Новости партнеров

Кто и как раскрасил старину?

"Лента.Ру" поговорила с режиссером колоризации "Офицеров"

23 февраля 2011 года "Первый" показал раскрашенных "Офицеров". О том, что ленту 1971 года раскрасили, стало известно в октябре 2010 года. Тогда же вышел DVD с фильмом. Раскраской ленты занималась компания "Формула цвета", которая раньше уже создала цветные версии фильмов "Подкидыш", "В бой идут одни старики", "Веселые ребята" и "Волга-Волга". Сообщалось, что новая версия ленты адресована в первую очередь "новому поколению патриотов России".

Почти сразу после появления информации о раскраске "Комсомольская правда" взяла комментарии у исполнителя роли Ивана Вараввы. Василий Лановой отнесся к самой идее раскраски картины крайне отрицательно. Более того, по словам Ланового, режиссер Владимир Роговой "сознательно снимал на черно-белую пленку, чтобы придать истории документальность". "Лента.Ру" побеседовала с Игорем Лопатенком, генеральным продюсером "Формулы цвета" и режиссером колоризации "Офицеров".

Лента.Ру: Для чего, по-вашему мнению, переводят в цвет старые картины? Не кажется ли вам, что классическое произведение должно оставаться таким, какое оно есть?

Игорь Лопатенок: По нашим исследованиям, аудитория до 24-х лет в 80-ти процентах случаев не видела старые фильмы в черно-белом варианте или не проявляла к ним интереса. Для большинства наших молодых зрителей это было открытие фильма. Цвет придает старым добрым фильмам элемент новизны, что позволяет молодым зрителям полюбить их.

Что касается классики, то она никогда не остается такой, какой она была создана, классика бесконечно цитируется, перерабатывается, на ее основе создаются новые произведения. Таковы законы культуры как явления человеческого общества. Почему снимают римейки? Почему по книгам снимаются фильмы? Почему делаются ремиксы на песни? Потому что аудиторией это востребовано. Зрителю нравится.

В нашем конкретном случае черно-белые версии никуда не деваются, наоборот: они нами реставрируются и восстанавливаются. А зритель всегда может выбрать сам, что ему смотреть.

Насколько сейчас востребованы ваши услуги? Какова, если не секрет, средняя стоимость колоризации и сколько времени занимает этот процесс?

Наши услуги востребованы на 100 процентов наших мощностей. Мы не стоим ни дня. К тому же колоризация – технически сложный и очень трудоемкий процесс. И после того как компания LEGEND FILM прекратила заниматься колоризацией (ввиду перехода на 3D конверсию), наша компания делает больше всех колоризованного продукта в мире.

Средняя стоимость работ по реставрации и раскраске девяностоминутного фильма колеблется от полумиллиона до миллиона долларов США. Зависит от того, в каком качестве сохранилась исходная пленка и как много отдельных сцен в фильме. Например, фильмы с длинными статичными планами делать дешевле и быстрее. А сам процесс занимает в среднем 4 месяца.

Опишите, пожалуйста, в общих чертах процесс колоризации. С  чего он начинается? Как отбираются цвета для колоризации, как учитывается освещение в сценах? Как много задействовано в процессе людей?

Сначала пленка сканируется, т.е. переводится в цифровое изображение. Это не совсем простое сканирование, как в современных фильмах, у нас есть много секретов. Проводятся первичные процессы подготовки: грейдинг (выравнивание по свету), стабилизация изображения, подавление мерцания и некоторые другие.  Изображение реставрируется: удаляются царапины, пыль, грязь и так далее. Это первый длительный и трудоемкий процесс.

Мы используем комбинацию полуавтоматических и ручных техник цифровой реставрации изображения.
Проводится огромная работа поиска исторических цветов. Этот процесс мы обычно начинаем за полгода до начала основной работы с пленкой. Режиссер колоризации и художники создают так называемые кадры "цветового решения", то есть вручную устанавливают цвета на все объекты изображения. В "Офицерах", например, таких кадров было более 800. Это самая кропотливая и ответственная часть работы.

После этого полученные кадры при помощи ротоскопии (в цветовом решении) применяются к черно-белым кадрам. Очень трудоемкая работа, на этом этапе у нас задействованы не менее 100 человек. Полученное после ротоскопии изображение проходит контроль качества, цветокоррекцию (первичную и вторичную). Реставрируется звук, очищается от посторонних шумов, оживляется, выравнивается и миксуется в Dolby-digital. Видео и звук сводятся, синхронизируются, после чего записывается мастер-кассета HDCAM-SR.

Какое вы оборудование используете?

Как ни удивительно, мы используем самые обыкновенные компьютеры, но с очень специальным софтом. Ну и наши мониторы - необычные "звери". Так как мы очень чувствительны к цвету, то мы используем специальные дисплеи.

Практикуется ли подобное (в смысле довольно массовая колоризация старых картин) где-то, кроме России?

Конечно! Старые картины вовсю раскрашивают в таких странах, как США, Великобритания, Китай, Франция, Япония. Но могу честно сказать, что по качеству колоризации в мире лидирует Россия.