Диверсия на Баксанской ГЭС, ситуация в Башкирии после ухода Муртазы Рахимова и экстремальная жара - три темы, которые так или иначе присутствуют практически в каждом общественно-политическом журнале на этой неделе. Столь разные по своей сути, эти темы основных материалов объединены одним: они заставляют пересматривать привычные представления, привнося новые, неожиданные оттенки - в безопасность стратегических объектов, башкирскую стабильность и представления о лете в средней полосе России.
В центре внимания "Русского Newsweek" - захват Баксанской ГЭС с целью подрыва гидроагрегатов, квалифицированный как диверсия. События в Кабардино-Балкарии привели в бешенство обычно спокойного президента Дмитрия Медведева. По мнению издания, есть от чего: несмотря на внушительные средства, выделяемые силовикам, российские стратегические объекты продолжают находится в серьезной опасности ("Дави на ГЭС").
Диверсия в Баксане станет еще одним аргументом в пользу ужесточения ответственности не только для исполнителей терактов, но и для их пособников. "Власть" в статье "Пособие для пособников" позволяет себе аккуратно намекнуть: если следовать логике современных российских чиновников, в пособники можно записать даже министра внутренних дел Рашида Нургалиева, экс-главу ФСБ Николая Патрушева и самого премьер-министра Владимира Путина. Ведь в своих заявлениях они прямо указали на самые уязвимые места российского государства ("Лучшее средство для такого шантажа - это превратить террористический акт в публичное зрелище"), обрисовали самые незащищенные направления террористических атак ("Состояние инженерно-технических средств охраны не обеспечивает в полной мере надлежащего контроля и защиты данных объектов") и рассказали, где боевики могут найти интересующую их информацию ("В сети интернет... есть рецепты изготовления бомб, методов противодействия милиции, проникновения в банковские и режимные информационные сети, методики развала уголовных дел и ухода от ответственности").
Главная тема "Русского репортера" - Башкирия после Муртазы Рахимова. "Уфа замедленного действия" - так называется очерк о крае, который достался новому президенту Рустэму Хамитову. "У нас в республике приезжающие из России должны регистрироваться у главы" - об ощущении себя иностранцем в собственной стране, вылазках исламских боевиков и проблеме Севера и Юга практически по киргизскому сценарию - в свежем номере издания.
"Коммерсант-Власть" больше внимания акцентирует на преемнике Рахимова, называя Хамитова "Человеком из волны". Биографию, пожалуй, самого "зеленого" из всех региональных лидеров в трех частях (Эколог, Чиновник, Президент) пишет журналистка из Уфы.
"Заглушку" для нефтяного фонтана в Мексиканском заливе разработал... заведующий кафедрой автоматизации проектирования сооружений нефтяной и газовой промышленности РГУ нефти и газа имени Губкина профессор Петр Бородавкин. По крайней мере, так утверждают в самой "Губке". По словам ученого, британцы приехали и задокументировали его разработку - но сотрудничать с российским университетом категорически отказались. Но ученый не унывает: по его словам, от фотографий чертежей "проку не будет" - для того, чтобы утечки на самом деле прекратились, у него припасено два ноу-хау, которые он готов открыть BP в случае, если чопорные британцы вернутся и подпишут контракт ("Крышка мира").
"Огонек" отправляется за топливом будущего - и находит его... на Байкале. Обнаруженные на дне озера крупнейшие месторождения газовых гидратов, способных придти на смену нефти и газу, предрекают масштабные инвестиции в регион. Однако победная патетика сменяется глубокой задумчивостью, когда надо найти ответ на вопрос, чем открытие грозит самому озеру ("За горючим льдом").
Жаркие отпускные дни стали темой свежего номера "Русского Newsweek". Привычка россиян отдыхать у себя на родине, с одной стороны, сулит неплохие барыши отечественному турсектору, а с другой - заметно снижает его охоту к преобразованиям. О том, почему миллионы отпускников готовы мириться с суровыми условиями родного юга - в материале "Курорт-фронт".
"Итоги" сверяют часы с Приангарьем. На обложке издания - "Время иркутское" - интервью с Дмитрием Мезенцевым, губернатором восточносибирского края, в который так любили ссылать мятежников.
"Имя им триллион": в распоряжении "Русского Newsweek" появилась подготовленная Минфином презентация проекта бюджета на 2011 год, в которой предлагается увеличить государственные расходы с 9,4 триллиона до 10,2 триллиона рублей. Пока отраслевые лоббисты потирают руки в преддверии рассмотрения такой инициативы, журнал предупреждает: для этого придется повысить налоги и провести масштабную приватизацию.
Кипр, Израиль и Ливан одновременно отпраздновали находку ученых, открывших в восточной части Средиземного моря обширные запасы газа. Однако как мирно поделить стратегические запасы, не знает никто. О том, к чему это может привести, говорит заголовок материала "Власти" ("Война судного дня").
"Дмитрий Медведев хочет стать президентом", возвещает анонс на обложке "Русского репортера". "Ранним стартом" предвыборной кампании 2012 года журнал называет выступление главы российского государства в МИДе, превратившееся в форменную выволочку дипломатам за работу "по старинке". Зачем президенту "Дипломатическая гребля" и что все это означает, анализируют корреспонденты издания.
"Огонек" не оставляет попыток понять войну компроматов между Минском и Москвой, но больше - то, к каким последствиям может привести эфирная перепалка. В этот раз журналу помогает белорусский социолог, директор социологической лаборатории НОВАК Андрей Вардомацкий, который выводит блестящую в своей простоте формулу геополитических предпочтений своих соотечественников: "Белорусы любят тех, кто покупает их МАЗы".
Скандал с назначением представителя России Юрия Федотова на должность руководителя Управления ООН по наркотикам и преступности заставил "Русский Newsweek" поднять историю карьер выходцев из СССР и России в крупнейших международных организациях. Помимо всего прочего, это еще и история скандалов, делают вывод корреспонденты издания в материале "Оборотни в ООНах".
Формально он не творит историю, но в спецпроект "Итогов" "История от 1-го лица" попал. Михаил Гусман брал интервью у десятков мировых лидеров, но опубликованный фрагмент интервью с ним ("Власть за кадром") практически полностью касается Джорджа Буша. Впрочем, продолжение следует, обещает редакция.
От них требуют перестать "получать зарплату за пытки", но без их работы не сможет развиваться наука. Корреспондент "Русского репортера" съездила в единственный в России питомник лабораторных животных с международной аккредитацией - и написала репортаж об обреченных на служение науке крысах и людях ("Мышиное животноводство").
Экономика. Конфликт интересов вокруг "Норильского никеля" вспыхнул с новой силой. Действующие лица - "Интеррос" Владимира Потанина и РУСАЛ Олега Дерипаски. "Профиль" педантично рисует картину происходящего ("Между равными дружба") и отдельно приводит точку зрения "Интерроса" ("Битва за кэш").
Запаздывающие данные статистики окончательно подтвердили: банковское кредитование в России разморозилось. Однако восторгов по этому поводу не слышно ни со стороны заемщиков, ни со стороны банков. Почему, попытался разобраться "Эксперт" ("Длинные деньги на коротком поводке").
Пробки в Москве бывают не только на земле: над столицей часто кружат самолеты, ожидающие разрешения на посадку. Тем временем чиновники "перетягивают" друг у друга взлетные полосы московских аэропортов. Что творится в кулуарах индустрии приема-отправки пассажиров и как текущие события скажутся на интересах пассажиров - нелегкую "Летную долю" крупнейшего транспортного узла страны описывает "Русский Newsweek".
Международные темы. "По большому счету, воевали два колхоза" - такими словами бывший глава МВД Киргизии генерал Омурбек Суваналиев характеризует июньские события в Оше, унесшие сотни жизней. Кто же все-таки виноват в Ошской резне и не повторится ли подобное впредь? Очередная версия - в интервью киргизского генерала "Власти" ("Намерение мстить осталось с обеих сторон").
Общество. Равенство полов в России достигло апогея западного образца: мужчины все чаще сидят с детьми, варят, гладят, убирают... Кризис в том виновен или нет, но на курсы по домоводству мужчины уже записываются заранее. О новой моде - в статье "Русского Newsweek" "Отчаянный домохозяин".
Через полгода ипотечные заемщики, попавшие в сложную ситуацию, больше не смогут получить помощь от государства - соответствующее агентство прекратит выдавать гражданам стабилизационные кредиты. Но без поддержки эти люди не останутся, уверяет "Профиль". Новый механизм субсидирования - в материале "Ипотека встала на ноги".
"Покаяние оптом и в розницу" предлагают сорри-центры по всей России, предлагающие слова извинения за все на свете - открыткой, смской, письмом, телефонным звонком от вашего имени - быстро, профессионально, да и по умеренным ценам. О рынке простительных услуг пишет "Русский репортер".
Культура. Пожар в Центре Грабаря обескуражил Минкульт и деятелей культуры - но российскую еженедельную прессу оставил практически безучастной. За исключением, пожалуй, "Итогов": на фоне в прямом смысле горячего информационного повода журнал пишет о системном кризисе в реставрационном деле России ("Дым отечества").
Российским специалистам отказывают в компетентности: аукционный дом Christie's не признал результаты художественной экспертизы картины Кустодиева, купленной на торгах уважаемого продавца Виктором Вексельбергом. О приключениях "Одалиски" рассказывает "Русский Newsweek" ("Фальш-арт").
Куда более пристально "Риски Одалиски" исследует "Профиль": во-первых, поднимая "Арт-переполох" ("Подделки заполонили художественный рынок!"), а во-вторых, выводят новую тактику воров от искусства: "Не укради, а подделай".
Наука. Британские ученые создали "частичное" лекарство против рака: болезнь полностью оно пока не лечит, но распространение метастазов блокирует - и даже иногда уменьшает некоторые опухоли. О принципах работы препарата пишет "Огонек" ("Выключить гормон").
Исследователи из Швейцарии сделали не менее важное открытие, которое способно (в очередной раз) перевернуть представления физиков об устройстве окружающего мира. Они выяснили, что основа привычной нам материи - протон - на самом деле намного меньше, чем считалось ранее. Остальную часть атома искал "Эксперт" ("Странные данные из Виллигена").