Россия
21:00, 28 декабря 2010

Ад и коллапс В московских аэропортах третий день творится что-то несусветное

Московский транспортный узел третий день парализован. Первопричина - необычное для Москвы природное явление под названием "ледяной дождь". Но главная беда, конечно, не в нем, а в том, что все московское хозяйство, и прежде всего аэропортовое, оказалось совершенно не готово даже к такому некатастрофическому форс-мажору.

Аэроэкспресс в "Домодедово". Фото с сайта domodedovo.ru
Lenta.ru

Коллапс в аэропортах начался с "Домодедово": 26 декабря его обесточило. Мало того что аэропорт не мог принимать и отправлять самолеты. Мало того что вырубилось табло. Мало того что на подъезде образовалась гигантская пробка. Кроме всего этого, перестали работать все закусочные, банкоматы и вообще всё. 28-го, как рассказывают очевидцы, бардак в "Домодедово" достиг апогея: толпы людей спят на полу на газетах, а кто не спит - бродят по всему аэропорту, курят где попало и оглашают окрестности матерной руганью. Туалеты - и те не работают. Торговлю алкоголем оперативно прикрыли.

Самолеты, которые должны были сесть в "Домодедово", стали "раскидывать" по другим московским аэропортам - "Шереметьево" и "Внуково". Вскоре ад воцарился и там. Толпы людей штурмовали стойки авиакомпаний, пытаясь выяснить, кто, когда и куда летит. Никто из сотрудников авиакомпаний не мог им ничего рассказать. Доходило до драк. В частности, в "Домодедово" пассажиры побили сотрудницу "Трансаэро", а в "Шереметьево" - нескольких сотрудников "Аэрофлота". Сотрудники авиакомпаний теперь боятся выходить к пассажирам: ничего хорошего они им все равно сообщить не могут, а сорвать зло людям больше не на ком. В "Шереметьево" сотрудников службы безопасности от греха подальше переодели в штатское.

Никто (включая, похоже, и сотрудников аэропортов и авиакомпаний) толком не понимает, почему один рейс задерживается на двое суток, а другой - всего на пару часов. Из-за жуткой неразберихи одни целыми днями торчат в аэропорту в надежде на посадку, а другие, добравшись до аэропорта, выясняют, что их самолет, оказывается, уже улетел.

Поздним вечером 27 декабря разъяренные пассажиры блокировали зону досмотра "Шереметьево", требуя нормализации работы аэропорта. Время от времени в руках пассажиров оказывались микрофоны громкой связи, и тогда на весь аэропорт разносилась ругань в адрес администрации и авиакомпаний.

На подъездах к аэропортам, разумеется, пробки. Цены на такси, разумеется, взвинчены донельзя. Чтобы выбраться из аэропорта на автобусе - нужно отстоять гигантскую очередь. Пресловутые "Аэроэкспрессы" ходят через пень колоду. Например, 27-го поезд, шедший из "Домодедово" в Москву, встал из-за обрыва провода. Мимо по соседнему пути промчался в ту же сторону другой "Аэроэкспресс", почему-то не остановившись и не подобрав застрявших пассажиров. Застрявшим в итоге пришлось ждать, пока пригонят тепловоз. Вместо 40 минут поездка от аэропорта до Павелецкого вокзала заняла несколько часов.

Подобные коллапсы в мировых аэропортах время от времени случаются из-за метеоусловий или других форс-мажорных обстоятельств. Однако в аэропортах вроде лондонского "Хитроу", нью-йоркского JFK или парижского "Шарля де Голля" коллапс не превращается в ад. Сотрудники авиакомпаний регулярно выходят к ждущим пассажирам, чтобы сообщить им, как идут дела, даже если ничего нового сообщить не могут - это ведь, помимо всего прочего, еще и психотерапия. На них орут, конечно, но бить - не бьют. Организуются "горячие линии", информационные рассылки по SMS и электронной почте. А вот администрация "Домодедово", скажем, не нашла для встревоженных пассажиров ничего лучше, чем "не доверяйте интернету, приезжайте в аэропорт и выясняйте все на месте".

Так вот, в нашем случае - даже близко ничего подобного. Даже разговоров не слышно о том, что застрявших иногородних пассажиров следовало бы разместить в гостиницах. Им остается только впадать в отчаяние. Руководство аэропортов поначалу бравурно обещало все наладить за пару часов и лишь вечером 27-го признало, что не справляется с ситуацией, и попросило помощи у Минтранса, МЧС, Росавиации, правительства Московской области и энергетиков.

Отдельная история - с организацией питания застрявших. Очевидцы рассказывают, например, что когда пассажиры одного из рейсов "Аэрофлота", промариновавшись несколько часов в "Шереметьево", все-таки попали в самолет, их первым делом "обрадовали", что их даже покормить не могут, поскольку "на наш борт загружены только прохладительные напитки". В "Домодедово" доходит до того, что какая-то "аэропортовая мафия" требует плату за провоз бесплатной воды для застрявших.

Вполне логично (и, конечно же, очень своевременно) работой парализованных "Домодедово" и "Шереметьево" заинтересовалась транспортная прокуратура. Более того, президент Дмитрий Медведев поручил заняться этим вопросом лично генпрокурору Юрию Чайке. Росавиация под впечатлением от воскресного "блэкаута" в "Домодедово" решила обязать аэропорты иметь автономные источники электропитания.

Тысячам же людей, которым бездарные аэропортовые службы и профильные государственные ведомства устроили такие увлекательные новогодние каникулы, остается только мрачно шутить: "А ведь это еще даже не стихийное бедствие..."

< Назад в рубрику