Возвращение короля

Впечатления от игры Donkey Kong Country Returns

Легко забыть, что здоровенная обезьяна с красным галстуком по имени Данки Конг когда-то находилась на самой вершине игровой индустрии. Выпускавшиеся в середине девяностых на консоли Super Nintendo платформеры Donkey Kong Country служили образцами так называемых игр класса "AAA" или, как их еще называют, блокбастеров. В этих играх все было сделано по высшему разряду. Впрочем, с наступлением следующего поколения консолей качество игр про Данки пошло на спад.

Вышедшая в 1999 году Donkey Kong 64 оказалась игрой достаточно "проходной". А на протяжении последнего десятилетия Данки и вовсе появлялся только в странных играх с контроллерами-барабанами да еще во всяких несерьезных сборниках. Тех, кто застал героя на пике славы, не мог не обрадовать анонс новой полноценной игры с его участием.

Donkey Kong Country Returns не просто напирает на ностальгию игроков, она бьет по этому чувству что есть силы. Начало новой DKC намеренно копирует начало первой игры. Данки вываливается из своей хижины и приступает к наведению порядка в окрестных джунглях. Вернувшиеся в хижину игроки обнаружат там дополнительную "жизнь" - точь-в-точь как в первой игре. Несмотря на это, Returns нельзя назвать римейком.

Напротив, совсем не похоже, чтобы разработчики питали к прежним DKC хоть какой-то пиетет. Студия Retro, ранее переделавшая другую знаменитую серию - Metroid - из двухмерного экшна в шутер от первого лица, взяла от старых игр только то, что посчитала нужным. Нужного оказалось не так много.

В DKC на Super Nintendo игрок переключается между двух героев, каждый из которых обладает уникальными качествами. В Returns весь геймплей построен вокруг Данки Конга, и никого более. Его субтильный помощник Дидди тоже присутствует в игре, однако на роль полноценного партнера он никак не тянет. С Дидди игрок получает два дополнительных сердечка (обозначают здоровье) и улучшенный прыжок. В случае исчерпания сердечек Дидди ретируется, и Данки продолжает приключение в одиночку.

Неотъемлемой частью старых DKC являются звери-помощники, которых можно оседлать и использовать их способности. В Returns таких зверей всего двое, это носорог Рэмби и попугай Сквокс. Причем Сквоксом управлять нельзя, да и Рэмби появляется нечасто. А жаль: крушить всех и вся верхом на носороге весело.

Сокращению подверглось и семейство Конгов, которое в предыдущих играх оказывает Данки и компании различные услуги. Из всего семейства остался один Крэнки - желчный старикан, продающий вспомогательные предметы. В принципе, отсутствие прочих Конгов можно понять. Исполняемые ими функции - такие как сохранение прогресса - новая игра выполняет на автомате. Тем не менее, без эксцентричных сородичей похождения Данки как-то потеряли в масштабности.

На свалку истории отправились заклятые враги Конгов - антропоморфные крокодилы-кремлинги. Их место заняли ожившие деревянные идолы. Новым антагонистам явно недостает удали и харизмы кремлингов, но, с другой стороны, что-то менять явно было надо - крокодилы уже порядком поднадоели.

Ну и наконец, в Returns нет подводных уровней. Исследование коралловых рифов и затопленных кораблей было неотъемлемой частью серии, однако сотрудники студии Retro в интервью заявили, что решили не включать в новую игру подобные уровни по причине их недостаточной динамичности.

Возникает вопрос: а осталось ли в новой игре хоть что-нибудь от классических DKC? Как минимум, неизменной осталась основа игры. Бегать по локациям и прыгать по врагам все так же весело. В полной мере вернулся и центральный элемент DKC - поиск всяких тайников и секретов. В Returns их совершенно безумное количество. Любой подозрительный участок может скрывать потайной проход. Сохранился и сбор букв K-O-N-G. С ними обратная ситуация. Они находятся на виду, а вот достать их проблематично.

Визитная карточка DKC - гонки на вагонетках - присутствует в Returns в полном объеме. К вагонеткам добавился полет на реактивной бочке. С этим, правда, вышел перебор. Летать на бочке приходится часто, а управление сложное. Поздние уровни с ней получились одними из самых сложных в игре.

Вообще, нужно отметить, что разработчики не побоялись сделать новую DKC действительно сложной. По напряженности она ничуть не уступает играм на Super Nintendo. Правда, теперь, если игрок намертво застрял на определенном отрезке, он может прибегнуть к так называемому "супер гиду". Это функция раньше уже появлялась в некоторых играх для Wii. Принцип работы "супер гида" прост: игра проходит уровень сама, попутно показывая, что надо делать. Формально такое прохождение не засчитывается, но перейти на следующие уровни это не мешает.

В Donkey Kong Country Returns представлено два типа управления. Можно играть с пультом и нунчаком, а можно отсоединить нунчак и использовать пульт как обычный геймпад. Играть как тем, так и другим способом на удивление удобно. Единственный негативный момент заключается в том, что для некоторых действий нужно потрясти пультом. При обоих типах управления трясти им неудобно, это резко снижает темп игрового процесса.

В отличие от трилогии Metroid Prime, новая игра студии Retro не является переосмыслением основ. Это все тот же Данки Конг, кое-где подправленный, кое-где подтянутый. Что-то вернулось из старых игр, что-то разработчики добавили от себя. В результате получился вполне добротный платформер, придраться к которому можно разве что по мелочам. И все же Donkey Kong Country Returns нельзя назвать настоящим возрождением серии.

Причина заключается не столько в самой игре, сколько в общем положении дел в индустрии. Первая DKC на момент выхода в 1994 году производила очень сильное впечатление, у игры просто не было конкурентов. Returns должна была равняться не на игру шестнадцатилетней давности, а на самые современные, зрелищные и высокобюджетные проекты, такие как Uncharted, Gears of War и Mass Effect. Вот тогда ее можно было бы назвать достойным продолжением серии.

Но времена изменились, и Donkey Kong Country навряд ли уже когда-нибудь станет чем-то большим, чем просто забавным платформером, ну и поводом для ностальгии для некоторых игроков. Уж слишком поздно Данки Конг решил вернуться.