Черный день Фландрии

В Бельгии столкнулись два пассажирских поезда

Утром 15 февраля в окрестностях Брюсселя лоб в лоб столкнулись два пассажирских поезда. Несколько тысяч бельгийцев опоздали на работу, более сотни - отделались синяками и порезами, несколько десятков попали в больницы, а 25-ти пассажирам самого безопасного транспорта в мире этот день пережить не удалось.

Один из поездов с 12 пассажирскими вагонами следовал из города Квиэврейн на границе с Францией в Льеж на востоке Бельгии. Другой - небольшой "челнок" из шести вагонов - курсировал между расположенными вблизи Брюсселя Левеном и Брейн-ле-Комтом. Их пути пересеклись в 15 километрах от бельгийской столицы, около городка Буизинген в муниципалитете Халле на железнодорожном узле, где сеть высокоскоростных дорог пересекается с обычными пассажирскими линиями.

Столкновение произошло в самый час пик - 08:30 по местному времени (10:30 мск). Поезда не успели сильно разогнаться, но скорости хватило, чтобы поднять в воздух и опрокинуть несколько вагонов. Столкновение двух составов оказалось настолько сильным, что от кабин поездов практически ничего не осталось.

По предварительным данным, погибли до 25 человек - из-за неразберихи и большого количества пострадавших поступают противоречивые сведения. Доподлинно известно лишь о 18 погибших - 15 мужчинах и трех женщинах.

Впрочем, и без этого очевиден масштаб коллизии. Число пострадавших составляет примерно 125 человек, но в основном дело обошлось ссадинами и легкими травмами. Еще около 150 пассажиров испытали шоковое состояние.

Спасатели, прибывшие на место через несколько минут после столкновения, развернули в местном спортзале подобие полевого госпиталя, где оказали помощь всем потерпевшим, кому не понадобилась госпитализация. Пострадавших с тяжелыми травмами отправили в ближайшие больницы.

Доподлинно причины столкновения неизвестны. По различным данным, это могла быть и ошибка одного из машинистов, проехавшего на красный сигнал светофора, и сбой в регулировочной системе, и невнимательность диспетчеров. Окончательные выводы сделает следствие, но различные предположения выдвигаются уже сейчас.

Пока что наиболее убедительной выглядит версия о человеческой ошибке. В момент аварии шел снег, на управление поездом могло повлиять и обледенение рельсов. Структура железнодорожной развязки на месте аварии достаточно запутана, и пропуск нужного сигнала светофора в условиях плохой видимости мог привести к катастрофе. Эту версию подтверждают как показания пассажиров, видевших, как поезд проехал на красный сигнал, так и слова губернатора провинции Фламандский Брабант Лодевейка Де Витте (Lodewijk De Witte). Между тем машинист какого именно поезда мог допустить ошибку, в СМИ не сообщается.

Компания Infrabel, управляющая железными дорогами в Бельгии, утверждает, что пути на месте аварии были оборудованы системой защиты от подобных случаев и если бы машинист действительно проехал на красный свет, то поезд в такой ситуации должен был автоматически затормозить. Впрочем, неизвестно, была ли установлена такая система хотя бы на одном из столкнувшихся поездов. В Infrabel комментировать обстоятельства аварии отказываются, справедливо объясняя это тем, что забота о пострадавших сейчас гораздо важнее, чем расследование причин катастрофы.

Еще одним серьезным, хотя и гораздо менее значительным, чем гибель людей, последствием аварии стал коллапс скоростного железнодорожного сообщения между европейскими странами. Во время столкновения были перебиты силовые кабели, что привело к полной остановке поездов Thalys, курсирующих между Парижем и Брюсселем, четыре из которых застряли на путях. Также авария повлияла на поезда Eurostar, которые связывают Великобританию с материковой Европой - они не ходят в Брюссель второй день подряд. Не работает также железнодорожное сообщение Бельгии с Нидерландами и Германией.

"Это черный день для Фландрии", - заявил глава правительства Фламандского региона Крис Пеетерс (Kris Peeters). После сообщения о катастрофе премьер-министр Бельгии Ив Летерм (Yves Leterme) незамедлительно прекратил дипломатический визит в Косово и спешно прибыл на место событий вместе с бельгийским монархом Альбертом II.

Бельгия получила свою собственную пассажирскую железную дорогу в 1835 году и по праву гордится ею. Тем не менее, инцидент заставит серьезно задуматься о масштабной модернизации транспортного состава, которую последний раз проводили около 30 лет назад. Особенно если подтвердится версия с ошибкой машиниста и отсутствием в поезде систем безопасности на этот случай.

Подобные печальные инциденты - далеко не редкость для Бельгии. В 2001 году из-за ошибки машиниста столкнулись два поезда, погибли девять человек. Столкновения происходили также в 2007 и 2008 годах, но к жертвам они не привели. Нынешняя же катастрофа стала крупнейшей за последние четверть века.

Павел Борисов

Мир00:01Сегодня

«Человека убивали за неправильную считалочку»

От Чечни до Украины: он прошел все войны бывшего СССР и готов о них рассказать