Культура
17:42, 31 марта 2011

Любимая женщина Умерла Людмила Гурченко

Вечером 30 марта 2011 года Людмиле Гурченко стало плохо. Ей вызвали скорую, но врачи не успели ничего сделать - приехав на место, они только и смогли, что констатировать: в Москве на 76-м году жизни от сердечного приступа умерла легендарная актриса, непростая женщина и любимица миллионов.

Навряд ли создатели песенки про "пять минут" помышляли в 1956 году о том, что творят на века, скорее наоборот - "Карнавальная ночь" должна была стать незамысловатым новогодним подарком зрителям, набором музыкальных номеров, связанных вместе несложным сюжетом. Да и производство картины шло, скажем так, со сбоями - молодой режиссер Эльдар Рязанов хотел снимать язвительную сатиру на советскую бюрократию, а тогдашний директор "Мосфильма" Иван Пырьев хотел получить на выходе веселую, карнавальную по духу комедию. Так что за качество окончательного продукта поручиться не мог никто.

На роль главной оптимистки, Леночки Крыловой, пригласили молодую и мало кому известную на тот момент студентку ВГИКа - Люсю Гурченко (до конца жизни ей нравился именно такой вариант сокращения имени Людмила). 21-летняя девушка на тот момент уже была "опытной" актрисой - за пару лет до "Карнавальной ночи" она снялась в "Дороге правды" Яна Фрида, где сыграла веселую и оптимистичную плановичку, по духу очень похожую на Леночку.

Создатели не прогадали - легко и непринужденно Гурченко сделала то, на что сейчас у продюсерских агентств уходят годы и миллионы долларов - заставила целую страну восхищаться собой и подпевать незатейливой песенке про то, что "пять минут могут сделать очень много".

Испытание ранней славой для актера самое сложное - легко навсегда остаться актером одной роли, заложником амплуа. Тут Людмила Марковна была примером для подражания, идеалом, с которого в обязательном порядке следует брать пример современным артистам. Ее знала вся страна, но она продолжала упорно строить свою карьеру - чтобы набраться драматического опыта (после "Карнавальной ночи", понятное дело, все видели в Гурченко исключительно Леночку), она пошла в театр. Параллельно она снималась в кино, настойчиво напоминая зрителю о своем существовании.

Талант и упорство Гурченко сделали свое дело - ей стали давать драматические роли, и зритель открыл ее для себя с новой, свежей стороны. В 1965 году в "Рабочем поселке" она сыграла жену ослепшего на войне солдата, а в 1969 году был снят "Белый взрыв" Станислава Говорухина - пронзительная история о войне и героизме. Чуть позже на экраны СССР вышли объективно лучшие ее работы - "Двадцать дней без войны" Алексея Германа, "Сибириада" Андрея Кончаловского, "Пять вечеров" Никиты Михалкова. "Она была абсолютно необузданной, воплощая на съемочной площадке поистине женский характер," - рассказывал о своих впечатлениях от работы со звездой Андрей Кончаловский.

Снимаясь в кино, Гурченко никогда не забывала о других гранях своего таланта, стараясь, вопреки народной пословице, успевать везде - и в музыке, и в театре. "Это женщина, которая может все, могла все. Что театр, что кино, что эстрада - тут уж просто фейерверк. Много людей ей стоя аплодировали. И в советское время, и до самой кончины. Я имел радость с ней общаться на съемочной площадке, и не только, конечно, на съемочной. Мы так ее любовно называли Люсенька, Люся. Это очень большой талант и очень требовательный талант, в первую очередь, к себе, и ко всем, с кем она работала", - поделился своими впечатлениями от работы с Гурченко Петр Тодоровский, у которого она снялась в фильме "Любимая женщина механика Гаврилова".

Залог успеха любого актера - серьезное отношение ко всем своим работам, и Людмила Марковна только подтверждала это правило, для нее не было маленьких ролей. "Не забуду, как она помогала мне, как мы вместе переживали, сколько труда мы вместе с Рязановым затратили, чтобы получилась картина", - это слова Олега Басилашвили, которому довелось работать с Людмилой Гурченко в "Вокзале для двоих" Эльдара Рязанова - фильме, далеком по масштабу от, например, "Сибириады". И таких работ было множество - "Полеты во сне и наяву" с Олегом Янковским, "Любовь и голуби" с Александром Михайловым, "Прохиндиада" вместе с Александром Калягиным, совершено фантасмагорическая "Моя морячка" с Михаилом Державиным. Этот список можно продолжать долго - все-таки не зря фильмография актрисы насчитывает 80 картин.

В последние годы Людмила Гурченко снималась меньше. Это вовсе не потому, что она изменила свое отношение к работе, нет - она все так же была требовательна к себе и к окружающим ее людям. Просто в России перестали снимать такое кино, которое требовало бы актеров и актрис ее масштаба. Но многогранность таланта Людмилы Марковны выручила ее и в этот раз - вместо того, чтобы уйти на заслуженный покой, она стала появляться на телевидении, эстраде, писала книги.

Даже современное молодое поколение знало Гурченко, знало песенку про пять минут и абсолютно естественно воспринимало ее как заслуживающую уважения звезду. При этом Людмила Марковна была не обычной героиней светских хроник - она несла бремя всенародной известности с редким достоинством, заставляя окружающих приподниматься до ее уровня. Ей нравилось, что публика называет ее просто Люсей, но даже великим коллегам она никогда не позволяла фамильярничать с собой - далеко не все известные люди могут похвастаться этим.

Гурченко работала до самых последних дней - например, только в январе 2011 года вышел фильм "Пестрые сумерки", в котором она не только сыграла главную роль, но и выступила в качестве режиссера, а по случаю ее 75-летнего юбилея в прошлом году центральные каналы показали несколько ее бенефисов. Казалось, Людмила Гурченко в очередной раз возвращается на телевидение, но судьба распорядилась иначе.

Несмотря на то, что официальная дата похорон актрисы уже назначена, до сих пор факт ее смерти кажется какой-то нелепой шуткой - ведь как же так?! Она была всегда, и ей нельзя просто так умереть. Это странное и неудобное чувство, наверное, и есть та народная любовь, о которой многим певцам и актерам приходится только мечтать. У Людмилы Гурченко она точно была, есть и, надо полагать, будет.

< Назад в рубрику