Новости партнеров

Птица-тройка

"Сапсанов" стало больше, а станет – еще больше

Со времени первого рейса "Сапсана" между Москвой и Санкт-Петербургом прошло уже больше четырех месяцев, но споры о новом поезде не утихают ни в СМИ, ни в блогах, ни на улицах. Самые отчаянные спорщики пытаются закидать "Сапсан" камнями, другие боятся к нему подходить, а третьи катаются на "Сапсанах" с ветерком и посмеиваются над тихоходами. В РЖД свои поезда хвалить не стесняются и обещают запустить новые "Сапсаны".

Первая волна малоскандальных, полускандальных и просто скандальных публикаций о "Сапсане" пришлась на конец января и начало февраля 2010 года. Причиной внимания СМИ стали трещины, которые якобы образовались в колесных парах "Сапсанов". Глубина трещин была не такой уж большой – всего шесть миллиметров, но журналисты все равно волновались: не могут ли стать трещины причиной потенциальных аварий.

РЖД, похоже, щербинки на колесах тоже сильно взволновали. Во всяком случае, компания перевела информацию о колесных парах "Сапсана" в разряд коммерческой тайны, запретив сотрудникам Научно-исследовательского и конструкторско-технологического института подвижного состава (ВНИКТИ) комментировать ситуацию с "Сапсаном" прессе.

К весне о колесах поезда СМИ стали постепенно забывать, но тут неожиданно "проснулись" в самой госкомпании. Заместитель начальника центра технического аудита РЖД Владимир Асриянц в конце апреля рассказал, что причиной трещин стали российские морозы. Чтобы избежать повторения ситуации следующей зимой, решено было изменить профиль колеса и заменить все колесные пары и бандажи (стальные кольца, надеваемые на колеса).

Еще более определенно высказался руководитель дирекции скоростного сообщения РЖД Дмитрий Пегов. "Колесо – деталь, которая по законам физики должна изнашиваться в процессе работы, вопрос – быстрее или медленнее (…). Был изменен профиль бандажа, и сейчас износ вошел в те рамки, которые были оговорены изначально. То есть проблема с повестки дня снята".

Плохие рельсы

Как только РЖД отчиталось о решении всех сложностей с колесами, тут же возникли другие – на этот раз с рельсами. 29 апреля Приволжская транспортная прокуратура выпустила пресс-релиз, в котором объявила, что один из участков железной дороги из Москвы в Нижний Новгород является небезопасным для "Сапсанов". Именно в Нижний Новгород РЖД планирует запустить "Сапсаны" летом 2010 года.

Какие именно нарушения обнаружили в прокуратуре, неизвестно – в пресс-релизе конкретные недостатки оказались спрятаны за обтекаемые формулировки. Тем не менее, в РЖД уже поспешили заверить, что все с железнодорожными путями к лету будет в порядке. При этом в госмонополии подчеркивают, что все выявленные прокуратурой нарушения являются мелкими и на их устранения не потребуются дополнительные средства. Так что, если не случится ничего экстраординарного, первые поезда в Нижний летом все же поедут.

Пока же в РЖД увеличивают количество рейсов "Сапсанов" между Москвой и Санкт-Петербургом. Если сначала в каждом направлении совершалось по три рейса, то весной 2010 года – уже пять. При этом в середине апреля в РЖД закончили обкатывать последний – восьмой – поезд из контракта с Siemens.

Заполняемость рейсов, если верить порталу РЖД-партнер, составляет более 90 процентов, то есть спрос на поездки в "Сапсанах" есть: даже несмотря на то, что четырехчасовое путешествие стоит подчас больше, чем билет на самолет. Сказывается как нелюбовь россиян к авиаперелетам, так и удобное время поездки. Кроме того, "Сапсаны" прибывают прямо в центр Москвы и Санкт-Петербурга, а из аэропорта в столицы необходимо ездить по пробкам.

Однако увеличение количества рейсов "Сапсанов" обернулось для РЖД не только ростом выручки, но и очередными сложностями. Дело в том, что на пути следования "Сапсанов" пришлось отменить несколько электричек, которые были удобны для жителей сел и маленьких городов. Кроме того, им теперь приходится стоять в пробках, возникающих у железнодорожных переездов, так как для "Сапсанов" дорогу перекрывают на полчаса.

Есть и другие неудобства – от закрытия наземных переходов до задержек электричек. Кроме того, сам поезд стал обрастать мифами – по мнению россиян, живущих рядом с железной дорогой, вихри воздуха из-под мчащегося поезда способны засосать под колеса детей и стариков или подвыпивших взрослых. Так это или не так, пока точно неизвестно – под колесами поездов россияне гибли и раньше без всяких "Сапсанов".

Часть из нововведений железнодорожникам пришлось в спешном порядке отменить. Так, в Тверской области заявили, что к 26 апреля восстановили все остановки пригородных поездов. Это лишний раз доказывает, что причиной неудобств стал не столько "Сапсан", сколько сами железнодорожники, не подумавшие о жителях городов, расположенных по линии Москва – Санкт-Петербург.

Так что отменять "Сапсаны" из-за недовольных россиян, объявивших поездам партизанскую войну, никто не собирается. То, что за высокоскоростными поездами будущее, понятно даже по недавнему прошлому: в Европе и Японии со скоростью в 200, а то и 250 километров в час можно путешествовать уже не один год, причем поезда соперничают по эффективности с самолетами (особенно на сравнительно небольших расстояниях).

Это понимают и "на самом верху". Например, премьер-министр Владимир Путин уже покатался на "Сапсане" и стал рекламировать его в масштабах всей страны. Так, Владимир Путин в начале апреля предложил соединить высокоскоростной дорогой сибирские города – Красноярск и Новосибирск, а также Красноярск и Омск.

Если инициатива премьера будет поддержана, а РЖД снова выберет Siemens в качестве основного поставщика, немецким техникам придется крепко подумать над тем, как уберечь колеса поездов от сибирских холодов. А то пойдут щербинки, трещины – и так по накатанной "Сапсаном" колее.

Экономика00:0414 сентября

Нахлебались

Россияне умирают от питьевой воды. На ее очистку нужны миллиарды