Новости партнеров

Гигантскими скачками

Видеохостинг YouTube стал двигателем развития онлайн-видео

За последние полгода популярный видеохостинг YouTube представил ряд новых функций, которые могут изменить традиционные ожидания пользователей от видеопортала. Фактически сервис трансформируется из простого онлайн-хранилища видеороликов в медийный суперпортал, предоставляющий широкий спектр возможностей.

Так, за последнее время портал представил поиск по комментариям к роликам в режиме реального времени, а также функцию AutoShare, которая автоматически индексирует новые видеоролики и другую активность пользователя в популярных социальных сетях. YouTube также начал поддерживать ролики высокого качества и облегченный механизм полноэкранного воспроизведения видео на больших экранах под названием YouTube XL.

При этом YouTube не забывает о мобильных пользователях и в августе прошлого года запустил специальный портал для владельцев смартфонов. А для пользователей с низкой скоростью подключения к Сети была представлена облегченная версия портала YouTube Feather.

В новом году YouTube не перестал осуществлять инновации. В начале марта видеохостинг запустил функцию автоматического добавления субтитров. В ближайшее время все видеоролики на английском языке будут снабжены подстрочным текстом, который будет автоматически переводиться на 51 язык, в том числе русский. При этом YouTube не останавливается на достигнутом, обещая запустить распознавание речи и на других языках уже к концу года.

Благодаря субтитрам пользователи YouTube смогут искать видеоролики, содержащие упоминание об интересующем их поисковом запросе. При этом поиск будет происходить непосредственно по субтитрам, а не только по тэгам, названию или описанию ролика. Новая возможность YouTube, по мнению специалистов сервиса, будет востребована у людей со слабым слухом, а также у изучающих английский язык. В основе технологии автоматического составления субтитров лежит метод, применяемый в сервисе Google Voice.

Другим экспериментом YouTube стал запуск нового плеера видеороликов, в котором не используется технология Flash. В январе YouTube представил плеер, который может воспроизводить ролики непосредственно в браузере. Это стало возможно благодаря разрабатываемой в настоящий момент новой версии языка разметки документов HTML5.

При проигрывании роликов с YouTube в Google Chrome, Safari и Internet Explorer с Google Chrome Frame пользователи уже сейчас могут обходиться без Flash. Это хорошо по ряду причин – во-первых, новый способ воспроизведения аудио/видеоконтента является открытым, т.е. в нем не используются проприетарные технологии компании Adobe. Это означает, что в будущем пользователи смогут смотреть ролики на YouTube в любом браузере, вне зависимости от того, установлен у них специальный плагин или нет.

Во-вторых, при воспроизведении роликов непосредственно браузером будет существенно снижена нагрузка на системные ресурсы ПК, поскольку отпадет необходимость поддерживать передачу данных между браузером и плагином. Также видеоролики станут доступны с мобильных устройств, многие из которых, например iPhone, в настоящий момент не поддерживают Flash.

Но все же, в первую очередь, сервис создан для размещения видеороликов, снятых пользователями. И, ввиду все большего распространения видео стандарта высокой четкости, YouTube запустил сервис, поддерживающий воспроизведение роликов в формате 1080p и 720p. Теперь пользователи могут воспроизводить HD-видеоролики, выложенные на YouTube, на экранах своих плазменных или ЖК-телевизоров с помощью, например, нетбука или ноутбука, оснащенных выходом HDMI.

Развитие YouTube, в свою очередь, приводит к развитию Сети. Так, одной из причин запуска инициативы Google по проведению в американские дома гигабитных интернет-каналов называется увеличение трафика YouTube, купленного Google еще в 2006 году.

В ноябре 2009 года YouTube представил новый сервис Direct, который позволяет рассматривать видеохостинг как новый тип социальных СМИ. Фактически YouTube Direct представляет собой способ для СМИ получить аудио- или видеокомментарий непосредственно от людей, которые находятся на месте событий.

YouTube уже давно перешагнул границы простого видеохостинга. Он стал площадкой, которая может быть использована для сбора средств в пользу пострадавших в результате землетрясения в Гаити, для показа демонстраций в Иране, а также для рассказа о коррупции в отдельно взятом УВД.

Нельзя оставить в стороне и взаимоотношения YouTube c обладателями авторских прав на контент. Официально сервис запрещает пользователям загружать на ресурс видеоролики, которые нарушают законы США об авторском праве. Правда, это не всегда останавливает пользователей, которые продолжают выкладывать такие ролики с завидной регулярностью.

В январе только в США на YouTube было просмотрено более 32 миллиардов видеороликов, что составило почти 40 процентов от общего числа роликов, показанных через интернет. Понятно, что такое число роликов невозможно предварительно отсмотреть вручную на предмет нарушения авторского права, поэтому YouTube предпринимает нестандартные ходы.

Так, в видеохостинге применяется функция Video ID, которая автоматически сканирует ролики. Если ролик, выложенный на сервисе, будет признан нарушающим авторские права, то Video ID в автоматическом режиме уберет звуковую дорожку, оставив только видеоряд.

Также видеоролики сомнительного происхождения могут быть удалены по запросу правообладателей или по жалобе пользователей. Руководителям YouTube наверняка не хочется разделить судьбу коллег из проекта Google Video, которые были осуждены итальянским судом за нарушение местных законов о конфиденциальности частной жизни.

Другие компании также движутся в сторону предоставления видеоконтента. Прежде всего достоин упоминания сервис Hulu, созданный NBC Universal и медиахолдингом News Corp в марте 2008 года. На Hulu пользователям (пока только на территории США) доступен контент в высоком качестве, предоставленный непосредственно правообладателями. При этом для пользователей просмотр роликов является бесплатным, а правообладатели получают долю от прибыли за размещение рекламы на странице с выложенным роликом.

Механизм простой – чем большее количество зрителей у ролика, тем выше доход. Некоторые правообладатели, например компания Viacom, которая владеет каналом Comedy Central, уже убедились в востребованности онлайн-видео настолько, что принялись развивать проекты по предоставлению интернет-пользователям контента на своих сайтах. Конечно, после этого компании отказываются от показа роликов на YouTube, Hulu и подобных порталах с целью привлечь всех зрителей к себе на сайт.

Таким образом, породив интерес к онлайн-видео, YouTube стал основателем ряда новых тенденций на рынке.

В этом году YouTube будет отмечать пятилетнюю годовщину с момента запуска. За это время онлайн-видео довольно прочно вошло в жизнь пользователей Сети. И можно с уверенностью утверждать, что технологии, которые видеохостинг внедряет в настоящее время, станут нормой еще лет через пять.