Неприязнь рядовых водителей к чиновничьим машинам со спецсигналами на крыше достигла точки кипения. Теперь автомобилисты раздраженно говорят: "Вон, "мигалка" поехала", - даже о том служебном транспорте, который движется в общем потоке вместе с другими машинами. Недовольство водителей крепнет день ото дня, причем происходит это отнюдь не по инерции, а по вполне объяснимым причинам.
Служебные автомобили, оснащенные проблесковыми маячками, согласно пункту 3 Правил дорожного движения ("Применение специальных сигналов"), имеют преимущество перед рядовыми участниками движения. Количество таких машин регулируется постановлением правительства РФ "О специальных световых и звуковых сигналах" от 1 декабря 2006 года. Согласно этому документу, общее количество "мигалок" в России не должно превышать 967 штук. Там же указан и перечень структур, которым положены автомобили с особыми опознавательными знаками, а также количество спецмашин на каждый орган власти.
Однако, несмотря на жесткую регламентацию, по российским дорогам в настоящее время ездит 1201 автомобиль с мигалками, и большинство из них находятся в Москве. Такие данные опубликовала газета "Ведомости", организовавшая в ноябре 2009 года акцию "Охота на мигалки". В ее рамках читатели фотографируют автомобили, оснащенные проблесковыми маячками, и присылают снимки в редакцию. По итогам пяти месяцев сбора информации, 12 апреля 2010 года "Ведомости" направили запросы министру внутренних дел Рашиду Нургалиеву, в Генпрокуратуру, правительство и управление по делам президента, ФМО и ФСБ с просьбой разъяснить, откуда взялись "лишние" мигалки. Ответа журналисты пока не получили.
Нынешний конфликт вокруг мигалок начал разгораться еще в 2005 году. Тогда обычный автолюбитель Олег Щербинский не заметил "Мерседес", в котором ехал губернатор Алтайского края Михаил Евдокимов - автомобиль чиновника на полном ходу зацепил попутную машину и улетел с дороги. Евдокимов и его водитель погибли, а Щербинский в ходе судебного разбирательства был признан виновным в ДТП со смертельным исходом. По закону, он должен был пропустить автомобиль с проблесковым маячком, несмотря на то, что тот двигался с существенным превышением скорости и нарушал ПДД.
Однако Щербинского спасли - в феврале 2006 года в 20 российских городах прошли крупные акции протеста автомобилистов. Вмешательство народных масс при поддержке правозащитников привело к тому, что в мае того же года Алтайский краевой суд изменил свой приговор и оправдал водителя, не найдя в его действиях состава преступления.
Следующая волна недовольства поведением чиновников на дорогах прокатилась по российскому интернету в ноябре 2009 года, когда в СМИ появилась новость о ДТП с участием генерального директора "Роснано" Анатолия Чубайса. Авария могла бы остаться незамеченной, однако автомобиль Чубайса двигался по резервной полосе с включенным проблесковым маячком, который машине директора госкорпорации не полагался.
Вечером того же дня представители госкомпании сообщили о том, что "Анатолий Чубайс получил проблесковый маячок на свой служебный автомобиль абсолютно официально, в установленном правительством РФ порядке". О каком порядке шла речь, правда, не уточнялось: на тот момент постановление о "мигалках" действовало с поправкой от 15 июля 2008 года, в которой "Роснано" не числилось в списке структур, имеющих право на служебный автомобиль со спецсигналами.
Именно после этого инцидента "Ведомости" решили разобраться, кто еще в России "незаконно" ездит с "мигалками". В составленный изданием список попали гендиректор Фонда содействия реформированию ЖКХ Константин Цицин, президент РЖД Владимир Якунин, президент Сбербанка Герман Греф и председатель правления ВТБ Андрей Костин. Эта информация заинтересовала блогеров, самые активные из которых отправили запрос в ГИБДД и даже получили формальный ответ о законности "мигалки" Чубайса. Никаких служебных проверок по факту несоответствия реального числа спецсигналов оговоренной постановлением правительства цифре инициировано не было.
Самый громкий резонанс у народных масс вызвала февральская авария на Ленинском проспекте с участием автомобиля вице-президента "Лукойла" Анатолия Баркова, в которой погибли две женщины. В первые дни после происшествия в СМИ сообщалось, что служебная машина Баркова была оснащена "мигалкой", однако позже эту информацию опровергли. Тем не менее, именно этот случай заставил интернет-пользователей активно обсуждать поведение на дорогах не только водителя Баркова, но и всех власть имущих.
А недавний случай, произошедший с бизнесменом Андреем Хартли, лишь подлил масла в огонь. 31 марта его машине перегородил путь служебный седан BMW советника президента России Владимира Шевченко, выехавший на "встречку". Бизнесмен не растерялся и зафиксировал произошедшее на видео, которое потом выложил на YouTube. Блогеры негодовали, но сам Шевченко виноватым себя не признал и даже возмутился: на каком основании его сняли на камеру?
Кстати, во время этого инцидента - когда водитель Шевченко решил "разобраться" с Хартли, на помощь последнему пришел водитель стоящего в пробке соседнего автомобиля. С двумя недовольными водитель чиновника связываться уже не решился и ретировался. Его поступок автомобилисты восприняли как сигнал к действию: в начале апреля Федерация автовладельцев России (ФАР) объявила о проведении всероссийской акции протеста "Слуга народа, снимай мигалку!". Ее суть проста - при выезде на встречную полосу служебной машины со спецсигналами водителям соседних автомобилей нужно просто нажать на клаксон, выразив тем самым свое недовольство.
В далеком 2006 году ФАР уже призывала автомобилистов принять участие в акции протеста против "мигалок". Тогда на машины предлагалось устанавливать игрушечные синие ведра, издалека напоминающие проблесковый маячок. В 2010 году эту идею вспомнили ЖЖ-пользователи и развили - было создано "Общество синих ведерок". Его участники предлагают раз в месяц - 19 числа - крепить на личные автомобили синее ведерко. В Москве ближайшая акция должна пройти в ближайшие выходные. Причем, как уверяют активисты сообщества, ничего противозаконного в этом нет: в коммьюнити ru_vederko можно найти как документы, подтверждающие законность "ношения" ведра на автомобиле, так и многочисленные руководства по изготовлению и установке псевдо-"мигалок".
Между тем чиновники до сих пор не понимают причин недовольства автолюбителей. По их мнению, проблесковый маячок на крыше машины лишь дает представителям власти возможность не тратить рабочее время на стояние в пробках и добираться в нужное место за 10-15 минут.
Однако не замечать народного недовольства чиновники, конечно, не могут: водителей служебных автомобилей уже предупредили о возможных провокациях на дорогах со стороны наиболее активных противников "мигалок", а глава ГИБДД Московской области генерал-майор милиции Сергей Сергеев призвал обычных водителей не провоцировать автомобили со спецсигналами. "Создание помех может сорвать выполнение важной задачи и осложнить жизнь многих людей", - подчеркнул он.
Есть и более радикальные предложения: мэр Москвы Юрий Лужков еще в 2004 году говорил о необходимости оставить в стране 2-3 служебные машины со спецсигналами, а в конце 2009 года уточнил: ездить с синим маячком должны только президент, премьер-министр и патриарх. В минувший четверг его инициативу развил спикер Совета Федерации Сергей Миронов, который предложил ограничиться всего двумя "мигалками" на всю Россию, убрав из списка священнослужителя.
В свете этих заявлений вспоминается инициатива партии "Единой России". Ее члены в 2006 году решили стать ближе к народу и отказались от спецсигналов. Однако позднее выяснилось, что члены "ЕР" действительно сняли мигалки, заменив их на сопровождение в виде кортежа ДПС.
Впрочем, как справедливо заметил все тот же начальник подмосковного ГИБДД, на сегодняшний момент проблема "мигалок" затрагивает исключительно Москву. И даже не весь город, а лишь Кутузовский проспект, "не более того".
В его словах есть доля правды: если обратиться к списку автомобилей со спецзнаками, опубликованному в "Ведомостях", то можно заметить, что региональных номеров в нем - от силы пара десятков. Ведь практически все перечисленные в постановлении о мигалках государственные органы базируются в столице.
Так что в Москве акции протеста против мигалок действительно могут собрать тысячи сочувствующих. А в регионах водители если и поддержат своих московских коллег, то лишь из-за общего недовольства поведением зарвавшихся чиновников. Поскольку оно - удел не только столичных дорог.
Ирина Горбенко