

В июне одна из крупнейших стран исламского мира - Иран - была охвачена массовыми акциями протеста. Характерно, что выступившая против переизбрания консервативного президента Махмуда Ахмадинеджада молодежь договаривалась о совместных действиях через популярные сервисы блогов, из-за чего журналисты мгновенно окрестили иранские события твиттер-революцией.

Протесты в столице Ирана начались после того, как 13 июня было официально объявлено о победе Ахмадинеджада на выборах. В ночь на 15 июня басиджи (ополченцы-исламисты) силой захватили один из оплотов манифестантов - Тегеранский университет, ранив, как сообщалось, "большое количество людей". Днем 15 июня число манифестантов в Тегеране достигло 100 тысяч человек, и власти пошли на радикальные меры: в ночь на 16-ое число появились первые семь жертв столкновений с полицией, официально подтвержденных властями Ирана.

Массовые беспорядки, жестко пресекаемые полицией и "Басиджем", продолжались вплоть до приведения Ахмадинеджада к присяге 5 августа. Однако выступления оппозиции продолжились и после этого, но носили уже спорадический характер. Новый виток противостояния власти и оппозиции спровоцировало известие о смерти аятоллы-диссидента Хосейна Али Монтазери, скончавшегося 20 декабря. В ходе столкновения сторонников и противников действующего президента 27 декабря погибли 15 человек.

Общее число жертв противостояния только по официальным данным превысило 100 человек, а по мнению оппозиции приближается к 200. Кроме того, были арестованы сотни человек, в том числе 70 преподавателей иранских университетов и несколько иностранных граждан. Ряд иранских оппозиционеров был приговорен к смертной казни, причем пять приговоров уже приведены в исполнение. Еще несколько оппозиционеров умерли в результате издевательств в тюрьмах, что частично признали власти исламской страны.

Китай, Синьцзян-Уйгурский автономный район

Последствия беспорядков в Урумчи. Фото (c)AFP
Lenta.ru

В июле беспорядки вспыхнули там, где, казалось, их давно уже не ждали - на северо-западе Китая.

Поводом для конфликта между коренным населением Синьцзян-Уйгурского автономного района - уйгурами - и представителями народности хань (китайцами), чье переселение в регион поощряет центральное китайское правительство, стал конфликт на фабрике игрушек в южной провинции Гуандун. Массовая межэтническая драка произошла там после того, как рабочих-уйгуров обвинили в сексуальных домогательствах к китаянке-хань. Неизвестно, имели ли эти обвинения под собой какие-нибудь основания, но в результате драки погибли двое уйгуров, а власти отказались проводить в связи с этим дополнительное расследование, как того требовали представители уйгурской общины Гуандуна.

5 июля протесты перекинулись в столицу автономного района - Урумчи. Сначала там прошла демонстрация протеста, которую разогнала полиция. После этого в городе начались нападения на представителей народности хань. Первоначально единичные случаи насилия быстро вылились в погромы, сопровождавшиеся избиениями и убийствами. Всего в результате беспорядков погибли 197 человек и более 1700 получили ранения. В Урумчи были введены армейские части и дополнительные подразделения полиции.

Беспорядки были подавлены по-китайски оперативно и жестко. Несмотря на протесты уйгурских активистов по всему миру, 1400 зачинщиков погромов были арестованы, а 17 участников волнений приговорены к смертной казни. Еще 8 человек получили пожизненное заключение, а четверо проведут в тюрьме не менее 10 лет.

Гвинея

Гвинейская хунта, оперативно узурпировавшая власть в лишившейся президента стране, продемонстрировала: кто первый, тому и президентский дворец.

После смерти правившего с 1984 года президента Гвинеи Лансаны Конте первым вовремя сориентировался капитан гвинейской армии Мусса Дадис Камара. 23 декабря 2008 года он объявил о приостановке действия конституции, а также о роспуске правительства и парламента.

Заявления Камары были встречены массовыми народными гуляниями. После этого капитан сформировал для временного управления страной Национальный совет за демократию и развитие и объявил, что не более чем через два года уступит власть демократически избранному президенту, в выборах которого самопровозглашенный глава гвинейской военной хунты пообещал не участвовать. Однако летом Камара неожиданно изменил свое решение, объявив о планах баллотироваться на высший государственный пост.

Недовольные изменением диктаторского курса сограждане все чаще стали выходить на улицы, пока 28 сентября в Конакри не собрался стихийный митинг из 50 тысяч протестующих. И тогда Камара решился на расстрел недовольных.

В ходе подавления мирного протеста погибли 157 человек. В октябре стало известно, что санкции против Гвинеи ввел ЕС, а Международный уголовный суд в Гааге взялся за расследование событий в Конакри.

Переживший покушение на свою жизнь в начале декабря, Камара сейчас готовится к январским выборам, но политические перспективы страны - крупнейшего в мире экспортера бокситов - остаются неясными.

Филиппины

Полиция обследует место массового убийства на Филиппинах. Фото (c)AFP
Lenta.ru

23 ноября неизвестные расстреляли на южном филиппинском острове Минданао целый предвыборный кортеж, который вез в ЦИК провинции Магуинданао документы на регистрацию кандидатом в губернаторы оппозиционного политика Эсмаэля Мангудадату.

Самого Мангудадату в кортеже не было, зато там находились его жена и несколько родственников. Все они, а также около двадцати журналистов и более 30 сторонников кандидата, погибли.

Среди убитых нашли тела 23 женщин, причем две из них были беременны. Выяснилось, что все эти зверства учинила частная армия во главе с сыном губернатора провинции Магуинданао Андалем Ампатуаном-младшим. Оказалось, что это тот самый клан Ампатуанов, который несколько лет назад помог центральным властям искоренить на острове деятельность исламистской группировки "Абу-Сайяф", входившей в "Джемаа Исламия", которая, в свою очередь, имеет тесные связи с "Аль-Каедой". Таким образом, Ампатуаны считались главной опорой Манилы на крупном южном острове и даже получили возможность содержать собственную армию.

После известия о случившемся президент страны Глория Макапагал-Арройо исключила членов клана Ампатуанов из правящей партии ЛАКАС, отстранила от работы тысячу полицейских провинции, при бездействии которых происходила расправа, а также ввела на юге Филиппин чрезвычайное положение. Сам Ампатуан-младший и несколько участвовавших в расправе членов его армии арестованы, им предъявлены официальные обвинения в нескольких десятках убийств.

Сомнений в том, что виновные будут наказаны, нет - но насилие на юге Филиппин это уже не остановит. После арестов подозреваемых стало известно, что 3 тысячи сторонников клана Ампатуанов в знак протеста ушли в джунгли с оружием в руках.

Николай Анищенко

< Назад в рубрику