Запоздалая контрреформация Пять англиканских епископов решили перейти в католичество

8 ноября пять англиканских епископов объявили о своем намерении перейти в католичество. По мнению иерархов, государственная Церковь Англии утратила связь с двухтысячелетней традицией христианской религии. В частности, епископы разошлись с церковным руководством в вопросе о месте в среде духовенства женщин и гомосексуалистов. Однако раскола в англиканской церкви в связи с этими событиями ждать, видимо, не стоит.

Исторически Церковь Англии считает себя одновременно католической и реформированной. Несмотря на то, что в 1534 году англиканская церковь отделилась от римского католичества и продолжила формироваться под влиянием принципов протестантизма, идея единства с всемирной церковью всегда оставалась для англиканства одной из центральных.

Постепенно Церковь Англии эволюционировала, со временем принимая все больше либеральных нововведений, однако среди духовенства и прихожан всегда существовало и консервативное крыло. Значительную часть вольностей - англиканскому клиру, например, не запрещается обзаводиться семьей - консерваторы давно принимают как должное. Однако всему есть предел, и когда священнослужителями в англиканской церкви разрешили становиться женщинам и гомосексуалистам, некоторая часть наиболее ревностных приверженцев традиционной морали начала роптать.

В 2009 году дошло до того, что Генеральный синод, руководящий орган Церкви Англии, разрешил рукоположение женщин в сан епископа. Вскоре последовал ответ Ватикана: в надежде переманить недовольных англиканцев, папа Бенедикт XVI упростил для них процедуру перехода в католичество. В соответствии с провозглашенной 20 октября 2009 года Апостолической конституцией, перешедшим в лоно католической церкви даже позволяется сохранить часть обычаев англиканства - например, священникам, уже успевшим обзавестись семьей, не придется разводиться.

Точно не известно, сколько прихожан и священнослужителей Церкви Англии разочаровались в своей вере настолько, чтобы воспользоваться предложением папы. Вообще, традиционализм среди англиканцев не особенно силен. "Вперед в вере", одна из самых известных организаций, объединяющих англо-католиков (часть англиканского духовенства, более приверженного католическим корням Церкви Англии), насчитывает немногим более 800 членов. В связи с этим предполагалось, что массового перехода в католичество не возникнет.

Опубликованное 8 ноября совместное заявление англиканских епископов показало, что размеры бедствия несколько недооценили. Желание перейти в католичество одновременно изъявили сразу пять представителей высшего англиканского духовенства: трое действующих епископов и двое бывших.

По их словам, в последние десятилетия Церковь Англии "слишком отдалилась от устоев и традиций церкви, установленных 2 тысяч лет назад Иисусом Христом". Как заявил один из разочаровавшихся в англиканстве иерархов, епископ Эббсфлита Эндрю Барнэм (Andrew Burnham), речь идет не только о неприятии идеи рукоположения женщин в сан епископа. "Вопрос в том, верна ли Церковь Англии заветам единой христианской церкви, или же она считает себя вправе придумывать собственные заветы по ходу дела".

Ради перехода в более правильную, с их точки зрения, конфессию, англиканские епископы готовы многим пожертвовать. В католичестве ни один из них, скорее всего, не станет епископом, им придется довольствоваться должностями приходских священников. Вместе с саном они потеряют причитающееся им довольствие. Кроме того, их приходы, очевидно, будут формироваться исключительно из перешедших в католичество англиканцев. В связи с этим епископы призвали всех сочувствующих смело следовать их примеру.

И все же маловероятно, что решение пятерых епископов спровоцирует всплеск перехода прихожан в католичество, и уж точно не вызовет раскола в Церкви Англии. Ни один из епископов, решившихся перейти в католичество, не стоял во главе епархии. Двое, как уже говорилось выше, в настоящее время отошли от дел, а трое действующих являются так называемыми заместительными епископами ("flying bishops"). Они исполняют епископские обязанности для прихожан-традиционалистов, которые отказались признать священников-женщин.

Всего в Англии насчитывается чуть менее 13 тысяч приходов. В подавляющем большинстве из них верующие не имеют ничего против женщин-священников или женщин-епископов. По данным The Guardian, лишь 363 прихода (меньше трех процентов от общего числа) затребовали назначения заместительного епископа.

В этой связи уход пятерых епископов из лона англиканской церкви не представляет для ее структур сколько-нибудь серьезной угрозы. Зато он может стать серьезным ударом по позициям консервативного крыла Церкви Англии. Трое из пяти - уже упоминавшийся Эндрю Бернем, а также епископ Фулхэма Джон Бродхерст (John Broadhurst) и бывший епископ Дэвид Силк - были яростными и активными сторонниками англо-католицизма. Теперь традиционалисты этих ценных кадров лишатся.

Может быть, поэтому архиепископ Кентерберийский, духовный глава Церкви Англии, уже вечером 8 ноября с легким сердцем отпустил епископов на все четыре стороны. Принимая отречения, Роуэн Уильямс поблагодарил иерархов за многолетние труды и пожелал им всяческих успехов в новых начинаниях. Очевидно, архиепископ озабочен не проблемой массового отступничества, а чисто бытовым вопросом: к 1 января 2011 года ему надо найти трех новых заместительных епископов, чтобы обеспечить соблюдение прав верующих в 363 консервативных приходах.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше