Власть на дорогах

Откуда растут корни неприязни автомобилистов к мигалкам

Неприязнь рядовых водителей к чиновничьим машинам со спецсигналами на крыше достигла точки кипения. Теперь автомобилисты раздраженно говорят: "Вон, "мигалка" поехала", - даже о том служебном транспорте, который движется в общем потоке вместе с другими машинами. Недовольство водителей крепнет день ото дня, причем происходит это отнюдь не по инерции, а по вполне объяснимым причинам.

По закону и на деле

Служебные автомобили, оснащенные проблесковыми маячками, согласно пункту 3 Правил дорожного движения ("Применение специальных сигналов"), имеют преимущество перед рядовыми участниками движения. Количество таких машин регулируется постановлением правительства РФ "О специальных световых и звуковых сигналах" от 1 декабря 2006 года. Согласно этому документу, общее количество "мигалок" в России не должно превышать 967 штук. Там же указан и перечень структур, которым положены автомобили с особыми опознавательными знаками, а также количество спецмашин на каждый орган власти.

Однако, несмотря на жесткую регламентацию, по российским дорогам в настоящее время ездит 1201 автомобиль с мигалками, и большинство из них находятся в Москве. Такие данные опубликовала газета "Ведомости", организовавшая в ноябре 2009 года акцию "Охота на мигалки". В ее рамках читатели фотографируют автомобили, оснащенные проблесковыми маячками, и присылают снимки в редакцию. По итогам пяти месяцев сбора информации, 12 апреля 2010 года "Ведомости" направили запросы министру внутренних дел Рашиду Нургалиеву, в Генпрокуратуру, правительство и управление по делам президента, ФМО и ФСБ с просьбой разъяснить, откуда взялись "лишние" мигалки. Ответа журналисты пока не получили.

Из искры

Нынешний конфликт вокруг мигалок начал разгораться еще в 2005 году. Тогда обычный автолюбитель Олег Щербинский не заметил "Мерседес", в котором ехал губернатор Алтайского края Михаил Евдокимов - автомобиль чиновника на полном ходу зацепил попутную машину и улетел с дороги. Евдокимов и его водитель погибли, а Щербинский в ходе судебного разбирательства был признан виновным в ДТП со смертельным исходом. По закону, он должен был пропустить автомобиль с проблесковым маячком, несмотря на то, что тот двигался с существенным превышением скорости и нарушал ПДД.

Однако Щербинского спасли - в феврале 2006 года в 20 российских городах прошли крупные акции протеста автомобилистов. Вмешательство народных масс при поддержке правозащитников привело к тому, что в мае того же года Алтайский краевой суд изменил свой приговор и оправдал водителя, не найдя в его действиях состава преступления.

Следующая волна недовольства поведением чиновников на дорогах прокатилась по российскому интернету в ноябре 2009 года, когда в СМИ появилась новость о ДТП с участием генерального директора "Роснано" Анатолия Чубайса. Авария могла бы остаться незамеченной, однако автомобиль Чубайса двигался по резервной полосе с включенным проблесковым маячком, который машине директора госкорпорации не полагался.

Вечером того же дня представители госкомпании сообщили о том, что "Анатолий Чубайс получил проблесковый маячок на свой служебный автомобиль абсолютно официально, в установленном правительством РФ порядке". О каком порядке шла речь, правда, не уточнялось: на тот момент постановление о "мигалках" действовало с поправкой от 15 июля 2008 года, в которой "Роснано" не числилось в списке структур, имеющих право на служебный автомобиль со спецсигналами.

Именно после этого инцидента "Ведомости" решили разобраться, кто еще в России "незаконно" ездит с "мигалками". В составленный изданием список попали гендиректор Фонда содействия реформированию ЖКХ Константин Цицин, президент РЖД Владимир Якунин, президент Сбербанка Герман Греф и председатель правления ВТБ Андрей Костин. Эта информация заинтересовала блогеров, самые активные из которых отправили запрос в ГИБДД и даже получили формальный ответ о законности "мигалки" Чубайса. Никаких служебных проверок по факту несоответствия реального числа спецсигналов оговоренной постановлением правительства цифре инициировано не было.

Народ против

Самый громкий резонанс у народных масс вызвала февральская авария на Ленинском проспекте с участием автомобиля вице-президента "Лукойла" Анатолия Баркова, в которой погибли две женщины. В первые дни после происшествия в СМИ сообщалось, что служебная машина Баркова была оснащена "мигалкой", однако позже эту информацию опровергли. Тем не менее, именно этот случай заставил интернет-пользователей активно обсуждать поведение на дорогах не только водителя Баркова, но и всех власть имущих.

А недавний случай, произошедший с бизнесменом Андреем Хартли, лишь подлил масла в огонь. 31 марта его машине перегородил путь служебный седан BMW советника президента России Владимира Шевченко, выехавший на "встречку". Бизнесмен не растерялся и зафиксировал произошедшее на видео, которое потом выложил на YouTube. Блогеры негодовали, но сам Шевченко виноватым себя не признал и даже возмутился: на каком основании его сняли на камеру?

Кстати, во время этого инцидента - когда водитель Шевченко решил "разобраться" с Хартли, на помощь последнему пришел водитель стоящего в пробке соседнего автомобиля. С двумя недовольными водитель чиновника связываться уже не решился и ретировался. Его поступок автомобилисты восприняли как сигнал к действию: в начале апреля Федерация автовладельцев России (ФАР) объявила о проведении всероссийской акции протеста "Слуга народа, снимай мигалку!". Ее суть проста - при выезде на встречную полосу служебной машины со спецсигналами водителям соседних автомобилей нужно просто нажать на клаксон, выразив тем самым свое недовольство.

В далеком 2006 году ФАР уже призывала автомобилистов принять участие в акции протеста против "мигалок". Тогда на машины предлагалось устанавливать игрушечные синие ведра, издалека напоминающие проблесковый маячок. В 2010 году эту идею вспомнили ЖЖ-пользователи и развили - было создано "Общество синих ведерок". Его участники предлагают раз в месяц - 19 числа - крепить на личные автомобили синее ведерко. В Москве ближайшая акция должна пройти в ближайшие выходные. Причем, как уверяют активисты сообщества, ничего противозаконного в этом нет: в коммьюнити ru_vederko можно найти как документы, подтверждающие законность "ношения" ведра на автомобиле, так и многочисленные руководства по изготовлению и установке псевдо-"мигалок".

Чиновники против?

Между тем чиновники до сих пор не понимают причин недовольства автолюбителей. По их мнению, проблесковый маячок на крыше машины лишь дает представителям власти возможность не тратить рабочее время на стояние в пробках и добираться в нужное место за 10-15 минут.

Однако не замечать народного недовольства чиновники, конечно, не могут: водителей служебных автомобилей уже предупредили о возможных провокациях на дорогах со стороны наиболее активных противников "мигалок", а глава ГИБДД Московской области генерал-майор милиции Сергей Сергеев призвал обычных водителей не провоцировать автомобили со спецсигналами. "Создание помех может сорвать выполнение важной задачи и осложнить жизнь многих людей", - подчеркнул он.

Есть и более радикальные предложения: мэр Москвы Юрий Лужков еще в 2004 году говорил о необходимости оставить в стране 2-3 служебные машины со спецсигналами, а в конце 2009 года уточнил: ездить с синим маячком должны только президент, премьер-министр и патриарх. В минувший четверг его инициативу развил спикер Совета Федерации Сергей Миронов, который предложил ограничиться всего двумя "мигалками" на всю Россию, убрав из списка священнослужителя.

В свете этих заявлений вспоминается инициатива партии "Единой России". Ее члены в 2006 году решили стать ближе к народу и отказались от спецсигналов. Однако позднее выяснилось, что члены "ЕР" действительно сняли мигалки, заменив их на сопровождение в виде кортежа ДПС.

Проблема Москвы

Впрочем, как справедливо заметил все тот же начальник подмосковного ГИБДД, на сегодняшний момент проблема "мигалок" затрагивает исключительно Москву. И даже не весь город, а лишь Кутузовский проспект, "не более того".

В его словах есть доля правды: если обратиться к списку автомобилей со спецзнаками, опубликованному в "Ведомостях", то можно заметить, что региональных номеров в нем - от силы пара десятков. Ведь практически все перечисленные в постановлении о мигалках государственные органы базируются в столице.

Так что в Москве акции протеста против мигалок действительно могут собрать тысячи сочувствующих. А в регионах водители если и поддержат своих московских коллег, то лишь из-за общего недовольства поведением зарвавшихся чиновников. Поскольку оно - удел не только столичных дорог.

Ирина Горбенко