Россия
18:50, 1 октября 2010

Кировский либерал Никита Белых рассказал "Ленте.ру" о своих достижениях и планах

В сентябре эксперты опубликовали очередной рейтинг выживаемости губернаторов, согласно которому одним из наиболее успешных глав регионов был признан назначенный в 2009 году главой Кировской области Никита Белых. О том, как он сам оценивает итоги своей деятельности, политик рассказал в интервью "Ленте.ру".

"Лента.ру": Вы одним из первых губернаторов завели себе ЖЖ...

Никита Белых: Не одним из первых, а первым, потому что я завел ЖЖ, когда я еще не был губернатором, это было в 2005 году.

Не отвлекает ли ведение блога от исполнения губернаторских обязанностей?

Не отвлекает. Это такое распространенное заблуждение, все дело в организации работы. Давно замечено, что если ты пытаешься в свой сформированный график вставить занятия спортом, то ничего не получается. Поэтому делают наоборот: сначала назначают спорт, например, вторник, четверг - бассейн, и хоть трава не расти, а остальные дела под это подстраивают. И тогда все замечательно получается. Я привожу этот пример не в качестве какой-то аналогии, а чтобы объяснить подход к организации времени.

Для меня ни блог, ни Twitter не являются работой, к которой надо готовиться. Сегодня я, пока шел от парикмахерской сюда, набросал четыре мини-поста в Twitter, просто по ходу, для меня это не представляет никакой сложности. Иногда можно что-то написать, когда едешь в машине, когда сидишь на совещании (присутствовать там положение обязывает, но, например, идут доклады, которые ты и так знаешь). Поэтому таких моментов, когда можно что-то написать, очень много. Причем они характерны тем, что чем-то другим ты в это время заниматься не можешь, то есть в ходе совещания ты не можешь делать деловые звонки, разбирать документы, знакомиться с какими-то материалами, а что-то такое написать вполне возможно.

Что касается каких-то содержательных, аналитических записей в блоге, то, как правило, в выходные я пытаюсь систематизировать то, что происходило на неделе. Я сажусь, кладу перед собой расписание прошедшей недели и еще раз просматриваю все, о чем говорили, о чем договорились, анализирую все, и, собственно, после этого рождаются некие содержательные посты.

В чем, по вашему, плюсы общения чиновников с гражданами через интернет, а в чем минусы?

Общение через интернет - это скорее некая форма взаимодействия, которая может отражать, а может и не отражать его содержательную часть. Если просто говорить о том, что общение через интернет - это хорошо, то тогда все формальные блоги, которые существуют у многих чиновников, надо будет признать полезными. Скорее, я исхожу из того, что важно не то, что у чиновников есть блоги, а что в этих блогах происходит. Для меня лично Сеть и общение посредством интернета играют несколько важных ролей и решают несколько важных задач.

Первая - это твое личное средство массовой информации. Изначально для меня блог так и возник. Этот блог я завел в 2005 году, будучи лидером оппозиционной партии. Тогда для меня были закрыты все телеканалы и ведущие газеты, доступны были только "Новая газета" и радио "Эхо Москвы". Поэтому для того, чтобы расширить свою аудиторию, я использовал все возможные инструменты, в том числе и интернет, и "Живой Журнал". Времена меняются, но, тем не менее, потребность в некоем своем средстве массовой информации остается. Причем важно, чтобы это СМИ воспринималось именно как твое. Понятно, что я могу без проблем публиковать все, что захочу в какой-нибудь специальной губернаторской газете, но я хочу, чтобы все понимали, что это мое личное пространство и я говорю вещи, которые в официальных СМИ не могут появиться. И как показывает практика, аудитория моего ЖЖ значительно превышает аудиторию местных газет. Например, у меня десятки тысяч посещений ежедневно, а когда идут какие-то активные обсуждения, то может быть 70-80 тысяч посещений. Я думаю, что не каждое региональное информационное агентство может похвастаться такой посещаемостью своего сайта.

Вторая задача блога - быть каналом обратной связи. Поскольку я не блокирую никакие комментарии (еще ни одного не забанил, хотя иногда следовало бы), наряду с социальными сетями, в которых я тоже присутствую, это еще и возможность достаточно быстро получить реакцию на те события, которые происходят в городе и в регионе. По этим комментариям (не всем, конечно, но по значительной части) ведется работа. Если речь идет о каких-то вопиющих нарушениях, то эта информация тут же передается по инстанциям и проверяется, а в зависимости от результата проверки предпринимаются какие-то действия.

Третья задача - это формирование некоего нового формата отношений между властью и обществом. Мне кажется, что модернизация должна распространяться и на само общество, то есть это не вопросы технологических изменений или замены старого оборудования на новое, это все-таки изменение взглядов, ментальности, что очень сложно. Эти процессы невозможны в условиях тотального недоверия власти к обществу, а общества и бизнеса - к власти. Соответственно, одной из первоочередных задач является снижение этого уровня недоверия. Я достаточно много на эту тему и говорю, и пытаюсь делать. Естественно, только работы в интернете недостаточно. Но, тем не менее, это один из шагов, который позволяет понять, если посмотреть сообщения в том же Twitter или в ЖЖ, что губернаторы тоже живые люди, что ничто человеческое им не чуждо.

Ваше назначение на пост губернатора в 2008 году многие эксперты называли экспериментом по внедрению либералов во власть. На ваш взгляд, этот эксперимент удался?

Во-первых, не я должен давать эти оценки. Оценивать должно как раз само общество и власть. Во-вторых, если говорить о каких-то коренных институциональных изменениях, то сам "эксперимент", если так его называют эксперты, хотя я этот термин считаю неправильным, не предполагает постановку вопроса: "Сможет ли либерал построить дороги лучше, чем нелиберал, или завершить строительство перинатального центра?" Это глупо.

Речь идет о том, возможно ли проведение честных выборов в отдельно взятом регионе, возможно ли создание действительно конкурентной среды, изменение взаимоотношений власти с обществом. Это изменения коренного характера, они не могут произойти в течение года-полутора. Более того, полагаю, что пятилетнего губернаторского срока для этого недостаточно. Но, тем не менее, я свою задачу вижу в том, чтобы в течение времени, которое я буду работать губернатором Кировской области, сделать те шаги и изменения, которые я считаю полезными, и построить все в формате необратимого процесса. Это не означает, что следующий губернатор тоже должен вести Twitter и ЖЖ, но отношения между властью и обществом должны быть построены на другой основе, нежели они построены в большинстве регионов сейчас.

Влияет ли политическая идеология на решение повседневных хозяйственных и социальных вопросов области или же она отходит на второй план?

На самом деле, хозяйственные вопросы или вопросы чрезвычайного характера, которые возникают, редко носят идеологический характер. То есть тушение лесных пожаров происходит независимо от того, сторонник ты коммунистической или либеральной идеологии. Хотя в вопросах последствий и предпринимаемых действий мнения могут расходиться. У меня есть своя точка зрения, и я ее защищаю.

Вопрос, наверное, в чем отличие моих идеологических подходов. Я стараюсь очень многое разъяснять людям. В первую очередь - вещи непопулярного характера.

Недавно было объявлено о создании демократической коалиции, в которую вошли Касьянов, Немцов, Милов и Рыжков. Как вы, как бывший оппозиционер, оцениваете шансы этой коалиции?

Вопрос двойной. Первая половина вопроса о том, как я оцениваю шансы коалиции - я их оцениваю невысоко. Вторая половина вопроса - надо ли это делать. Я отвечу, что надо. Со всеми участниками этой коалиции я хорошо знаком. С кем-то у меня более дружеские отношения, с кем-то менее, но в целом это люди, которых я считаю своими товарищами. С каждым из них я общался - с Миловым, Немцовым, Рыжковым где-то за неделю до объявления о создании коалиции, а с Касьяновым дня через четыре (я с ним случайно встретился в аэропорту). Я всем им сказал примерно одно и то же - я не особо верю, что им удастся зарегистрировать партию или кандидата на президентских выборах. Но я абсолютно уверен, что они должны этим заниматься, потому что они этим занимаются не для себя. В конечном итоге речь идет о том, что они представляют определенную часть людей в обществе. Она может быть большая или маленькая, но все равно речь идет о десятках, сотнях тысяч, может быть, миллионах людей. И этим людям нужно показывать, что их лидеры - это не просто люди, которые хотят смены действующей власти любым путем, но это люди, выступающие за цивилизованную форму работы. И если есть возможность участвовать в выборах, они в них участвуют, если есть возможность добиваться каких-то эволюционных изменений, они этого добиваются, даже если власть этому противится.

Кроме того, эти шаги надо делать, потому что если их не делать вообще, то ссылки на то, что "нас бы все равно не зарегистрировали бы" - это путь в никуда. Когда я возглавлял оппозиционную партию, мы пытались участвовать во всех выборах, потому что партия, которая не участвует в выборах - это не партия. Партия для того и создается, чтобы участвовать в выборах и бороться вместе со своими избирателями за власть в регионе, в стране. Если этого не происходит, то это уже клуб по интересам, такая не очень системная, не очень оформленная организация. Поэтому я приветствую их начинание, считаю, что они молодцы, хорошо, что они это делают. Еще раз говорю, что я не очень верю в их успех, но я абсолютно уверен, что если ничего не делать, то успеха точно не будет.

Существует ли сегодня в России реальная оппозиция?

Надо определяться с терминами. Что мы понимаем под реальной оппозицией? Если мы под оппозицией понимаем людей, которые имеют свою точку зрения на процессы, которые происходят в стране, отличную от общепринятой, то, конечно, да. Если мы говорим о том, есть ли на сегодняшний день оппозиция, которая реально готова к тому, чтобы получить власть в этой стране и ей управлять, вести внутреннюю и внешнюю политику, то, скорее, нет.

В каком-то плане, я считаю, что моя миссия - показать, что возможны иные подходы в государственном управлении, которые тоже могут быть успешными. Лидеры оппозиции - замечательные люди, я к ним очень хорошо отношусь. Но то, что кто-то в 1990-е годы был хорошим вице-премьером, не означает в сознании общества, что он может быть хорошим вице-премьером или премьером сейчас. Поэтому либеральному демократическому движению нужны нынешние истории успеха, нынешние примеры, которые можно действительно использовать. Надо не просто говорить, что мы выходим на "Марш несогласных", а, когда есть возможность, заниматься какими-то делами в формате государственного управления, делать это. Пока примеров не очень много.

Курс президента России на обновление региональных руководителей заставил многих обратить внимание на "современность" действующих губернаторов. Безусловно, к этой категории эксперты относят в первую очередь вас, тверского губернатора Дмитрия Зеленина и пермского главу Олега Чиркунова. Вот Чиркунов, например, пытается отобрать у Петербурга звание "культурной столицы России". А что может противопоставить Киров такому начинанию?

Во-первых, я не думаю, что должна быть какая-то конкуренция за звание той или иной столицы. Мне вообще кажется, что эта "столичность" нашего государства избыточна. Каждый борется за звание какой-либо столицы. Важно, чтобы не только столицы были привлекательными и хорошими. Я всегда говорю, что Вятка - это, безусловно, провинция, но среди провинций мы лучшие. Я никогда не хотел бы сказать, что Киров - столица чего-либо, во всяком случае, в каком-то относительно серьезном смысле. Понятно, что названия типа столица Дымковской игрушки или столица меховых изделий - это скорее шутка или полушутки.

Я очень внимательно слежу за тем, что происходит в Перми. Во-первых, они наши ближайшие соседи и торговые партнеры, во-вторых, я сам родом из Перми и 30 лет прожил там, в том числе полтора года был вице-губернатором как раз у Олега Чиркунова. Там живут мои мама, брат и еще очень много близких мне людей. Я оцениваю все происходящее там очень хорошо. Это очень правильно, но не с точки зрения конкуренции за столичные функции. Мне кажется, что теми действиями, которые происходят в культурной сфере, они пытаются разбудить общество. И неважно даже, кто докажет свою правоту в тех спорах и дискуссиях, которые там возникают, важно, что эти дискуссии есть.

Если же говорить о наших подходах, я не могу сказать, что они более конкурентны или сильно отличаются, просто мы в своей работе делаем упор на повышение гражданской активности путем вовлечения граждан, втягивания их в сопричастность к тем процессам, которые происходят на самых разных уровнях. Чиркунов с Гельманом хотят разбудить общество тем, что показывают новое искусство, которое шокирует, заставляет по-новому взглянуть на все.

Я пытаюсь делать это по-другому. Я пытаюсь сказать: "Ребята, давайте вместе вложимся усилиями, идеями, где-то, может быть, деньгами, и я как область, и вы для совместного решения каких-то проблем". Тогда люди просыпаются, уже не от того, что их кто-то разбудил, а от меркантильных соображений, потому что, грубо говоря, хотят понять, на что пошли их двести рублей, чувствуют свою сопричастность и свой вклад. Это разные подходы, но направлены они на одно и то же - на то, чтобы расшевелить, сделать более активной человеческую массу, как-то помочь избавиться от патерналистских настроений. Мы все идем в одном направлении, но идем разными путями.

Вскоре после того, как вы вступили в должность, вы неоднократно высказывались за переименование Кирова в Вятку. Когда ждать "ребрендинг"?

Правильнее говорить не о переименовании, а о возвращении исторического названия. Я думаю, что мы вернемся к этому вопросу в 2012 году. Я считаю, что при том, что принятие какого-то административного решения по этому поводу юридически возможно, так как оно принимается городской Думой или Законодательным собранием, было бы неправильно делать это без привлечения общества.

Второй важный для меня аспект: я очень хочу, чтобы в этом вопросе не было политики, поскольку любая политизация данного вопроса ни к чему хорошему не приведет. В 2009 году, когда мы этим занимались, была сформирована группа по изучению данного вопроса, в которой были как сторонники, так и противники возвращения исторического названия. Теперь те, кто этим вопросом интересуются, знают, что это: а – несложно, б - не требует никаких затрат, а это было очень важным моментом. Договорились о том, что решение данного вопроса может приниматься только с учетом мнения людей. На 2010 год есть официальное распоряжение правительства, которое предписывает в связи с переписью населения никакие изменения названий не производить. 2011 год у нас полностью связан с выборами, как местными весной, так и в Государственную Думу осенью. Понятно, что тема возвращения исторического названия в случае постановки такого вопроса каким-либо кандидатом в рамках предвыборной кампании станет ключевой. На этом фоне вопросы конкуренции партий и кандидатов, их программ, плана деятельности, идеологии уйдут на второй план, и останется только вопрос, стоит ли возвращать Кирову историческое название. Это неправильно, так быть не должно. Поэтому, по моим ощущениям, актуальность вопроса проявится году в 2012.

Также, когда эта комиссия работала, выяснилась одна очень грустная вещь - значительная часть населения, особенно молодежь, не имеет каких-то идеологических установок - они не знают, ни кто такой Киров, ни что такое Вятка. Киров на уровне звучания кажется им чем-то таким брутальным, индустриальным, а Вятка – провинциальным и патриархальным. Я сам очень увлекаюсь историей, но многие очень плохо знают свою историю, не знают, чем была Вятка, как она создавалась, какие моменты в истории российского государства связаны с Вяткой, и с чего вдруг ее переименовали в Киров. Сейчас ведется достаточно правильная информационная работа, вопросам краеведения уделяется достаточно много внимания в рамках образовательных и информационных программ, безо всякой политики. Наверное, никто не будет спорить с тем, что историю знать надо и неважно, какие у тебя убеждения - левые или правые. На ближайшие два года работы по просвещению всем хватит.

Недавно в Кировской области разразился скандал в связи с публикацией инструкции "Единой России" для районных администраций к выборам. В ней в весьма вольной форме описывались методы воздействия на электорат, а также упоминались (цитата) "мочилово оппонентов", "чернуха" и "спецуха". Будете ли вы принимать какие-то меры в связи с этим?

Естественно, будем. Вопрос в том, какие меры. На сегодняшний день есть официальное заявление от "Единой России", что это "подстава" и никакого отношения "ЕР" к этому документу не имеет. Выборы есть выборы, и надо понимать, что в данный момент вариант каких-то подстав не просто возможен, а весьма вероятен. Я знаю, что выборы очень редко проходят в цивилизованных форматах, поэтому, как только стало известно об этой таблице, я обратился к руководству "Единой России" с просьбой озвучить свою позицию. Они разместили на своем официальном сайте заявление, что "Единая Россия" не имеет никакого отношения к этому документу

Я считаю, что если это, грубо говоря, подстава, то надо выяснять, кто ее организовал, и наказать его, потому что если этого не делать, то "ящик Пандоры" будет открыт, и тогда грязь из него будет литься на всех. Если это эксцесс исполнителя, ложно понятые интересы дела в формате "хотел как лучше, получилось как всегда", то такой человек должен быть жестоко наказан, и в этом выразится сила политической партии, а не слабость. Если это их персонаж такое натворил, без каких-либо указаний, поручений со стороны власти, то соответствующие санкции и меры должны быть приняты, чтобы другим неповадно было. Мы не собираемся замалчивать этот вопрос, не будем делать вид, что ничего не произошло.

Кировская область немало пострадала от лесных пожаров этим летом. Понятно, что федеральное законодательство в сфере лесного хозяйства крайне несовершенно, однако что помешало регионам принять самостоятельные меры для защиты от подобных ситуаций?

Что-то на региональном уровне, безусловно, возможно сделать, но, тем не менее, есть и системные проблемы, которые не могут быть решены без вмешательства чиновников федерального уровня.

Если провести анализ того, как те регионы, в которых были пожары, прошли через этот тяжелый период, выяснится, что все справились с этой ситуацией по-разному. В этом плане Кировская область - один из лучших регионов: у нас нет населенных пунктов, сгоревших от лесных пожаров, у нас достаточно высокая степень локализации пожаров и быстрая реакция на них. Но не со всеми проблемами регион может справиться самостоятельно. Эти вопросы не всегда упираются непосредственно в Лесной кодекс, о чем так много говорят. Понятно, что защита арендованного леса от пожара - это функция арендатора. Но здесь возникает проблема, так как в соответствии с 94-м федеральным законом распределение леса между арендаторами происходит на конкурсной основе. Соответственно, происходит вот что. Идет аукцион, к нам заявляется неизвестная компания, которая претендует на большой объем расчетной лесосеки. Мы понимаем, что у них нет ни мощностей, ни техники, чтобы в случае чего защитить лес, но не допустить их к конкурсу мы не можем, потому что это их право, которое прописано в 94-м законе. Если мы не допустим к аукциону такую компанию, она тут же напишет жалобу в Федеральную антимонопольную службу, и нам отменят результаты конкурса. В результате, значительная часть таких участков арендована теми, кто не может выполнить свои функции по защите леса. Это не проблема Лесного кодекса, это, скорее, проблема 94-го закона.

Еще одна проблема с пожарами связана с распределением функций. Притом, что непосредственную близость к лесным пожарам имеют органы местного самоуправления, у них нет ни функций, ни полномочий, связанных с решением данных ситуаций. А МЧС - федеральная структура, которая никакого отношения ни к муниципалитетам, ни к области не имеет. В ведении МЧС находятся вопросы, связанные со спасением граждан в населенных пунктах. То есть когда пожар где-нибудь в лесу, туда не едет МЧС, они охраняют населенные пункты. Если непосредственной угрозы населенному пункту нет, то МЧС к пожару отношения не имеет. В этом плане спрашивать что-то с органов местного самоуправления, у которых нет ни денег, ни возможностей, ни ресурсов для защиты от лесных пожаров, весьма и весьма сложно.

Также есть проблемы, связанные с бюджетным кодексом. Понятно, что ты не можешь заранее в бюджете прописать строку "тушение пожаров", так как это чрезвычайная ситуация, для этого формируются резервные фонды. А когда я даю поручение проводить охранные мероприятия, окапывать населенные пункты, минерализованные полосы, еще что-то делать за счет резервного фонда, мне тут же звонит прокуратура и говорит, что этого делать нельзя. То есть резервный фонд может использоваться в случае, когда, условно говоря, пожар уже начался. К примеру, ты можешь купить огнетушитель за счет средств резервного фонда, когда у тебя уже горит дом, а вот каким-то образом предотвратить подход огня ты не можешь. Это бред? Да, бред.

Речь идет не о локальных вопросах, связанных с Лесным кодексом, хотя это тоже важно, а в целом о системе управления, о системе межбюджетных отношений, о массе всего, что делает работу в экстремальных ситуациях действительно не очень эффективной.

По данным Института региональной информации, Кировская область занимает лишь 57 место (из 83) в рейтинге качества жизни в регионах России. Вы согласны с такой оценкой?

Любые рейтинги - это вопрос использования статистических данных в разных форматах и в разных комбинациях. Но я думаю, что в целом наше положение на фоне других регионов, скорее, соответствует действительности. При этом надо понимать, что все эти рейтинги исходят из данных, которые легко учитывать: рождаемость, смертность, продолжительность жизни, средний уровень доходов и так далее. И в этом плане Кировская область - это регион, который находится не среди лидеров России, это понятно, так было всегда, это не вопрос последнего года-двух. Поэтому я не формулирую для себя задачи "в течение года-двух войти в первую десятку". Моя задача в том, чтобы появилась положительная динамика, понятная и очевидная, не только экспертам, но, в первую очередь, людям, которые проживают в Кировской области.

Что можно сделать для улучшения качества жизни в области и что мешает этому?

Если говорить о рейтинговых показателях, то все достаточно просто - надо сокращать смертность, увеличивать рождаемость, продолжительность жизни и доходы, и качество жизни в рейтингах будет совершенно иное. Другое дело, что все эти процессы носят глубокий и долгосрочный характер. Что значит увеличивать рождаемость? Либо стимулировать ее искусственно, либо все-таки создавать условия, в которых люди будут заинтересованы в росте рождаемости. При этом надо понимать, что такие вопросы связаны не только со здравоохранением или материальным положением, это еще и вопросы психологии. Известно, что рождаемость падает во всем мире, кроме юго-восточной Азии, Индии и так далее, потому что меняется поведенческий стиль людей. Если раньше женщины рожали с 18-19 лет и до 30, то сейчас женщина в 30 лет только задумывается, завести ей первого ребенка или нет. Это объективная реальность. Поэтому в вопросах рождаемости потенциал у нас не очень большой, а вот показатели, связанные со снижением смертности, с уменьшением разного рода негативных воздействий - их можно улучшить.

Но, как мне кажется, главное, что нужно сделать - это организовать соучастие общества в решении данных вопросов, их должны решать не только власти. Было бы неверно полагать, что власть может сделать так, чтобы человеку жилось хорошо. Если сам человек не захочет жить хорошо, то он и не будет жить хорошо. Известно, что если пациент не захочет выздороветь, то никакие лекарства не помогут. Точно так же и с обществом. Ты можешь построить дворцы, обеспечить всех большими доходами, но если общество не хочет развиваться, у этого всего не будет перспектив. Разве в Римской империи было плохо с доходами или с организацией досуга? Да все замечательно было. Просто общество находилось в той стадии, когда ему уже ничего было не надо, была пресыщенность всем этим.

< Назад в рубрику