Россия
13:40, 13 октября 2010

Меж двух минаретов Мусульмане спорят с властями Москвы о строительстве мечетей

Власти Москвы, как и положено властям в светском государстве, регулярно заверяют верующих в том, что город не делает различий между мировыми религиями. Однако, как это регулярно происходит в России, слова чиновников далеко не всегда отражают действительность. В последние месяцы на это все активнее обращают внимание живущие в Москве мусульмане, которым давно не хватает существующих в городе мечетей. Столичные власти в ответ утверждают, что Москва регулярно предлагает религиозным организациям место под строительство. При этом ситуацию усугубляет то, что москвичи далеко не всегда готовы терпеть соседство мечетей со своими домами.

Представители мусульманской общины говорят об острой нехватке мечетей в Москве уже давно. С учетом того, что каждый год текущий в столицу поток трудовых мигрантов, исповедующих ислам, лишь растет, проблема эта отнюдь не надуманна и не является прихотью представителей второй по численности в России религии.

Самой яркой иллюстрацией, насколько справедливо то, о чем говорят муфтии, стало празднование мусульманами праздника Ураза-байрам 9 сентября. Пришедшие к Соборной мечети возле спорткомплекса "Олимпийский" 55 тысяч человек парализовали движение на соседних улицах и сильно попортили жизнь автомобилистам в районе Проспекта Мира, пытавшимся утром в рабочий день попасть на работу. Причем, что гораздо важнее, это вполне мирное (хоть и гигантское по масштабам) событие было воспринято многими москвичами с тяжелой неприязнью.

Достаточно прочитать хотя бы пару страниц комментариев, оставленных под одним из фоторепортажей с этого праздника, чтобы понять - равнодушные к исламу москвичи почувствовали себя на нем по меньшей мере чужими. Однако если по спинам блогеров и пробежал холодок из слов "Москвабад" и "Русостан", то дальше рассуждений о том, как надоели "понаехавшие", дело не пошло.

Впрочем, и забыться это событие не успело. Спустя два дня после коллективной молитвы у Соборной мечети в спальных Текстильщиках прошел митинг против строительства на Волжском бульваре мечети и медресе. Местные жители, для которых отведенная под мечеть площадка является одним из немногих мест для прогулок, сильно возмутились будущим соседством с религиозным сооружением. Мероприятие получилось крайне эмоциональным. Оно и понятно - те, кто до этого не видел фотографий с Ураза-байрама, могли ужаснуться им во время митинга в Текстильщиках.

Однако в отличие от воинствующих пользователей интернета митингующие не только вдоволь поспорили по поводу возведения мечети, но и собрали несколько сотен подписей против строительства. Кроме того, инициативная группа создала специальный сайт "Мечети.нет", через который на днях обратилась к президенту Дмитрию Медведеву. При этом в обращении особо подчеркивалось, что жителей беспокоят в первую очередь бытовые проблемы, которые неизбежно возникнут после строительства мечети, а отнюдь не религиозная принадлежность здания. Доля лукавства в этом утверждении наверняка есть, однако не больше, чем в словах правительства Москвы по поводу равноудаленности власти от религий.

Как заявил вскоре после вступления в должность и.о. мэра Москвы Владимир Ресин, властям города важны все объекты, которые они строят для различных религий. Кроме того, он подчеркнул необходимость проводить общественные слушания по каждому проекту строительства новых религиозных зданий. Последняя реплика наверняка немало заинтересовала жителей Текстильщиков, которым сообщили о предстоящем появлении у них под боком громадной мечети постфактум.

Но куда интереснее обещание того же Ресина построить в столице по просьбе патриарха Кирилла 200 православных храмов. По утверждению РПЦ, Москва находится на последнем месте в России по числу храмов в расчете на количество прихожан - на один храм приходится около 40 тысяч человек (в среднем по стране - 11 тысяч). Для того чтобы довести этот показатель в столице до среднего, церкви требуется 600 храмов в дополнение к существующим 260.

А что же с мечетями? В Москве сегодня насчитывается пять крупных мечетей примерно на два миллиона мусульман. Цифра приблизительная и не официальная - ее озвучивает Совет муфтиев, который не согласен с данными переписи 2002 года, по которым в столице всего 400 тысяч человек исповедуют ислам. Во-первых, отмечают духовные лидеры, тогда были посчитаны лишь мусульмане с пропиской, а во-вторых, с тех пор прошло восемь лет, за которые количество гастарбайтеров-мусульман в Москве выросло в несколько раз.

Если поверить цифре в 2 миллиона "столичных" мусульман и вооружиться калькулятором, то несложно подсчитать, что для уравнивания числа мечетей на количество прихожан с "православными" показателями (религии в России равны, не так ли?) Москве требуется как минимум 180 исламских сооружений. Таким образом, чтобы разгрузить Соборную мечеть и более скромные московские мечети, в городе нужно построить еще 175 зданий с минаретами. Легко представить, какую реакцию вызовет это предложение в столице, если даже строительство одной мечети вызывает такие протесты горожан.

Если сравнивать с мировыми показателями, то Москва по количеству мечетей находится в самом конце списка. В Париже, например, построено 75 мечетей, в Пекине и Берлине - по 80, в Нью-Йорке - более 100. Для мусульманских религиозных деятелей необходимость строительства десятков мечетей в Москве очевидна, однако для противников "чужой" культуры (для Москвы она, как ни крути, чужая, даже если помнить о том, что в городе живут тысячи коренных москвичей, исповедующих ислам) - вовсе нет. Скептики обращают внимание на то, что Москва может наступить на те же грабли, что и другие мегаполисы, для которых исламизация некоторых районов стала настоящей головной болью.

То, что прирост количества мусульман пугает жителей Европы, а власти крупных городов далеко не всегда знают, как сгладить неизбежные в такой ситуации социальные трения, неоспоримо. Большой разницы нет, идет ли речь о городах Западной Европы или о Москве - предрассудки и клише, впечатавшие в сознание многих людей знак равенства между мусульманами и террористами, всегда будут выходить на первое место при обсуждении любых вопросов, связанных с исламом.

Однако есть ли связь между этими страхами и количеством мечетей в Москве - далеко не так очевидно. От того, будет ли стоять в Текстильщиках (или любом другом городском районе) мечеть, количество мусульман в столице не уменьшится и не увеличится. Москва привлекает приезжих мусульман не религиозными сооружениями; это не Мекка - сюда едут на быстрые заработки, а не для того, чтобы помолиться. Тем не менее, необходимость исповедовать свою веру у приезжих остается, нравится это кому-либо или нет.

Назвать нормальной ситуацию, когда на одну мечеть в столице приходится 400 тысяч человек, нельзя. Нельзя забывать и о деталях, присущих молитве в исламе - так уж получается, что одному стоящему на коленях верующему мусульманину требуется немного больше места, чем, например, христианину, которому вставать на колени во время службы не обязательно. Отсюда и получается, что верующие с ковриками плотным кольцом окружают полуторатысячную Соборную мечеть, залезая на тротуары, проезжую часть и трамвайные рельсы, раздражая атеистов или православных горожан своим "варварством".

Непонимание между двумя культурами - мусульманской и усредненной культурой большого европейского города - сквозит во всем, и чем дальше, тем это непонимание вызывает все большие конфликты. Можно, например, вспомнить, неаккуратную фразу, сказанную главным имамом Соборной мечети Ильдаром Аляутдиновым по поводу того, что если мусульманам не хватает молельных помещений, то они могут "отправлять религиозные потребности в православных храмах". Православная общественность, естественно, тут же встрепенулась, испугавшись того, что мусульмане будут устанавливать в церквях свои порядки.

Задело далеких от ислама людей и высказывание председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина, который в очередной раз заявил о нехватке мечетей и предупредил, что "если мы заставим людей молиться на тротуарах под снегом и дождем, это может привести к социальному взрыву". Блогеры и некоторые эксперты расценили это как прямой шантаж власти, как, впрочем, и сама власть, которая не преминула ответить на громкие слова муфтия.

Удар под угрозами (предостережениями, если хотите) Гайнутдина пришлось держать главе комитета правительства Москвы по связям с религиозными организациями Михаилу Орлову, который заявил, что столичные власти в разное время выделяли восемь земельных участков в разных округах столицы для размещения мусульманских культовых объектов. Но, что интересно, на всех из них работы были приостановлены самими религиозными организациями. "Весьма вероятно, что одна из главных таких причин - финансовая", - добавил Орлов, заставив многих задуматься над справедливостью требований муфтията.

Еще одна деталь, которая помогает понять истинную подоплеку вопроса строительства мечетей, кроется в области политики. Как заявил "Независимой газете" исламовед Роман Силантьев, при Юрии Лужкове Гайнутдин пользовался покровительством властей, поэтому другие мусульманские организации не могли получить разрешения на строительство в Москве мечетей. Сейчас власть в Москве меняется, причем меняется, похоже, подчистую, в связи с чем "мечетестроительная" монополия Совета муфтиев поставлена под угрозу. Таким образом, считает эксперт, это и могло стать поводом для "демонстрации силы" в преддверии назначения нового мэра.

Как бы то ни было, проблема назрела, причем не в одночасье. В таком щекотливом вопросе, как религия, отбросить эмоции чрезвычайно сложно. Еще сложнее понять, как соблюсти право горожан на спокойную жизнь и одновременно с этим не ущемить свободу вероисповедания непохожих на них жителей столицы - пусть даже большинство из них приезжают в Москву на короткий срок. Строить мечети, как и другие религиозные здания, в столице необходимо, однако подходить к этому вопросу нужно крайне осторожно, соблюдая баланс между интересами всех сторон. Для новых властей Москвы, которые вот-вот въедут в кабинеты на Тверской, 13 это будет одной из главных задач. Учитывая ее взрывоопасность - может быть, самой главной.

< Назад в рубрику