Новости партнеров

Мобильная экономика

Сотовые операторы подвели итоги 2009 года

В самом конце марта МТС, крупнейший мобильный оператор в России, последним из операторов "большой тройки" отчитался по итогам четвертого квартала "кризисного" 2009 года. Выводы из отчетов всех трех компаний просты: россияне в условиях экономического спада стали меньше пользоваться услугами сотовой связи. А вот абонентские базы у операторов по-прежнему стабильно растут, хотя в России и так приходится уже почти по полторы сим-карты на человека.

От ARPU к MOU

Помимо различных EBITDA, OIBDA и других чисто финансовых терминов, в отчетах сотовых компаний есть еще две важные аббревиатуры: ARPU (Average revenue per user) и MOU (Minutes of Use), которые отражают активность абонентов. Первый показатель определяет, сколько один абонент в среднем тратит в месяц, а второй – сколько минут он выговаривает.

Лидером по ARPU в "большой тройке" (помимо МТС, в нее входят "Вымпелком" и "Мегафон") является "Вымпелком", работающий под маркой "Билайн". Именно у этой компании самые щедрые абоненты: они платят за сотовую связь по 316,9 рубля в месяц. На втором месте идет "Мегафон" (316 рублей), а на третьем – МТС (247 рублей). При этом МТС берет количеством – абонентов у этой компании намного больше, чем у "Вымпелкома" и "Мегафона" (102 миллиона против 65 и 52 миллионов у конкурентов).

Во всех трех компаниях показатель ARPU снизился на 3-7 процентов. Этому есть два объяснения. Во-первых, на россиян повлиял кризис, который заставил многих вспомнить, что помимо сотовых телефонов есть еще и городские, а звонить за рубеж гораздо выгоднее с помощью интернет-телефонии. Не стоит забывать и то, что многие компании с корпоративными тарифами вынуждены были в 2009 году "оптимизировать штат" (читай: уволить сотрудников). Следовательно, части россиян пришлось оплачивать звонки самостоятельно, и они начали экономить.

Во-вторых, на финансовых показателях сказалась и политика самих компаний. Летом и осенью 2009 года во многих городах России можно было видеть, как молодые люди раздают сим-карты сотовых операторов бесплатно. Естественно, что качество абонентов "с улицы" заметно ниже, чем тех, кто пришел в салон сотовой связи и сам купил себе сим-карту.

Те же два фактора должны были отразиться и на втором показателе - MOU. Но выяснилось, что россияне во время кризиса совсем не против поболтать с коллегами или друзьями. Абоненты МТС, например, в месяц говорили по 213 минут – это на два процента больше, чем годом ранее. В "Мегафоне" оказались более склонны к экономии: в этой компании MOU сократился на 4,5 процента до 285 минут. В "Вымпелкоме" снижение составило 4,4 процента до 218 минут.

Данные МТС о росте MOU особенно удивительны на фоне увеличения Churn rate (текучести абонентов). Соотношение числа абонентов МТС к числу покинувших сеть составило 38,3 процента, в то время как в 2008 году не превышало 27 процентов. Возможно, что увеличение текучки связано с уменьшением расходов на привлечение абонентов: в 2009 году на каждого абонента было потрачено 612 рублей – на 67 рублей меньше, чем в 2008 году.

В целом из отчетов мобильных операторов можно сделать вывод, что экономить абоненты готовы в первую очередь на дополнительных услугах. Однако именно на их развитие и ставит "большая тройка". Это и понятно: заставить людей говорить больше если и может получиться, то по крайней мере не быстро. А вот научить их пересылать фотографии, пользоваться интернетом и оплачивать мелкие покупки гораздо легче. Были бы у абонентов деньги.

Многопрофильность

За последние годы крупные российские сотовые операторы вышли на смежные рынки. "Вымпелком" – это уже давно не только "Билайн", но и "Евросеть", крупнейшая сеть салонов связи в России, в которую решилась вложиться даже Ксения Собчак. МТС успешно развивает сеть салонов связи под собственным брендом.

Многопрофильными стали и услуги самой сотовой связи. Если раньше владельцы мобильных телефонов из дополнительных услуг использовали исключительно SMS, то теперь для них есть десятки различных сервисов: от MMS до покупки игр или музыки на сайтах тех или иной компании.

Так что MOU (в отличие от ARPU) становится для сотовых компаний все менее важным показателем. Ну а самым важным, как и во всех других отраслях бизнеса, оказывается выручка. Как видно из таблички, составленной газетой "Коммерсант", лидером по этому показателю в России является МТС (более 311 миллиардов рублей), а вот по росту выручки – "Вымпелком" (плюс 9,5 процента). При этом по операционной прибыли "Вымпелком" даже обгоняет МТС – 81,7 против 80,8 миллиарда рублей.

"Мегафон" берет другим – у этой компании лучшая рентабельность по операционной прибыли – 31,3 процента против 29,7 процента у "Вымпелкома" и 25,9 процента у МТС. Кроме того, именно "Мегафон" вышел на первое место по количеству "чистых" новых подключений – компания пополнилась почти семью миллионами клиентов.

Будет рост

О том, что сотовые операторы вышли из кризиса, российские СМИ писали уже после того, как МТС, "Вымпелком" и "Мегафон" отчитались за третий квартал 2009 года. Например, "Ведомости" отмечали, что выручка операторов после провального начала года росла уже два квартала подряд.

В 2010 году, полагают сотовые компании, увеличение выручки продолжится, что будет связано с восстановлением экономики. До докризисного 20-процетного роста будет еще, конечно, далеко, но, например, в "Мегафоне" ожидают, что данный показатель в 2010 году увеличится на 10 процентов, а в МТС – на восемь процентов. Правда, тот же "Мегафон" с заданием на 2009 год не справился и поднял продажи на 3,7 процента вместо предполагавшихся 5-10. Но то был кризис. В 2010 году на него уже не свалишь.

Экономика00:0216 октября

Задолжали

Сколько нужно денег, чтоб прожить в России без кредитов?
Экономика08:00 8 октября

История одного букета

Ремесленничество пробивает себе дорогу с помощью новых технологий
Экономика00:0314 октября

Ледяная дерзость

Эта страна запугивала НАТО Советским Союзом, а теперь не платит долги