Накатались

Производителя "Майбахов" и "Мерседесов" будут судить за дачу взяток чиновникам

Для немецкого автоконцерна Daimler AG 1 апреля вряд ли будет веселым. На эту дату в суде Вашингтона назначено слушание дела производителя "Майбахов" и "Мерседесов", которого обвиняют в даче взяток чиновникам в 22 государствах. По неофициальным данным, Daimler готов урегулировать дело в досудебном порядке, частично признав свою вину и заплатив многомиллионный штраф.

Как все начиналось

О том, что против Daimler выдвинуты обвинения в подкупе чиновников с целью получения госконтрактов, СМИ сообщили 23 марта. В федеральный окружной суд Вашингтона был подан иск к концерну и его дочерним компаниям в связи с нарушением закона "О запрете подкупа должностных лиц за границей" (Foreign Corrupt Practices Act).

Расследование в отношении Daimler было проведено американской Комиссией по ценным бумагам и биржам (SEC) совместно с министерством юстиции США. По данным DW-WORLD, началось оно еще в 2004 году после того, как один из уволенных сотрудников автоконцерна сообщил правоохранительным органам о практике подкупа чиновников.

Как позднее пояснило издание Detroit Free Press, речь идет о бывшем аудиторе американского производителя Chrysler (до 2007 года принадлежал Daimler) Дэвиде Баззетте (David Bazzetta), проработавшем в компании в общей сложности 18 лет. Как пишет издание, Баззетта еще девять лет назад узнал от немецких топ-менеджеров DaimlerChrysler, что концерн платит взятки официальным лицам, и был "шокирован" этим.

Обеспокоенный аудитор обратился к своему начальнику (его имя не называется), однако тот велел Баззетте "не высовываться". Тем не менее, Баззетта обратился к вышестоящему руководству, однако те также не предприняли никаких шагов в связи с его заявлением. В январе 2004 года Баззетта был уволен. Daimler же ожидает долгое и громкое разбирательство в суде.

Широкий охват

Согласно исковому заявлению, с 1998 по 2008 год подразделения немецкого автопроизводителя широко практиковали дачу взяток в 22 государствах. В число "охваченных" Daimler стран вошли, по данным следствия, Россия, Китай, Ирак, Египет, Греция, Индонезия, Нигерия, Либерия, Венгрия, Сербия, Хорватия, Таиланд, Вьетнам, Турция, Латвия, Туркмения, Узбекистан и несколько других. Благодаря коррупционным схемам за указанный период Daimler удалось получить дополнительную прибыль в размере не менее 50 миллионов долларов.

Средства для подкупа госчиновников, как пишет газета The New York Times, частично проводились Daimler AG через счета аффилированных и дочерних компаний, в том числе и зарегистрированных на территории США. Также сотрудникам концерна выдавались наличные для дачи взяток.

Почти сразу после сообщений о грядущем суде над Daimler СМИ запестрели подробностями. Так, 25 марта издание Global Times сообщило, что с делом Daimler связана одна из крупнейших китайских госкомпаний, нефтяная China Petroleum & Chemical Corporation (Sinopec). К слову, бывший руководитель Sinopec Чэнь Тунхай в 2009 году был приговорен к смертной казни за взяточничество (приведение приговора в исполнение отложено на два года).

По данным следствия, чтобы подписать контракт на 71,56 миллиона евро с Sinopec и другой китайской компанией - BGP, концерн потратил на взятки 2,6 миллиона евро. Всего с 2001 по 2005 год Daimler выплатил как минимум 4,1 миллиона евро (37,31 миллиона юаней) китайским госчиновникам и их родственникам в качестве "комиссий", "подарков" и оплату отдыха. В обмен концерн заключил контракты с предприятиями Китая на 112 миллионов евро.

В Ираке чиновники, имеющие отношение к программе "Нефть в обмен на продовольствие" (действовала при Саддаме Хусейне), при подписании Daimler контрактов на поставку автомобилей получали специальное вознаграждение, отмечает Reuters. Вознаграждение составляло 10 процентов от суммы контракта.

В Туркмении высокопоставленный чиновник получил от Daimler в качестве "подарка на день рождения" бронированный Mercedes Benz S-класса, стоимостью в 300 тысяч долларов. В Венгрии, как пишет местное издание Realdeal, чиновники в обмен на контракты, связанные с поставками Daimler автобусов, получили свыше 330 тысяч евро.

В России Daimler выплатил чиновникам более 3 миллионов евро, чтобы получить контракты на закупку автомобилей концерна для госструктур на общую сумму в 64,6 миллиона евро. По сведениям The New York Times, госструктуры выставляли завышенные счета на покупку автомашин, а разницу в цене Daimler переводил на их счета в банке в Латвии.

Российские правоохранительные органы пока не начинали никакого расследования по делу Daimler. Как сообщил "Интерфаксу" заместитель начальника ДЭБ МВД России Александр Назаров, департамент экономической безопасности МВД может подключиться к расследованию, если только к нему поступит международное поручение об оказании правовой помощи. Пока такого поручения не поступало.

Как договоримся

По неофициальной информации, Daimler готов урегулировать дело о взятках в досудебном порядке. Предполагается, что Daimler выплатит властям США штрафы: 93,6 миллиона долларов - министерству юстиции и 91,4 миллиона - SEC. Кроме того, подразделения концерна в Германии и России, упомянутые в судебном иске, согласятся признать свою вину.

В СМИ эти сообщения публикуются в том духе, что Daimler "удастся избежать преследования" со стороны американских властей. В самом концерне (как и в минюсте США) отказываются комментировать информацию о каких-либо договоренностях до предварительных слушаний в суде, назначенных на 1 апреля.

О второй стороне конфликта, то есть о чиновниках, привыкших ездить отнюдь не на дешевых авто и берущих взятки в том числе и за эту возможность, все, похоже, забыли.