Знатоки кино всегда были уверены, что феноменальный успех "Титаника" Джеймса Кэмерона, заработавшего в мировом прокате 1,8 миллиарда долларов, сможет повторить или превзойти лишь один из следующих проектов самого Кэмерона. Похоже, эти прогнозы начинают оправдываться. Фильм "Аватар" за 25 дней своего триумфального шествия по мировым экранам уже улучшил ряд достижений своего "старшего брата" и уверенно приближается к самому главному из них.
Сходство прокатной судьбы двух картин Джеймса Кэмерона стало очевидно сразу после премьеры "Аватара". В свое время за первые выходные "Титаник" не продемонстрировал никаких рекордов, заработав на родине лишь 28 миллионов долларов. Нечто подобное произошло и с новой работой режиссера. Несмотря на более солидные стартовые сборы в 77 миллионов, "Аватару" не удалось даже побить рекорд декабря, до сих пор принадлежащий картине "Я - легенда". В общем же рейтинге самых успешных первых уик-эндов картина и вовсе оказалась лишь на 28 месте, пропустив вперед даже "Код да Винчи" и вторую часть "Людей Икс".
А дальше с "Аватаром" случилось то же, что и с "Титаником". Восторженные рецензии профессионалов, усиленные заработавшим на полную мощность "сарафанным радио", сделали свое дело. В течение первой недели "Аватар" приносил прокатчикам в Северной Америке в среднем по 16 миллионов долларов в день, а во вторые выходные американские зрители увеличили кассу фильма еще на 75 миллионов долларов.
Но "Аватар", продолжая идти по стопам "Титаника", и не думал на этом останавливаться. Четыре недели подряд он оставался безусловным лидером американского проката, собрав к 11 января 2010 года 429 миллионов долларов. Быстрее него до этой отметки добрался лишь "Темный рыцарь", взявший 400-миллионный рубеж через 18 дней после премьеры. Произошло это, правда, лишь благодаря астрономическим стартовым сборам творения Кристофера Нолана. Что же касается заработков за четвертые выходные, то тут "Аватар" оказался вне конкуренции, положив в свою "копилку" 48 миллионов, то есть на 20 миллионов больше, чем заработал за тот же период "Титаник".
За пределами США достижения проекта Джеймса Кэмерона были еще более впечатляющими. Стартовав лишь с девятого места, за 25 дней "Аватар" собрал в 111 странах мира более 900 миллионов долларов, причем на нескольких важных рынках фильму удалось установить серию внушительных рекордов. Так, в Китае с двух с половиной тысяч копий картина собрала в первые же выходные 40,2 миллиона долларов. Среди европейских рынков в лидерах пока числится французский, где заработки "Аватара" уже перевалили за 100 миллионов долларов. На втором месте оказалась Германия с 73 миллионами, а на третьем - Россия.
На родине "главных фильмов года" "Аватар", вышедший на день раньше американской премьеры, умудрился не только установить рекорд по стартовым сборам (19,7 миллиона долларов за первые выходные), но и к концу самых длинных государственных каникул заработать более двух миллиардов рублей, (69,5 миллиона долларов), оставив далеко позади бывших рекордсменов по кассовым сборам - "Иронию судьбы 2" и третий "Ледниковый период". Для сравнения, отечественный супергероический фильм "Черная молния", появившийся на российских экранах в канун Нового года, по данным журнала "Кинобизнес сегодня", заработал в первые дни проката чуть более девяти миллионов долларов.
Темп, с которым растут заработки "Аватара" в России, позволяет надеяться, что в итоге они приблизятся к 80 миллионам долларов, а там, кто знает, может и превысят их.
Еще одно важное достижение фильма Кэмерона отмечено в сети кинотеатров IMAX. Совокупные сборы "Аватара" достигли после четырех недель в прокате 91 миллиона долларов, что также является новым рекордом. Руководство компании не сомневается, что 100-миллионная отметка будет пройдена уже в ближайшее время. Тут стоит учесть, что по условиям соглашения с создателями "Аватара" фильм будет идти в сети IMAX аж до начала марта, когда его сменит бертоновская "Алиса в стране чудес".
Остается лишь добавить, что на момент написания данной заметки общие сборы "Аватара" превысили один миллиард 331 миллион долларов. До финального результата "Титаника" остается еще около полумиллиарда, но скорость, с которой "Аватар" сокращает отставание от своего теперь уже единственного соперника, устрашающе велика. Сейчас уже совершенно очевидно, что у фильма Джеймса Кэмерона есть все шансы стать тем самым айсбергом, который может отправить на дно непотопляемый "Титаник".
Андрей Воронцов