"Мертвый сезон", "Трагедия московского метро", "Снова на войне" - заголовки российской еженедельной прессы кричат о терактах в Москве и - в меньшей степени - в Кизляре. К сообщениям о взрывах на Кавказе все привыкли - а вот к самим взрывам привыкнуть вряд ли возможно. Шесть последних лет об этом постоянно помнило лишь население южных республик, и вот теперь - вспомнили москвичи. Журналы обрисовывают картину ужаса, дают диаметрально противоположные оценки мерам по борьбе с терроризмом, приводят хронику терактов в Москве и в России в целом и... ищут полмиллиарда долларов, которые за последние семь лет были ассигнованы на безопасность столичного метро.
"Некрополитен" - это и профессиональный репортаж, и крик души, и попытка сориентироваться в хаосе - от корреспондента журнала "Коммерсант-Власть" Олега Кашина, который оказался на месте первого взрыва - у станции метро "Лубянка" - спустя полчаса после того, как он произошел. "Ты хватаешься за то, что это "работа такая" и так же пропускаешь через себя самые различные версии произошедшего - но "до "грузинского следа", конечно, не дофантазируешься", а "слова Путина "выковырять их с этого дна канализации на свет Божий" человеком, который видел все ужасы теракта воочию, "воспринимается только как циничная самопародия (сортир когда-то был, теперь канализация, все логично)".
Взрывов в Москве не было шесть лет, но война террористов не закончилась - она просто оставалась за кадром. "Забытая война" - материал "Власти" с таким названием напоминает читателям о "террористической стабильности". Работу по предотвращению терактов надо снова начинать с нуля, констатирует "Русский Newsweek" в статье "Имарат фугас".
"The New Times" просит прощения у тех, для кого 29 марта 2010 года стало последним днем - и отвечает на вопросы. "Почему сразу после взрыва на Лубянке не остановили метро, как это было сделано в аналогичной ситуации в Лондоне?" - в материале "Стратегия антитеррора: британский опыт". "Почему московское метро так плохо приспособлено на случай терактов, хотя это далеко не первые взрывы в столичной подземке?" - "Взрывоопасное место".
"Почему госканалы не прервали эфир для информирования граждан о террористической угрозе?" - "Молчание ягнят". "Какую роль в производстве террористов играет безнаказанность силовиков на Кавказе?" - "Как силовики плодят шахидов". "Что сейчас будет делать власть?" - "Кондуаров vs. Радзиховский".
"Им кто-то помогал в Москве", - так про смертниц говорит бывший глава Службы безопасности Израиля Яаков Пери. Интервью с ним о московских взрывах - также в свежем номере "The New Times".
За последние семь лет на обеспечение безопасности московского метро были ассигнованы 15 миллиардов рублей. Чиновники отчитались о видеокамерах, которые дают не самое лучшее изображение, колоннах экстренного вызова и одном газоанализаторе на станции "Белорусская". Куда ушли остальные деньги, пытается понять "Профиль" в материале "Большой обман".
С 2002 года в Израиле было 80 попыток палестинских смертников привести в действие взрывное устройство - однако подорвать себя смогли лишь восемь человек. В России до настоящего времени известен лишь один случай, когда охранники кафе смогли предотвратить подрыв террористки. Сравнительную характеристику работы спецслужб приводит "Русский репортер" в статье "Снова на войне".
"Огонек" анализирует социальную атмосферу до и после терактов. Экспертный комментарий для журнала - "Неуслышанные взрывы" - написал сотрудник "Левада-центра" Борис Дубин.
Даже относительно нейтральные "Итоги" переспрашивают с обложки: "Все под контролем?" И в материале "Рубежи обороны" пишет: "Пришло время разработать такую систему, которая остановит смертника не на ступеньках столичного метро, а на выезде из горного аула". Тем временем все громче звучат предложения об ужесточении миграционной политики в Москве и даже о превращении столицы в некий полузакрытый город. "Итоги" пытаются предугадать, превратится ли российская столица в "Бастион им. Москвы".
На общем фоне лишь "Эксперт" удивляет довольно противоречивой передовицей. "Страна перестала бояться", - такое неожиданное заключение журнал размещает на обложке. В статье "Испытание взрывом" журналист, с одной стороны, пишет, что "Серия атак террористов-смертников - это попытка вооруженного исламистского подполья захватить политическую инициативу" и что "Такие попытки могут быть и в будущем". И рядом успокаивает читателей: "Новая кавказская политика не позволит усилиться терроризму".
Накануне московских терактов в "Башкирский переплет" попал город Октябрьский: там разгромили целую бандгруппу. Вполне возможно, что террористы готовились к терактам на территории Башкирии - вслед за объявлением Доку Умарова о том, что кавказские моджахеды "полны решимости освободить поволжские земли". О тревожном звонке для спецслужб - в подробном материале "Русский Newsweek".
"Дверь в НАТО остается открытой", - сказал глава альянса Андерс Фог Расмуссен в интервью, которое публикует "Русский Newsweek". Фраза, однако, адресована скорее не России, а Украине и Грузии. А вот что касается нашей страны, то ее новая военная доктрина, которая, по словам Расмуссена, зачисляет НАТО в потенциальные противники и "тем самым отражает старомодное мышление времен холодной войны", вызывает у председателя организации недоумение.
Между США и Россией развернулась "Гонка разоружения". Так "The New Times" оценивает долгие переговоры по новому договору о сокращении наступательных вооружений, церемония подписания которого намечена на 8 апреля. За кулисы переговорного процесса заглянул Борис Юнанов.
Две российские столицы становятся ближе - но происходит это за счет интересов многих россиян, которые живут вдоль главной железнодорожной магистрали страны. "Сапсан" ускорил передвижение для тысяч - но от отмены электричек и других мер, обеспечивающих беспрепятственное передвижение высокоскоростного поезда, пострадали десятки тысяч. О том, почему путешествие с комфортом из Петербурга в Москву нынче вызывает столько народного гнева, пишут сразу несколько российских журналов. "Огонек" называет маршрут "Сапсана" "Путями разобщения" и пишет о том, почему и каким образом мстят скоростному составу. "Русский Newsweek" в статье "Этот поезд во гневе" повествует о просчетах РЖД и о недовольстве "Сапсаном" местных властей.
"The New Times" вступает в дискуссию не о целесообразности - но о принципах, на которых будет создан Инноград в Сколково. "Успех инновационного кластера основан на открытости, гибкости и свободе", - американским опытом в этой сфере с журналистом издания делится профессор Стэнфордского университета Марк Грановеттер. Тем не менее, некоторые российские эксперты считают, что "За Сколково стоят интересы людей, далеких от науки". "Зелен Инноград", - констатирует автор "Профиля" в попытке найти отличия между идеей президента Медведева и технико-внедренческими зонами премьера Путина.
"Я не стыжусь и не страшусь ЮКОСа", - говорит в интервью "Огоньку" бывший юрист этой компании Светлана Бахмина. В подробном интервью освобожденная год назад мать троих детей рассказывает Павлу Шеремету об отношении к Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву, о благотворительности и - разумеется - о семейных ценностях.
Тема Катыни после премьеры фильма Анджея Вайды перекочевала из культурной плоскости в политическую. Дипломат Станислав Чосек рассказал журналисту The New Times, "Чего поляки ждут от Путина". Тем временем родственники расстрелянных в лесу под Смоленском польских офицеров ищут справедливости в Страсбурге, пишет автор материала "Позор длиною в 70 лет".
"Свобода или net", - то ли задается вопросом, то ли предлагает выбрать один из двух возможных вариантов "The New Times", оценивая дуализм во взаимоотношениях власти и российского сегмента Сети.
"Профиль" являет миру свой очередной рейтинг влиятельности российских финансистов. Многие фигуранты списка утратили - либо напротив, приобрели солидные очки. Как и почему, объясняет сопроводительный материал "Весенняя пересменка".
Кого в солдаты, а кого в студенты? Минобороны и Минобрнауки в скором времени будут сражаться за "кадры" для пополнения своих учреждений. А все потому, что Россия близка к катастрофической нехватке детей, предупреждают "Итоги" в статье "Беби-наобум".
"Прощай, Андреич!" - сказали Виктору Ющенко Украина и Европейский Союз. Для того чтобы кардинально изменить лицо украинской власти в глазах украинцев и всего мира, новому президенту Виктору Януковичу понадобилось совсем немного времени. Украинский блицкриг - в центре внимания "Огонька".
Украинскую тему поднимает и "Русский Newsweek". Однако в фокусе внимания этого журнала - образовательная сфера, а именно новый раскол страны на два лагеря - по отношению к фигуре министра образования Дмитрия Табачника. "Язык от Киева уведет", - предупреждает издание.
"Итоги" рассказывают о проблеме, факт наличия которой не является предметом споров между украинцами: страну могут лишить права проведения Чемпионата Европы по футболу 2012 года. Алексей Осин подсчитывал, во что может обойтись Украине "Желтая карточка" от УЕФА.
"Расшифрованному верить", - призывают "Итоги". Речь в материале идет о новом витке развития медицинской науки. Оказывается, уже сегодня по анализу ДНК можно определить предрасположенность человека к более чем тремстам наследственным болезням. А скоро недуги вроде рака можно будет предупреждать, обещают ученые.
Пятнадцать лет со дня начала в стране залоговых аукционов, "в ходе которых, как известно, так называемые реформаторы за копейки отдали экономику страны на разграбление кучке дельцов-олигархов", "Власть" отмечает статьей "Красная приватизация". Лейтмотив материала - развенчание устоявшегося мнения об этом явлении середины 90-х, которое журналисты издания называют мифом.
К теме другого юбилея - 25-летия со дня прихода к власти в СССР Михаила Горбачева - возвращается "Профиль". "История от Горбачева" - это интервью с первым и последним президентом одной шестой части суши, в котором он не только рассказывает о распаде СССР и своих новых книгах, но, в частности, дает характеристику недавним и действующим политическим персонажам - Борису Ельцину, Владимиру Путину, Дмитрию Медведеву и Бараку Обаме.
"Итоги" продолжают проект "История от 1-го лица" статьей "Солдат Советского Союза" - интервью с экс-министром обороны СССР Дмитрием Язовым.
"Крысиный отдел" - "Огонек" пишет о британ опыте пресечения противоправных действий со стороны полицейских. В руки корреспондента издания попал отчет Управления внутренних расследований полиции Нью-Йорка. Несмотря на стоящий на документе гриф "Для служебного пользования", глава управления прокомментировал отчет весьма охотно.
Из аптек вскоре исчезнут биологически активные добавки. Это успокоит чиновников, а вот потребителям, похоже, лишь доставит новую головную боль, пишет "Профиль" в статье "Как в аптеке?"
"Книга класса премиум" от "Профиля" - статья о едва ли не единственном способе "засветиться" в современной России для интеллектуальной книги - получить литературную премию. В противном случае о ней могут и не заговорить, сожалеет автор журнала.
"По первому классу" в спецшколах будут учиться лишь те, для кого там хватит места. Но отдавать детей в обычные школы родители не хотят, пишет "Русский Newsweek".
Международные темы уступили место на журнальных полосах терактам. Однако некоторые наиболее важные события все же получили освещение в российской прессе.
"Правый поворот" - уже не просто угроза многим странам Европы, а сбывающаяся реальность. 11 апреля в Венгрии пройдут парламентские выборы, в ходе которых, как ожидается, граждане страны сделают национальный и националистический выбор. Предвыборный расклад оценивает "Огонек".
Правые политики в венгерской гонке претендуют на "золото", а ультраправые - на "серебро". И если первые Россию терпеть не могут, то вторые ее просто обожают, отмечает "Русский Newsweek" в материале "Кубик Йоббика".
"Отцы и дети" - Наталья Портякова в "Русский Newsweek" пишет о новом витке скандала вокруг развенчания непогрешимости католических священников в Европе - и боязливой реакции на него Ватикана. "Грехо-римская борьба", - коллега Портяковой из "Власти" поддерживает пикантную тему в спортивных терминах.
В другом международном расследовании "Власть" пытается узнать, кто потопил южнокорейский военный корабль в Желтом море. "Тайну корвета "Чхонан" раскрывает Константин Земляков.
Культура. Интересы лучших архитекторов Москвы и Санкт-Петербурга сошлись посередине между двумя столицами: в городе Вышний Волочек Тверской области, пишет "Огонек". Они придумали, как вдохнуть новую жизнь в заброшенную индустриальную зону города - и повезут проект ее модернизации на XII архитектурную биеннале в Венецию. Об этом - в статье "Тверская Венеция".
Проекты нового устройства жизни уже создавали русские конструктивисты в 1920-е. "Попробуем еще раз", - констатирует "Огонек", представляя автора посвященного реконструкции промышленных кварталов российского стенда на биеннале, архитектора Сергея Чобана.
"Телевиза в Россию" - "Огонек" пишет о новом фильме Леонида Парфенова, посвященном американскому муромцу Владимиру Зворыкину - изобретателю телевидения, поклонникам которого о его личности известно совсем чуть-чуть. Будем надеяться, это лишь до выхода нового телепроекта.
"Вы плохой партнер", "Вы тянете одеяло на себя", "Вы только и делаете, что брыкаетесь". Эти и другие упреки, считающиеся абсолютно приличными, вошли в язык из общей постели - еще во времена, когда это выражение не означало лишь супружеское ложе. Роджер Экерч написал книгу о том, как в Европе XVI-XVIII веков привыкали спать вместе, а "Огонек" разразился занимательной рецензией и по совместительству - кратким содержанием произведения ("Спящие вместе").
"Русская жизнь - это мучительно героическое преодоление пространства", - говорит в интервью "The New Times" Владимир Сорокин. Еще одна интересная беседа - с художником Михаилом Шемякиным - обнаружена обозревателем Ленты.ру в "Итогах" ("Узник замка Шамуссо").
Наука. "Огонек" ищет "Место мысли". Статья с таким названием рассказывает о зонах мозга, в которых хранятся наши воспоминания. О другом недавно сделанном открытии - об "оживлении" древней ДНК - пока лишь до степени, при которой она может использоваться в научных изысканиях - пишет "Русский Newsweek" ("Перст образующий").