2 июля СКП РФ предъявил обвинения бывшему главе камчатского села Парень, некогда знаменитого своими ножами, а в последние годы находящегося в бедственном положении. Бывшего главу селения обвиняют в убийстве председателя районного совета депутатов. Среди мотивов убийства - как давняя личная вражда, так и месть за небрежное исполнение служебных обязанностей.
Село, которое сейчас носит название Парень, возникло на берегу одноименной реки более ста лет назад. Традиционное название этого населенного пункта - Гиллянъян. Изначально в селе проживали коряки. В XIX веке на севере России начали пользоваться популярностью особые ножи из разнородного материала (по некоторым данным, обязательным компонентом стали для этих ножей служили швейные иголки). Лучше всего эти ножи делали в Парене, поэтому их стали называть "паренскими". В XX веке оригинальная технология изготовления ножей была утеряна. Сейчас под видом паренских выпускают сувенирные ножи, лишь внешне похожие на старинные образцы.
К концу XX века село, утратившее свой традиционный кузнечный промысел, начало умирать. Стоит отметить, что Парень находится в 200 километрах от ближайшего "очага цивилизации", коим является административный центр Пенжинского района Камчатского края село Каменское. Причем транспортное сообщение на данной территории серьезно затруднено из-за особенностей местной природы. В результате в 1986 году власти приняли решение ликвидировать Парень и предложили местным жителям переселиться в более крупные и развитые населенные пункты. Однако многие жители отказались уезжать, и село продолжило свое существование.
В 2008 году главой населенного пункта, в котором на тот момент проживало несколько десятков человек, был назначен пожилой неоднократно судимый Николай Сулыма. Почти одновременно сначала депутатом, а потом председателем совета депутатов Пенжинского района стал Анатолий Гончаров, с которым Сулыма по какой-то причине враждовал уже более 15 лет. По некоторым данным, давние враги сразу начали пытаться сместить друг друга с руководящих постов. Гончаров, получивший более высокую должность, старался найти поводы для увольнения противника. Сулыма же начал писать во всевозможные инстанции, жалуясь на Гончарова.
2009 год стал для жителей Пареня очень тяжелым. Осенью в селе почти кончились запасы еды, а следующий вертолет с продуктами должен был прилететь только летом. На "большой земле" не знали, что почти все продукты с шести барж, направленных в данный район за лето, скупили жители села Верхняя Парень Магаданской области.
Из средств связи с внешним миром в Парене есть только таксофон, установленный в здании библиотеки. Однако той осенью у жителей села закончились карточки оплаты, поэтому они смогли лишь организовать около таксофона дежурство, надеясь, что им кто-нибудь позвонит (входящие звонки бесплатны). Спасительницей селян стала директор Корякского филиала Камчатского института повышения квалификации Раиса Авак. Она позвонила в село, чтобы узнать, преподают ли в местной школе корякский язык. Ей ответили, что преподавание национального языка - мягко говоря, не самая большая проблема паренцев.
Авак сообщила о ситуации в Ассоциацию коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Ассоциация обратилась в СМИ, и село Парень на некоторое время перестало быть забытым. Подробные статьи о нем появились в камчатских и центральных СМИ. Кульминацией стала публикация обращения Николая Сулымы к президенту РФ Дмитрию Медведеву. В своем обращении глава села просил завершить строительство дороги, которая по плану должна быть проложена неподалеку от Пареня. Также чиновник просил улучшить водоснабжение и проверить, насколько рационально используются средства, выделенные на строительство школ и больниц.
Благодаря "минуте славы" Пареня вся страна получила возможность узнать, что из 66 жителей села 47 трудоспособны, но работу имеют только 16 человек. В селе нет магазина. Жителям приходится запасать привезенную баржей или вертолетом еду, а когда запасы кончаются, люди переходят на питание рыбой. Медицинского работника в селе тоже нет. Ни один из восьми местных дошкольников не имеет прививок, большинство из них чем-то больны. Паспорта всех жителей Пареня давно просрочены. В населенном пункте нет ни газет, ни телевидения, ни даже радио. Электроэнергия подается на несколько часов утром и вечером.
Власти Камчатского края неловко пытались указать на то, что ситуация не так экстраординарна, как кажется (и в чем-то они правы - вряд ли Парень единственное подобное село в России). Однако их робкие оправдания утонули среди множества возмущенных публикаций. В итоге жизнь Пареня в какой-то степени улучшилась - в село направили несколько вертолетов с продуктами и необходимыми вещами, а также с медиками и паспортистами.
После этого о селе снова все забыли. Жизнь вошла в обычную колею, а Николай Сулыма с Анатолием Гончаровым вспомнили о старой вражде. И 18 июня 2010 года председатель районного совета наконец-то добился победы - ему удалось сместить Сулыму с поста главы селения.
Через неделю после этого, 25 июня, уволенный чиновник прибыл в Каменское и вошел в здание администрации Пенжинского района. Увидев Гончарова, он достал обрез ружья "ТОЗ-63" и дважды выстрелил в своего недруга. Раненый умер на месте. После этого 63-летний убийца пошел в милицию и написал явку с повинной. Сулыма пояснил, что убил Гончарова не только из-за личной неприязни, но и потому, что тот неудовлетворительно исполнял свои обязанности. В частности, глава районного совета якобы долгое время отказывался эвакуировать из Пареня жителя, больного туберкулезом.
Похоже на то, что у Гончарова были друзья, способные за него отомстить. 28 июня сгорел дом, в одной из трех квартир которого проживал Сулыма. А 29 июня была сожжена принадлежавшая Сулыме баржа. В результате обоих пожаров никто не пострадал. Официально причины возгораний пока не установлены, но в случайное совпадение верится с трудом.
Таким образом, за июнь жители Пареня потеряли своего лидера и баржу, которая доставляла в село продукты. А две семьи, соседствовавшие с Сулымой, лишились еще и квартир. Похоже на то, что осень 2009 года была последним всполохом жизни в Парене и в ближайшее время местным жителям все-таки придется переселиться. Так на севере России появится еще один "призрачный" населенный пункт, такой как Кадыкчан, Хальмер-Ю или Колендо.
Татьяна Ефременко