Вечером 26 мая во Дворце культуры и спорта Ставрополя должен был состояться концерт ансамбля кавказского танца "Вайнах". Начало мероприятия было запланировано на 19:00. За четверть часа до этого около здания концертного зала произошел мощный взрыв. На месте происшествия погибли три женщины, еще четыре человека, включая 12-летнюю девочку, скончались в реанимации от полученных травм. По меньшей мере 45 человек получили травмы различной степени тяжести.
Как установили следователи, взрывное устройство было заложено возле городского кафе "Аквариум". Бомбу спрятали за защитными щитами с тыльной стороны строения, ее замаскировали под безобидный пакет сока. Судя по характеру травм, полученных пострадавшими, для большего радиуса действия взрывное устройство было начинено поражающими элементами. В открытых ранах госпитализированных нашли куски металла: полусферы размером около 6-7 сантиметров. Сильнее всего пострадали люди, сидевшие на лавочках у края площади.
Мощность бомбы составила 400 граммов в тротиловом эквиваленте. Пока в СМИ фигурируют две версии: по одной из них, устройство было радиоуправляемым и его привели в действие дистанционно, а по другой, бомба была оборудована часовым механизмом и сработала в заранее определенный момент. Очевидцы утверждают, что число жертв могло бы быть значительно больше, если бы скопление людей на площади перед концертным залом было плотнее. Окончательно прояснит свойства взорванной бомбы лишь химико-взрывотехническая экспертиза, которую проведут специалисты СКП.
"Зацепок" в деле пока немного. Сообщение о составлении фотороботов подозреваемых в теракте, появившееся в прессе ночью после взрыва, утром было опровергнуто представителями следственной группы. Да еще Life News узнал о двух автомобилях - "Жигулях" и черном внедорожнике, скрывшихся с места взрыва и якобы разыскиваемых милиционерами.
Губернатор Ставропольского края Валерий Гаевский сразу заявил, что целью террористов, по его мнению, была дестабилизация обстановки в регионе и нарушение установившихся связей между Северным Кавказом и Ставропольем. Даже сам концерт должен был стать ответом на выступление казачьего ансамбля в Чечне, состоявшееся ранее.
В подкрепление собственных слов Гаевский отметил, что руководство Ставрополя ожидало в ближайшие дни визита полпреда президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александра Хлопонина. "Я уверен, что Ставропольский край и население дадут жесткий отпор таким провокациям. Мы уже проходили их семь-десять лет назад, и мы понимаем, что такие методы ведут в тупик", - цитирует слова губернатора РИА Новости.
Правда, говоря "мы", Гаевский имеет в виду скорее не самого себя, а своего предшественника Александра Черногорова, возглавлявшего регион с 1996 по 2008 год. Именно на этот период пришлись самые громкие теракты в Ставропольском крае: взрыв электрички в Ессентуках в 2003 году, который унес более 40 жизней, подрыв электропоезда под Кисловодском, в результате которого погибли четыре человека, организованный членами бандформирования теракт в автобусе в Невинномысске, жертвами которого в декабре 2007 года стали два человека. Все эти акции следователи связывали с ситуацией на Северном Кавказе.
В данном же случае следствие пока рассматривает и проверяет несколько версий, но приоритетными считаются две: пресловутый "кавказский след" и деятельность националистических группировок. Многие СМИ не усмотрели в случившемся почерка боевиков: с точки зрения опрошенных ими экспертов, северокавказские экстремисты обычно пользуются "техникой двойного подрыва" и направляют свои акции не на мирных жителей, а на милиционеров и военнослужащих внутренних войск. А сравнительно небольшая мощность взрывного устройства характерна как раз для националистических группировок.
Конечно, строить версию только на этих аргументах нельзя: скажем, выбор места теракта в данном случае напоминает о взрыве, произошедшем в июле прошлого года около Театрально-концертного зала в Грозном. Но взорванная тогда бомба и правда была значительно мощнее - около двух килограммов в тротиловом эквиваленте. К тому же, взрыв связывали с тем, что концерт собирался посетить президент Чечни Рамзан Кадыров.
Жертвами взрывов на Северном Кавказе действительно чаще всего становятся сотрудники правоохранительных органов. При этом в каждом втором случае заминированные автомобили со смертниками взрываются, когда милиционеры останавливают подозрительное транспортное средство для проверки. Естественно, после этого сложно достоверно установить, собирались ли боевики проехать куда-то в другое место и совершить теракт, направленный против мирных жителей, или же планировали ездить от поста к посту, пока их не остановят представители власти. Да и теракты в Москве в марте 2010 года убедительно продемонстрировали, что целью боевиков могут быть не только милиционеры. Так что исключать версию о деятельности членов бандформирований до поступления новой информации не стоит. Впрочем, следователи и не собираются этого делать.
Однако и версия о националистическом следе в теракте в Ставрополе небезосновательна. За три года до взрыва в городе было зафиксировано массовое столкновение между выходцами с Кавказа и местной молодежью. А агентство Regnum напоминает о нескольких массовых драках и нападениях на уроженцев Кавказа (а часть публики, пришедшей на концерт ансамбля "Вайнах", составляли именно они), имевших место в Ставрополе за последние два года. Все они больше похожи на спонтанные атаки небольших экстремистски настроенных групп молодежи, а не на спланированные акты хорошо подготовленных группировок.
Таким образом, получается, что если взрыв стал делом рук участников бандподполья, можно говорить о расширении "географии" их активности, а если теракт был осуществлен силами местных националистов - о серьезном увеличении масштаба их деятельности. И то и другое - факторы достаточно тревожные.
Юлия Савицкая