6 января в Таджикистане стартовала масштабная кампания по продаже акций строящейся Рогунской ГЭС — станции, которая призвана помочь республике справиться с энергетическим кризисом и обеспечить ей энергетическую независимость от соседей. Инвесторов, которые довели бы этот проект до конца, не нашлось, поэтому власти страны решили строить ГЭС на "народные деньги". Всего было выпущено акций на шесть миллиардов сомони (около 1,3 миллиарда долларов). Жители республики, по данным официальных источников, поддержали инициативу властей и в первый же день купили ценных бумаг на сотни тысяч долларов. Правда, еще до выпуска акций поступали сообщения, что в ряде случаев участие в "стройке века" является добровольно-принудительным (когда человеку, не желающему сдавать деньги на ГЭС, грозит, к примеру, потеря работы).
Строительство Рогунской гидроэлектростанции на реке Вахш, начавшееся еще в советские времена, после распада СССР было заморожено. Позднее работы были возобновлены: в достройке ГЭС принял участие российский "Русал". Однако в 2007 году соглашение между правительством Таджикистана и этой компанией было расторгнуто. Причинами этого в прессе были названы, в частности, разногласия по вопросу о мощности будущей станции, а также отказ Таджикистана продать российскому инвестору свой алюминиевый завод.
Власти республики, впрочем, полагали, что станция все же может быть достроена с помощью России. Еще в 2008 году в правительстве Таджикистана подумывали о том, чтобы передать российской стороне контроль над строящейся ГЭС (в российском проекте, посвященном достройке ГЭС, предлагалось создать акционерное общество, в котором доля Таджикистана составляла бы не более 25 процентов). Но в итоге отказались от этой идеи и решили завершить проект самостоятельно: финансировать строительство стали из бюджета республики (в 2009 году на эти цели было выделено около 122,5 миллиона долларов, в 2010 предполагается выделить около 150 миллионов).
В целом на достройку станции, по разным оценкам, потребуется от 2,5 до 3 миллиардов долларов. Чтобы привлечь дополнительные средства, был, в частности, создан фонд для сбора пожертвований. Определенную сумму власти решили получить от автовладельцев. Были внесены поправки в законодательство, которые разрешают ездить с тонированными стеклами, при этом доходы от разрешений на тонировку (разрешение обойдется в 500 долларов в год) и штрафов за езду с тонированными стеклами без разрешения (1000 долларов) пойдут как раз на финансирование Рогунской ГЭС (как пишет агентство Central Asian News, нововведение может принести проекту дополнительные 12 миллионов долларов в год).
Вопрос об участии России в проекте между тем не был закрыт и в 2009 году. В прессе высказывались предположения, что договориться об инвестициях президент Таджикистана Эмомали Рахмон рассчитывал в ходе своего визита в Москву в конце октября. Однако инвестиций оттуда он не привез. А вскоре, выступая на совещании с участием членов правительства, глава республики поручил как можно скорее выпустить акции строящейся ГЭС и выразил надежду, что все граждане Таджикистана поддержат этот проект. "Мы не должны надеяться на помощь других, - заявил он позднее. - Никто, кроме нас, не сможет благоустроить нашу родину. Ее судьба находится в наших руках".
Россия еще год назад заняла по отношению к Рогунской ГЭС позицию, которая больше отвечает интересам соседнего с Таджикистаном Узбекистана. Последний выступает против этого проекта, опасаясь, что сооружение в Таджикистане мощной станции приведет к уменьшению количества воды, поступающей в расположенный ниже по течению Узбекистан и необходимой ему для орошения полей. В начале 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев, будучи в гостях у Ислама Каримова, заявил, что Россия не будет участвовать в проектах, касающихся строительства ГЭС, если против этих проектов будут выступать соседние государства. МИД Таджикистана в связи с этим выступлением даже направил России ноту протеста.
Россия, возможно, и изменила бы позицию, если бы Таджикистан согласился передать ей контроль над ГЭС. "Россию интересует больше укрепление позиций в регионе, чем энергетические ресурсы. В данном проекте она хочет получить контрольный пакет", - рассуждает таджикский политолог Фаридун Саидов. В этом случае, по его мнению, Москва получила бы средство влияния как на Душанбе, так и на Ташкент.
Последнюю, впрочем, Россия уже через несколько месяцев после запуска пригрозила остановить (станция находится под контролем российского правительства). Причиной стали долги, накопившиеся у таджикских потребителей за уже произведенную электроэнергию. Таджикистан пообещал долги погасить, так что до остановки станции дело пока не дошло. Если бы это все-таки произошло, как отмечает агентство "Азия-Плюс", показатели дефицита электроэнергии практически вернулись бы к прежним значениям.
В конце 2009 года энергетическая ситуация в Таджикистане осложнилась в связи с выходом Узбекистана из Объединенной энергосистемы Средней Азии. В результате, как отмечали в компании "Барки Точик", таджикская сторона фактически лишилась возможности импортировать электричество из Туркмении (которое ранее доставлялось транзитом через Узбекистан и позволяло восполнять дефицит).
В этих условиях в Таджикистане пришлось в очередной раз вводить лимиты на подачу электричества. Прошлой зимой энергетический кризис был настолько сильным, что в стране оказались обесточены практически все промышленные предприятия, жителям регионов свет подавался всего на несколько часов в сутки, а в некоторые села электричество не поступало вообще. Нынешней осенью, по информации "Азии-Плюс", жители некоторых регионов уже с середины октября получали электроэнергию в ограниченном режиме. Так в Хатлонской области свет подавали по два часа утром и по три часа вечером, а в период с 30 октября по 5 ноября, как отмечает агентство, почти все села региона были полностью обесточены.
Всего по стране открылись 580 пунктов продажи акций, они будут действовать при отделениях государственного сберегательного банка "Амонатбонк". В Согдийской области, как сообщала "Азия-Плюс", их также планируют продавать на областном телевидении и на крупных базарах и в здании одного из театров.
В первый день продажи акций их покупали как чиновники и трудовые коллективы, так и обычные граждане. В городе Кайраккуме (на севере страны), к примеру, местные предприятия потратили на эти ценные бумаги около 300 тысяч долларов. Сотрудники МИДа Таджикистана купили акций на 135 тысяч долларов. Директор одного из предприятий Кулябского региона ради участия в этом проекте пообещал даже продать свою машину.
Чиновники, со своей стороны, стараются подогреть энтузиазм. Заместитель главы правительства Муродали Алимардон пообещал, что акции в будущем будут "цениться на вес золота". А глава администрации Хатлонской области Гайбулло Авзалов, призвав земляков поддержать призыв президента, выразил надежду, что именно жители его региона "в этом деле будут первыми в стране".
Для завершения первой очереди строительства Рогунской ГЭС понадобится около 600 миллионов долларов. Эмомали Рахмон, анонсируя выпуск акций, заявил, что считает возможным собрать с населения эту сумму. По его словам, каждой семье, кроме малообеспеченных, придется сдать по три тысячи сомони (немногим менее 700 долларов). Между тем средняя зарплата в стране, как отмечает Central Asian News, составляет около 70 долларов, а примерно половина населения республики живет в бедности.
Впоследствии президент пообещал, что заставлять людей сдавать деньги на ГЭС никто не будет. Обещание, как писала, в частности, "Независимая газета", выполняется далеко не всегда. При сборе средств на "стройку века", по информации издания, чиновники используют такие методы как угроза увольнения, лишение места для ребенка в детском саду и прочее.
По информации телеканала "Стан-ТВ", который ссылается на прогнозы экспертов, население Таджикистана сможет собрать на строительство ГЭС около 500 миллионов долларов. Данных о том, на какую сумму в целом было куплено акций по стране, пока не поступало.