Каримов, Ислам

Президент Республики Узбекистан

Президент Республики Узбекистан, действительный член Академии наук Узбекистана. Находится во главе республики с 1989 года, когда стал первым секретарем Центрального комитета Коммунистической партии Узбекской ССР. В марте 1990 года был назначен президентом страны на сессии Верховного Совета Узбекской ССР. Трижды избирался президентом Узбекистана - на всенародных выборах в декабре 1991 года, в январе 2000 года и в декабре 2007 года.

Ислам Абдуганиевич Каримов родился 30 января 1938 года в городе Самарканде Узбекской ССР в семье служащих - иранца Абдугани и таджички Санобар Каримовых. В 1941 году родители отдали Каримова в самаркандский детдом, в 1942 году забрали домой, а в 1945 году вновь отдали в детдом. После окончания средней школы он поступил в Среднеазиатский политехнический институт в Ташкенте. В 1960 году Кармов закончил институт, получив специальность "инженер-механик".

В 1960 году Каримов начал работать на заводе "Ташсельмаш", занимал должности помощника мастера, мастера и технолога завода. В 1961-1966 годах работал инженером, конструктором и ведущим инженером-конструктором на Ташкентском авиационном производственном объединении имени Чкалова. Кроме того, по некоторым сведениям, Каримов работал в ташкентском производственном объединении "Герметик", специализировавшемся на герметизации электронных приборов, и в Министерстве водного хозяйства Узбекской ССР.

В 1966 году Каримов перешел на работу в Госплан Узбекской ССР, где последовательно занимал должности главного специалиста отдела, помощника председателя, начальника отдела, начальника управления, заместителя и первого заместителя председателя Госплана. В 1967 году он закончил Ташкентский институт народного хозяйства и получил специальность "экономист". В 1983 году его назначили министром финансов Узбекской ССР, а в 1986 году - заместителем председателя Совета министров Узбекской ССР и председателем Госплана республики. В 1986-1989 годах Каримов работал первым секретарем Кашкадарьинского обкома Коммунистической партии.

В июне 1989 года Каримов был назначен первым секретарем Центрального комитета Коммунистической партии Узбекской ССР после назначения работавшего на этой должности Рафика Нишанова председателем Совета национальностей Верховного Совета СССР. В марте 1990 года Каримов был избран президентом республики на сессии Верховного Совета Узбекской ССР. В марте 1991 года, в ходе референдума о вхождении союзных республик в СССР, он убедил большинство населения Узбекистана проголосовать за то, чтобы остаться в составе Советского Союза.

31 августа 1991 года Каримов провозгласил государственную независимость Республики Узбекистан. В декабре 1991 года на всенародных выборах был избран президентом страны. В марте 1995 года в Узбекистане прошел референдум, по итогам которого срок президентских полномочий Каримова был продлен до 2000 года. В январе 2000 года Каримов был вновь избран на пост главы государства. В январе 2002 года в Узбекистане состоялся еще один референдум, увеличивший срок полномочий президента с пяти до семи лет и теоретически позволивший Каримову еще дважды избираться на семилетний срок.

При этом Каримов, избравший авторитарную модель государственного развития, получил практически неограниченную власть, но не сумел добиться реального улучшения жизненного уровня для большинства населения и постепенно начал терять свою изначальную легитимность. По мере ухудшения экономической ситуации и обострения борьбы за власть серьезной угрозой политическому режиму Каримова стали мусульманские лидеры. Ситуация особенно обострялась в 1999, 2000 и 2004 году, когда боевики устраивали взрывы и теракты в Ташкенте, а на территории республики и в соседней Киргизии проходили масштабные боестолкновения правительственных войск с вооруженной узбекской оппозицией. В ответ Каримов провел несколько серий массовых арестов в республике, а в 1999 году реформировал традиционный общинный институт местного самоуправления - махаллу, создав на его основе вооруженные отряды "Стражей махалли". По мнению экспертов, махалли стали основным элементом системы слежки и контроля за населением республики.

По мнению экспертов, с начала 1990-х годов Каримов стремился к независимой внешней политике Узбекистана, но из-за военных конфликтов в пограничных Таджикистане и Афганистане вынужден был искать поддержки более сильных покровителей, играя на противоречиях между ними. Так, независимость от Москвы достигалась за счет альянса с Вашингтоном и наоборот. В 1994 году Узбекистан стал членом Договора о коллективной безопасности СНГ (ДКБ), но в 1999 году, в виду усиления военного присутствия России в Закавказье и Средней Азии, Каримов вышел из ДКБ. Позже, опасаясь возможного вторжения талибов из Афганистана и экспорта исламской революции, он снова пошел на сближение с Москвой, и в июне 2001 года Узбекистан присоединился к "Шанхайской пятерке" (Китай, Россия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан), которая стала называться Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС). Осенью 2001 года Ташкент активно поддержал американскую операцию против Афганистана (спровоцированную терактами в США 11 сентября 2001 года) и предоставил Вашингтону возможность открыть на территории Узбекистана военную базу.

В 2005 году Каримов подвергся резкой критике Запада и международных организаций после событий 12-13 мая в узбекском городе Андижан, где правительственные войска открыли огонь по мирным жителям, требовавшим немедленного проведения социально-политических и экономических реформ в республике. По официальной версии, власти подавили антиправительственный мятеж террористов, финансировавшихся посольством США и иностранными средствами массовой информации. Москва поддержала версию Ташкента об организации андижанских выступлений исламскими экстремистами, и вскоре Россия и Узбекистан подписали договор о союзнических отношениях, в том числе о предоставлении друг другу военных баз и военных объектов, а Каримов распорядился закрыть американскую военную базу в Узбекистане. После этого Ташкент присоединился к Евразийскому экономическому сообществу (ЕврАзЭС), а его внешняя политика стала носить выраженный антиамериканский характер. В 2006 году Узбекистан стал членом Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

При этом внешнеполитический курс Каримова во многом определял направление экономического развития страны. В 1990-х годах, когда Ташкент дистанцировался от Москвы, в республике отмечалось снижение объемов торговли и производства из-за того, что технологически промышленность России и Узбекистана были тесно связаны. Тогда Каримов взял курс на форсированную индустриализацию экономики, проходившую во многом за счет свертывания социальных программ. В итоге в Узбекистане была сохранена собственная база авиастроения, появилась автомобильная промышленность. Переломным в экономическом сотрудничестве Москвы и Ташкента стал 2004 год, когда был создан российско-узбекский консорциум по разработке узбекских газовых месторождений и подписан договор о стратегическом партнерстве между странами. В 2005 году, после андижанских событий, Каримов обещал продать российским бизнесменам многие неприватизированные стратегические предприятия республики.

В сентябре 2007 года (в год истечения конституционного срока полномочий Каримова как главы республики) стартовала избирательная кампания по намеченным на декабрь 2007 года выборам президента Узбекистана. В октябре того же года Либерально-демократическая партия Узбекистана выдвинула Каримова в качестве своего кандидата. Представители оппозиции выступили против выдвижения Каримова, так как по закону он не мог быть президентом страны более двух сроков подряд. Несмотря на наличие других кандидатур на пост президента, эксперты сошлись во мнении, что победа Каримова предопределена.

23 декабря 2007 года в Узбекистане состоялись выборы президента страны. Согласно предварительным итогам, 88,1 процента проголосовавших избирателей поддержали кандидатуру Каримова, вновь избранного президентом Узбекистана.

На саммите ОДКБ 5 сентября 2008 года Каримов подписал декларацию, в которой выражалась озабоченность в связи с действиями Грузии в Южной Осетии и расширением НАТО на восток, а также поддержка активной роли России в содействии миру и сотрудничеству в регионе. Но уже той же осенью наметилось и сближение Узбекистана с западными странами; по мнению некоторых экспертов, именно с этим была связана приостановка членства Узбекистана в ЕврАзЭс в ноябре 2008 года.

В июне 2012 года Узбекистан вновь приостановил членство в ОДКБ.

Каримов имеет ученые степени и звания доктора экономических наук, действительного члена Академии наук Узбекистана, академика Российской академии авиации и воздухоплавания, почетного доктора и академика ряда зарубежных университетов и академий. Награжден орденом Трудового Красного Знамени и орденом Дружбы народов, золотой звездой под номером один "Узбекистон кахрамони" ("Герой Узбекистана"), орденами "Мустакиллик" и Амира Темура, рядом других орденов и медалей иностранных государств и международных организаций. Каримов является автором ряда монографий о политическом и экономическом развитии Узбекистана, его произведения были опубликованы в сборнике из 10 томов.

Каримов женат вторым браком, у них с супругой две взрослых дочери - Гульнара и Лола, также у него есть сын от первого брака, Петр.

Полная версия справки (68 кб.)