Шок и трепет

Впечатления от игры BioShock 2

Два с половиной года назад Кен Левайн построил в игре BioShock неповторимый подводный город Rapture - злой, жутковатый, но при всем при этом какой-то очень уютный. Там мутанты в порванных смокингах охотились за маленькими девочками с неестественно светящимися глазами, которые, в свою очередь, при малейшей опасности прятались за спины огромных существ в водолазных костюмах. Там можно было подбрасывать врагов в воздух силой мысли и добивать их простым гаечным ключом. Там игрок оказывался в самом центре настоящей утопии. История, которая разворачивалась на фоне этих декораций, не нуждалась в развитии. Но разработчики, раздразнившие геймеров, просто не имели морального права остановиться на одной игре.

За эти два с лишним года многое изменилось. Кен Левайн увлекся новым таинственным проектом, и от участия в разработке второй части BioShock отказался. Его студия 2K Boston вернула себе историческое название Irrational Games. Создание BioShock 2 доверили совершенно новой компании 2K Marin, оперативно сформированной из разработчиков, трудившихся над первой игрой. Неизменным остался лишь город, затерянный в Атлантическом океане. Город, где вздрагиваешь от каждой движущейся тени; где можно сжечь с десяток местных обитателей заживо, а потом встать возле клумбы и любоваться цветами.

Отправлять геймеров, что называется, "второй раз в ту же воду" - затея довольно опасная. Понятно, что у них уже не будет того восторга, который они испытывали во время прохождения первой части BioShock. Но разработчики, кажется, и не планировали вновь заставлять игроков замирать в восхищении каждые десять минут. Они давят на другие чувства. Возвращаясь в Rapture, геймер попадает домой, где все по-старому, все знакомо. Разве что мебель не на своих местах.

Действие BioShock 2 разворачивается через восемь лет после событий первой части. Вдаваться в подробности мы не будем (сюжет игры не столь оригинален, как у BioShock, но все же увлекателен), ограничимся кратким рассказом о расстановке сил. В роли главного героя выступает "Большой папочка" - то самое существо в водолазном костюме, которое охраняет "Маленьких Сестричек". Девочки, как и прежде, ищут трупы и собирают ценный ресурс "Адам", заполучить который стремятся все обитатели Rapture. По сюжету, герой является самым первым "Папочкой", прототипом, существенно отличающимся от всех других защитников "Сестричек". На место основателя города Эндрю Райана, угрожавшего геймерам по радио в первой части BioShock, пришла София Лэм - строгая женщина-ученый со стальным голосом. Ее и придется искать геймерам в новой игре.

Get the Flash Player to see this player.

Водолазный костюм дает главному герою массу преимуществ по сравнению с обычным человеком, которым геймеры управляли в первой игре. Во-первых, вместо гаечного ключа он может использовать огромное сверло, при помощи которого очень удобно уничтожать жителей города, мутировавших в результате заигрывания с генетикой. Во-вторых, у главного героя появилась возможность носить мощное оружие, с которым обычный человек ни за что не управится. В-третьих, прототип всех "Папочек" может одновременно стрелять и использовать необычные способности (бить врагов током, поджигать, подбрасывать при помощи телекинеза и так далее). Учитывая, что стычки с мутантами стали гораздо динамичнее, это очень полезный навык. Ну и самое главное - водолазный костюм позволяет главному герою спокойно ходить под водой.

Есть, впрочем, и недостатки. Прототип не может похвастаться огромным запасом здоровья, как другие "Папочки". Его с легкостью может одолеть группа из нескольких мутантов. А если учесть, что в BioShock 2 появились новые враги (одни только существа под названием Brute Splicer чего стоят - затопчут, закидают камнями и не заметят), то путешествие по городу перестает казаться легкой пробежкой. К тому же главный герой неповоротлив, хотя и герой первой части особой прытью не отличался.

Сражений с другими "Папочками" за "Сестричек" избежать не удастся. Девочек по-прежнему нужно спасать, причем теперь они могут собрать для главного героя дополнительное количество драгоценного "Адама", который идет на покупку новых способностей. Вот только кроме других "Папочек" их охраняют так называемые "Большие сестрички" - быстрые, опасные, появляющиеся практически из ниоткуда. Здесь же можно упомянуть и сам процесс добычи "Адама", во время которого герою нужно защищать маленькую девочку от бесконечных мутантов. Иными словами, спокойная минутка в BioShock 2 - это большая редкость.

На самом деле отличий в новой игре от первой части немало. Правда, поначалу не обращаешь внимания на то, как сильно меняют игровой процесс придуманные разработчиками новшества. Взять, к примеру, взлом различной техники. Можно незаметно подойти к камере наблюдения и перепрограммировать ее по старинке. А можно при помощи нового устройства выстрелить специальным дротиком издалека. Особенно эффективно этот прием работает с турелями - взламываешь их, спрятавшись в темном углу, и они начинают расстреливать ни о чем не подозревающих мутантов, стоящих поблизости.

Сам процесс взлома тоже изменился. На смену медленной головоломке "подбери правильные трубки, чтобы провести жидкость из точки А в точку Б" пришла куда более динамичная шкала с разноцветными зонами. По шкале бегает стрелка, которую нужно остановить в определенный момент. Попали в зеленую - хорошо. В синюю - еще лучше, получите дополнительный бонус. Вендинговые автоматы выбрасывают бесплатную аптечку или боеприпасы; тревога, которая поднимается, когда мутанта обнаружит дружественная камера наблюдения, длится дольше. И подобных мелочей в BioShock 2 предостаточно.

Get the Flash Player to see this player.

А вот главным нововведением в игре является, пожалуй, многопользовательский режим. Разработчики первой части от мультиплеера решили отказаться - он там был просто неуместен. Теперь, когда геймеры в целом знают, что можно ждать от BioShock, им нужны дополнительные развлечения. Перестрелки в онлайне очень похожи на то, что можно увидеть во множестве других шутеров с видом от первого лица. Здесь можно получать опыт, открывать новое оружие и способности, выполнять определенные задания, например, "убейте 30 врагов из пистолета". Но все это с поправкой на то, что действие происходит в необычном подводном городе.

После первого матча кажется, что мультиплеер в BioShock 2 - провальная идея. Играть неудобно, на картах суматоха, да тут еще во вражеской команде появился "Большой Папочка" и всех положил. Сразу вспоминается онлайновый режим Metal Gear Solid 4, где есть масса интересных задумок, но вот сама игра с ее уклоном в сторону шпионского боевика к сетевым баталиям приспосабливается очень неохотно. С BioShock 2 все немного иначе. Если провести в многопользовательском режиме хотя бы час-полтора, начинаешь понимать, что происходит и как нужно действовать. А с пониманием приходит увлечение.

Если по большому счету, то за последние лет десять западные разработчики не выпустили ни одной игры, которая могла бы сравниться с BioShock. Она была красива, эффектна, она отличалась выдающейся драматургией и яркими персонажами. Была ли в этом заслуга исключительно Левайна или всей команды разработчиков - сейчас уже неважно. Главное, что 2K Boston придумала невероятный волшебный мир.

Вторая часть BioShock наглядно демонстрирует, что этот самый мир способен жить своей жизнью. В нем происходят какие-то мелкие, но важные события, там меняются правители, там умирают жители, а на их место приходят новые. Отказаться от искушения хотя бы одним глазком посмотреть на настоящую утопию очень сложно. Да и нужно ли?

Максим Мишин

Наука и техника00:01 2 декабря

Точка невозврата

Ученый создал детей-мутантов втайне от всех. На него ополчился весь мир