Ад и коллапс

В московских аэропортах третий день творится что-то несусветное

Пассажиры в "Домодедово". Фото (c)AFP

Московский транспортный узел третий день парализован. Первопричина - необычное для Москвы природное явление под названием "ледяной дождь". Но главная беда, конечно, не в нем, а в том, что все московское хозяйство, и прежде всего аэропортовое, оказалось совершенно не готово даже к такому некатастрофическому форс-мажору.

Аэроэкспресс в
Аэроэкспресс в "Домодедово". Фото с сайта domodedovo.ru

Коллапс в аэропортах начался с "Домодедово": 26 декабря его обесточило. Мало того что аэропорт не мог принимать и отправлять самолеты. Мало того что вырубилось табло. Мало того что на подъезде образовалась гигантская пробка. Кроме всего этого, перестали работать все закусочные, банкоматы и вообще всё. 28-го, как рассказывают очевидцы, бардак в "Домодедово" достиг апогея: толпы людей спят на полу на газетах, а кто не спит - бродят по всему аэропорту, курят где попало и оглашают окрестности матерной руганью. Туалеты - и те не работают. Торговлю алкоголем оперативно прикрыли.

Самолеты, которые должны были сесть в "Домодедово", стали "раскидывать" по другим московским аэропортам - "Шереметьево" и "Внуково". Вскоре ад воцарился и там. Толпы людей штурмовали стойки авиакомпаний, пытаясь выяснить, кто, когда и куда летит. Никто из сотрудников авиакомпаний не мог им ничего рассказать. Доходило до драк. В частности, в "Домодедово" пассажиры побили сотрудницу "Трансаэро", а в "Шереметьево" - нескольких сотрудников "Аэрофлота". Сотрудники авиакомпаний теперь боятся выходить к пассажирам: ничего хорошего они им все равно сообщить не могут, а сорвать зло людям больше не на ком. В "Шереметьево" сотрудников службы безопасности от греха подальше переодели в штатское.

Никто (включая, похоже, и сотрудников аэропортов и авиакомпаний) толком не понимает, почему один рейс задерживается на двое суток, а другой - всего на пару часов. Из-за жуткой неразберихи одни целыми днями торчат в аэропорту в надежде на посадку, а другие, добравшись до аэропорта, выясняют, что их самолет, оказывается, уже улетел.

Летчик Леха сообщает
Надежды на выполнение рейса по расписанию растаяли, но в ЦУПе тоже не боги работают и предвидеть все накладки они не могут. Пустяковые мелочи, не позволяющие сложить производственный пазл в единую картину, тащили за собой снежный ком проблем, влияющих практически на всё расписание всего аэропорта. Во Внуково внезапно закончились стоянки для самолётов. Самолёты стали ставить на рулёжные дорожки, тем самым перекрывая маршруты руления для вылетающих.

К рабочей же полосе самолёты двигались с разных направлений и сходились в "бутылочном горле" у 14 РД. Но это была не самая большая трагедия, наибольшие причины задержек доставила наземная техника. Буксиры (а их просто нет в таком количестве во Внуково) не успевали расталкивать самолёты, а иногда и напрочь не могли справиться со своими задачами (буксовали и элементарно не могли сдвинуть лайнер с места).

В эфире шум, гам, смех, угрозы, отчаяние. Очень не понравилось поведение коллег одной, не местной, но крупной компании. Один из членов экипажа этой компании начал "наезжать" на диспетчера руления, откровенно хамя. Нельзя так товарищи пилоты, вы на работе и не имеете права срываться, тем более хамить диспетчеру, и что ещё более важно - диспетчер была женщина! (правда истерика быстро поставили на место свои же).

Отсюда

Поздним вечером 27 декабря разъяренные пассажиры блокировали зону досмотра "Шереметьево", требуя нормализации работы аэропорта. Время от времени в руках пассажиров оказывались микрофоны громкой связи, и тогда на весь аэропорт разносилась ругань в адрес администрации и авиакомпаний.

На подъездах к аэропортам, разумеется, пробки. Цены на такси, разумеется, взвинчены донельзя. Чтобы выбраться из аэропорта на автобусе - нужно отстоять гигантскую очередь. Пресловутые "Аэроэкспрессы" ходят через пень колоду. Например, 27-го поезд, шедший из "Домодедово" в Москву, встал из-за обрыва провода. Мимо по соседнему пути промчался в ту же сторону другой "Аэроэкспресс", почему-то не остановившись и не подобрав застрявших пассажиров. Застрявшим в итоге пришлось ждать, пока пригонят тепловоз. Вместо 40 минут поездка от аэропорта до Павелецкого вокзала заняла несколько часов.

Подобные коллапсы в мировых аэропортах время от времени случаются из-за метеоусловий или других форс-мажорных обстоятельств. Однако в аэропортах вроде лондонского "Хитроу", нью-йоркского JFK или парижского "Шарля де Голля" коллапс не превращается в ад. Сотрудники авиакомпаний регулярно выходят к ждущим пассажирам, чтобы сообщить им, как идут дела, даже если ничего нового сообщить не могут - это ведь, помимо всего прочего, еще и психотерапия. На них орут, конечно, но бить - не бьют. Организуются "горячие линии", информационные рассылки по SMS и электронной почте. А вот администрация "Домодедово", скажем, не нашла для встревоженных пассажиров ничего лучше, чем "не доверяйте интернету, приезжайте в аэропорт и выясняйте все на месте".

Так вот, в нашем случае - даже близко ничего подобного. Даже разговоров не слышно о том, что застрявших иногородних пассажиров следовало бы разместить в гостиницах. Им остается только впадать в отчаяние. Руководство аэропортов поначалу бравурно обещало все наладить за пару часов и лишь вечером 27-го признало, что не справляется с ситуацией, и попросило помощи у Минтранса, МЧС, Росавиации, правительства Московской области и энергетиков.

Отдельная история - с организацией питания застрявших. Очевидцы рассказывают, например, что когда пассажиры одного из рейсов "Аэрофлота", промариновавшись несколько часов в "Шереметьево", все-таки попали в самолет, их первым делом "обрадовали", что их даже покормить не могут, поскольку "на наш борт загружены только прохладительные напитки". В "Домодедово" доходит до того, что какая-то "аэропортовая мафия" требует плату за провоз бесплатной воды для застрявших.

Вполне логично (и, конечно же, очень своевременно) работой парализованных "Домодедово" и "Шереметьево" заинтересовалась транспортная прокуратура. Более того, президент Дмитрий Медведев поручил заняться этим вопросом лично генпрокурору Юрию Чайке. Росавиация под впечатлением от воскресного "блэкаута" в "Домодедово" решила обязать аэропорты иметь автономные источники электропитания.

Тысячам же людей, которым бездарные аэропортовые службы и профильные государственные ведомства устроили такие увлекательные новогодние каникулы, остается только мрачно шутить: "А ведь это еще даже не стихийное бедствие..."

Обсудить
Игла без правил
Будни виртуального наркомана. Репортаж «Ленты.ру»
Храм Христа Спасителя был взорван 5 декабря 1931 года в связи с реконструкцией МосквыВзрыв храма Христа Спасителя: как это было
85 лет назад главный собор России уничтожили по поручению Сталина
Взял «Высоту»
О каких мечтах Путин поведал челябинским рабочим
ДТП под Ханты-Мансийском
В Югре попал в аварию автобус с детской командой по акробатике: 12 погибших
«Зеленый профессор Саша»
Ультраправых в Австрии одолел потомок беженцев из России
Маттео РенциNo, синьор Ренци!
Итальянские избиратели не поддержали реформы премьер-министра
Пекин«Все меньше остается от старого Пекина»
Как меняется жизнь китайской столицы при Си Цзиньпине
Франсуа ФийонПравый друг
«Пророссийский кандидат» Франсуа Фийон — фаворит президентской гонки во Франции
Пикник на обочине
Испытываем «арктические» пикапы Toyota Hilux, у которых 10 колес на двоих
Тест: у каких малолитражек суперкары воруют фонари
Сможете ли вы узнать автомобиль по задней светотехнике
Тест нового корейского бизнес-седана
Длительный тест Kia Optima нового поколения
Когда, кому и за что дарили автомобили?
Fiat для девушки Playboy, Hyundai для «Мисс Россия 2016» и Porsche для тренера по борьбе
Горите в аду
Получить имущество по наследству становится все труднее
Лестница в ад
Неприглядная правда об интеллигентных обитателях центра Москвы
Пассажиры в зале ожидания в аэропорту СочиКвартирный вопрос их испортил
Как обманывают приезжих нечистоплотные москвичи
Худо будет
Москвичи тратят миллионы на квартиры, в которых невозможно жить