Музыка жизни

Умерла Ирина Архипова

Ирина Архипова. Фото из собрания Фонда Ирины Архиповой

Рано утром 11 февраля в Боткинской больнице Москвы скончалась оперная певица Ирина Архипова. Она стала звездой мирового масштаба в то время, когда оперу еще не слушали на YouTube, и ее по праву называли лучшей русской меццо-сопрано второй половины XX века. Архипова была одной из тех певиц, которые создавали и поддерживали репутацию русской вокальной школы, первой ласточкой от СССР в мировой опере.

Ирина Архипова родилась в 1925 году в семье, где музыку любили и знали. Ее мать Евдокия Ефимовна обладала прекрасным голосом и даже была отобрана в хор Большого театра, а отец - Константин Иванович - был большим ценителем музыки и умел играть на нескольких инструментах. Мать часто пела, иногда дуэтом с дочерью, отец же всячески поощрял художественные увлечения Ирины. Воспитанная в обстановке любви к музыке и искусствам, Архипова сформировала в себе творческий потенциал, который впоследствии определит для нее выбор профессии.

Профессиональные занятия музыкой для Архиповой начались относительно поздно - в 1934 году отец отвел ее в музыкальную школу при Московской консерватории. По результатам прослушивания девочку приняли, однако ни одного урока она посетить не успела: тяжело заболев, Архипова слишком сильно отстала и не смогла приступить к занятиям. На следующий год она поступила уже в музыкальную школу имени Гнесиных - туда попасть было проще - и начала заниматься по классу фортепиано.

После школы Архипова, однако, поступила не в Консерваторию, а в Московский архитектурный институт - так решило и время, и родители, и сама Ирина, которую привлекала карьера архитектора. Школу будущая певица оканчивала не в Москве, а в Ташкенте, куда ее семья переехала из-за войны. Так совпало, что в Ташкент переехал и МАРХИ, здание которого располагалось совсем рядом с домом семьи Архиповой. Вернувшись в Москву и защитив диплом (проект памятника погибшим в Великой Отечественной войне), Архипова, во время учебы в МАРХИ не оставлявшая занятия музыкой, все-таки поступила в Консерваторию на вечернее отделение.

В одном из интервью Архипова так описывала свою тогдашнюю жизнь: "Мой день начинался рано утром: с восьми до половины девятого я брала урок вокала в консерватории, а затем бежала через Красную площадь в архитектурную мастерскую. После работы снова шла на занятия по сольфеджио или истории музыки. В конце концов мои преподаватели поставили вопрос ребром: 'Строить или петь?'" Выбор был сделан, и в 1954 году Ирина Архипова становится солисткой Свердловского театра оперы и балета.

Через год с небольшим певица побеждает на международном конкурсе в Варшаве и привлекает внимание чиновников из Министерства культуры, по указанию которых ее переводят в Большой театр. В главном музыкальном театре страны Архипова сразу же дебютирует в роли Кармен в одноименной опере Бизе. Дебют, состоявшийся 1 апреля 1956 года, оказывается исключительно успешным и становится для певицы началом международной карьеры - для Советского Союза явления весьма непривычного.

В 1960-70-х годах Архипова выступает в лучших оперных театрах мира в Милане, Риме, Нью-Йорке, Сан-Франциско, Париже и Лондоне, а также гастролирует по Японии. Именно ей принадлежит заслуга популяризации русского вокала за рубежом - фактически она стала первой советской певицей, которую Запад не только услышал на пластинке, но и увидел на сцене. Отчасти благодаря ей мир узнал и оценил голоса Галины Вишневской и Елены Образцовой.

Ирина Архипова. Фото из собрания Фонда Ирины Архиповой
Ирина Архипова. Фото из собрания Фонда Ирины Архиповой

Одним из самых запоминающихся зарубежных выступлений певицы стало исполнение "Трубадура" Верди в Античном театре в Оранже. Запоминающихся не только для публики и критики, но и для самой Архиповой, которая тогда, в 1972-м, впервые вышла на сцену вместе с Монтсеррат Кабалье. "Без всякого преувеличения могу сказать, что свое выступление в "Трубадуре" на сцене древнеримского амфитеатра времен императора Августа я считаю самым сильным впечатлением в моей артистической жизни, значительной вехой в своей творческой судьбе", - писала впоследствии Архипова.

Основу репертуара певицы, в чем было ее главное отличие от западных див, составляли оперы русских композиторов (если не считать Верди). Ее прославили роли Марины Мнишек в "Борисе Годунове", няни в "Евгении Онегине", Элен в "Войне и мире" и, конечно, Марфы в "Хованщине". В меньшей степени Архипова известна исполнением духовной музыки и романсов, которые она считала важной частью своего репертуара и к которым успешно обращалась в поздний период карьеры.

Оставив концертную деятельность в 1990-х, Архипова продолжала поддерживать российскую оперу и академическую музыку вообще. В 1993 году был создан Фонд Ирины Архиповой, который проводит конкурсы и фестивали, устраивает концерты и занимается изданием книг и аудиозаписей, а также поддержкой молодых исполнителей. Сама певица неоднократно входила в жюри различных конкурсов и с 1967 года была бессменным председателем жюри Международного конкурса вокалистов имени Глинки, для становления которого сделала очень много.

Заслуги Ирины Архиповой неоднократно отмечались государственными наградами - она даже внесена в Книгу рекордов России как самая титулованная певица. В советское время Архипова стала трехкратным кавалером ордена Ленина, награждалась орденом Трудового Красного Знамени, была лауреатом Ленинской премии, также ей были присвоены звания Народной артистки СССР и Героя Социалистического Труда. Российская власть отметила певицу орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени, Государственной премией России в области просветительской деятельности, оперной премией "Casta diva" в номинации "За благородное служение опере", а также многими другими наградами.

Пятнадцать лет назад, выпуская свою вторую книгу, Архипова написала: "Мне очень нравится мысль великого Гете, что смысл жизни в том, чтобы жить. Как просто и как мудро. Жить, чтобы созидать, чтобы творить. Ars longa, vita brevis. Искусство долговечно, жизнь человека коротка. И надо спешить, чтобы успеть сделать как можно больше. А для этого нужно главное - достаточно времени". Таким людям, как Ирина Архипова, времени, кажется, никогда не будет достаточно, но музыка - музыка продолжает звучать.

Культура
 — 
14:07 24 февраля 2017

Белая вдова

Кино недели с Денисом Рузаевым: от «Джеки» до «Тони Эрдманна»
«Религиозность нашего социума сильно переоценена»
Почему передача Исаакиевского собора РПЦ стала проблемой для церкви и общества
Валентина ТерешковаПо космическим законам
Как Терешкова принесла соревнование с американцами из космоса в политику
«У молодых вообще нет собственной позиции»
Почему современные студенты инфантильны, аполитичны и боятся протестов
Казус Чудновец
Чем закончится дело жительницы Катайска, осужденной за репост. Репортаж
Желтую расу — в лагеря
Жизнь японцев, интернированных в США во время войны
Real estate magnate Donald Trump waves as he leaves a Greater Nashua Chamber of Commerce business expo at the Radisson Hotel in Nashua, New Hampshire, May 11, 2011. Trump suggested Wednesday it's not much fun flirting with the idea of running for president in the face of relentless attacks and ridicule. REUTERS/Don Himsel/Pool (UNITED STATES - Tags: POLITICS)Прощание с иллюзией
Почему Трамп не мог оправдать надежд на нормализацию отношений с Россией
Самый лучший президент
Американские историки составили список наиболее успешных руководителей страны
Мило ДжукановичИнтриги Черной Горы
Зачем Подгорица обвиняет Москву в попытке переворота
Без ствола
Российские власти сокращают число владельцев гражданского оружия
Мне хардбольно
Как играют в самую травмоопасную военно-спортивную игру
Недостаток ресурсов при избытке амбиций
Что не так с индийской системой закупок оружия
Тир во время чумы
Как тренировка в стрелковом клубе обернулась смертью инструктора и ученика
Допрос обвиняемого - митрополита Петроградского Вениамина на судебном процессе по делу об изъятии церковных ценностей, проходившем в зале филармонииСидеть!
Как молодая советская власть карала своих граждан
Стрелять, Карл!
Подстреленный Гитлер и отпуск в фашистской Италии: обзор Sniper Elite 4
Ястреб сбит, ястреб сбит!
Пушка-ловушка, орлы и другие неожиданные способы уничтожить беспилотник
twen, Nr. 6, 1969, Фотография: Гвидо Мангольд, графика: Вилли Флекхаус«Опаснее тысячи порножурналов»
Король книжного и журнального дизайна Вилли Флекхаус
Pierre et Gilles, Sainte Marie MacKillop (Kylie Minogue), 1995, Collection privée (c) Pierre et GillesГолубо-розовое
Транссексуалы, проститутки и панки в латексе на снимках гей-пары Пьера и Жиля
Белая вдова
Кино недели с Денисом Рузаевым: от «Джеки» до «Тони Эрдманна»
Орхан Памук«Ни одна жизнь не достойна романа»
Орхан Памук о современной Турции и противостоянии Востока и Запада
Смерть вождя
Роли, по которым мы запомним Алексея Петренко
Летают, но низенько-низенько
11 машин, способные ехать по любой поверхности. Точнее, даже не ехать
20 роскошных авто. В камуфляже
Маскировка, которая нужна, чтобы стать заметным
Лучшее от Italdesign за 10 лет
Девять проектов Italdesign Giugiaro, которые не оставят равнодушными
6 самых необычных военных машин
Военная техника, от которой волосы встают дыбом
Бог простит
В церкви нашли квартиру с красной мебелью и портретами в стиле поп-арт
Дворянское гнездо
Один из самых шикарных в мире домов нашли в диком лесу
«Пусть меня захоронят в отравленную, но родную землю»
Почему люди отказываются покидать чернобыльскую зону: реальные истории
Поставили баком
Англичане сделали идеальный дом из резервуара для воды