Конфликт госбанка ВТБ и Банка Москвы выплеснулся в яростную перепалку между президентами двух финансовых организаций. Глава ВТБ Андрей Костин назвал ситуацию в Банке Москвы "беспределом", а президент Банка Москвы Андрей Бородин посоветовал оппоненту из ВТБ обратить внимание на свой собственный банк, намекнув на проблемы с кредитным портфелем организации. Личная неприязнь двух банкиров, похоже, достигла накала такого уровня, что им впору бросаться друг в друга перчатками. Точку в споре может поставить МВД, анонимные представители которого грозят наделить Бородина статусом обвиняемого по уголовному делу о незаконной выдаче кредита Банком Москвы.
Предпосылки для скандала сложились сразу после того, как в сентябре 2010 года в отставку ушел столичный мэр Юрий Лужков. Банк Москвы оказался в планах приватизации, и вскоре государственная кредитная организация ВТБ договорилась о покупке пакета его акций, принадлежавших московскому правительству, без конкурса. Организация, которую возглавляет Андрей Костин, выкупила у мэрии 46,48 процента Банка Москвы и блокпакет Столичной страховой группы (ей принадлежит еще 17 процентов банка) за 103 миллиарда рублей. ВТБ намеревался выкупить все 100 процентов Банка Москвы, но дальнейшие переговоры с миноритариями превратились в корпоративную войну.
Президент и крупнейший миноритарий Банка Москвы Андрей Бородин, владеющий вместе со своим советником Львом Алалуевым 20,3 процента акций банка, в конце марта пошел на открытый конфликт с ВТБ, "выбросив" из совета директоров Банка Москвы представителя ВТБ Михаила Кузовлева. В ВТБ отметили, что это решение могло быть незаконным, так как о нем не были извещены несколько членов совета директоров, включая самого Андрея Костина, который его возглавляет. Одновременно Бородин предложил выкупить долю ВТБ в Банке Москвы, приобретенную у мэрии, а на днях заявил, что готов продать свой пакет акций примерно за 1,2 миллиарда долларов.
Оба варианта не устраивают ВТБ. Еще раньше госбанк отказался делать миноритариям Банка Москвы обязательное предложение о выкупе их акций, хотя, по российскому законодательству, так должна поступить любая компания, которая приобретает более 30 процентов другой. Газета "Ведомости" поясняла, что способ приватизации Банка Москвы (продажа через компанию, аффилированную с ВТБ), выбранный Москвой, избавил ВТБ от юридической необходимости выставлять оферту другим акционерам Банка Москвы, включая его президента Андрея Бородина.
Сложилась ситуация, когда ни одна из сторон не готова к перемирию. Более того, президенты ВТБ и Банка Москвы уже перешли на личности и, не стесняясь, костерят друг друга.
Глава ВТБ Андрей Костин 5 апреля поставил Банк Москвы в один ряд с кредитными организациями, лишившимися лицензий. По его мнению, "беспредел", который "мы видели в Межпромбанке, Банке Москвы, Славянском, банке ВЕФК", произошел из-за того, что ЦБ не в полной мере выполняет свои функции надзора за банковской системой. "Проблема, которая меня больше всего волнует, это проблема применения банковского надзора, - заявил Костин. - (Нужно) придать ЦБ функции более оперативного контроля по возможности отстранения менеджмента и других интервенций, которые ЦБ мог вносить по ходу банковского надзора. В противном случае будет тот же крах, отзыв лицензии, кредиторы, уголовные дела", - цитирует Костина Reuters.
Стоит отметить, что поставив Банк Москвы, до сих пор не испытывавший очевидных трудностей, в один ряд с проблемными банками, Костин "залез" на территорию Банка России, о претензиях которого к Банку Москвы ничего не известно. Глава Центробанка Сергей Игнатьев отказался комментировать Reuters "список Костина", но напомнил, что Костин не работает в ЦБ, а поэтому имеет полную возможность на свое усмотрение публично комментировать ситуацию в действующих банках.
Впрочем, почти сразу же выяснилось, что публично комментировать ситуацию в действующих банках может не только Костин, но и его оппонент. Президент Банка Москвы Бородин посоветовал Костину обратить внимание на свой собственный банк, поскольку у ВТБ, якобы, имеются серьезные проблемы с кредитным портфелем. "Каким профи нужно быть, чтобы купить за 100 миллиардов рублей кота в мешке. Возникает вопрос о профессионализме", - съязвил в интервью РИА Новости Бородин.
Участники конфликта обвиняли друг друга заочно - во вторник российские СМИ сообщили об отъезде Бородина в Лондон. Топ-менеджер Банка Москвы, в настоящее время пребывающий за пределами России, заявил, что лечится за границей и планирует вернуться в ближайшее время. Впрочем, не исключено, что причина для отъезда у Бородина может быть совсем иной.
В конце 2010 года ГУВД Москвы возбудило уголовное дело в отношении неустановленных сотрудников Банка Москвы по факту хищения из городского бюджета 12,6 миллиарда рублей через кредит ЗАО "Премьер Эстейт" (статья 159 часть 4, мошенничество, до 10 лет лишения свободы). По данным ведомства, впоследствии денежные средства, полученные по этому кредиту, были перечислены на личный счет главы компании "Интеко" Елены Батуриной. Банк Москвы отверг обвинения в хищении, заявив, что сделка носила рыночный характер.
СК при МВД РФ, расследующий дело, не комментирует ситуацию с Бородиным, до сих пор проходившим по делу в качестве подозреваемого. Известно, что в феврале 2011 года Бородин был опрошен в рамках данного уголовного дела, а источники "Интерфакса" сообщали, что представители оперативно-следственной группы побывали на даче у Бородина с обыском. По данным РИА Новости, СК при МВД собирался изменить статус Бородина с подозреваемого на обвиняемого по уголовному делу, но он не явился к следователю и покинул страну. Газета "Коммерсантъ" добавляет, что Россию покинул и заместитель Бородина Дмитрий Акулинин, выехавший в Великобританию через Белоруссию. По официальной версии - в командировку.
При этом источники издания заявили, что следствие все еще надеется получить от Акулинина и Бородина письменные объяснения причин выезда в Великобританию (то, что Бородин находится в Лондоне, похоже, уже признано фактом). В противном случае, как сообщили источники газеты, в отношении двух менеджеров "будет включен весь механизм следствия - заочное обвинение, заочное избрание меры пресечения, объявление в международный розыск". Похоже, механизм не будет, а уже включен.
Еще 5 апреля официальный представитель СК Ирина Дудукина заявляла, что обвинения по делу о хищении 13 миллиардов рублей Банка Москвы пока никому не предъявлены. Но уже 6 апреля Бородина окончательно записали в преступники, правда, весьма странным способом. Начальник главного управления международно-правового сотрудничества Генпрокуратуры РФ Саак Карапетян заявил "Интерфаксу", что Россия будет добиваться от Великобритании выдачи президента Банка Москвы. "У нас позиция - всех наших граждан, которые совершили преступления и находятся за рубежом, мы будем возвращать", - отметил Карапетян. На уточняющий вопрос агентства, входит ли в число таковых граждан Бородин, представитель Генпрокуратуры ответил: "Он туда же входит".
Сейчас довольно сложно прогнозировать, как именно будет развиваться ситуация вокруг Банка Москвы, но понятно, что пляски силовиков вокруг Бородина не добавляют ему шансов на победу в конфликте с ВТБ. В конце марта СК при МВД, получив от Счетной палаты соответствующую рекомендацию, обратился в Тверской суд столицы с ходатайством об отстранении Бородина и Акулинина от занимаемой должности на время следствия. Но суд отказался рассматривать ходатайство из-за "неполноты представленных материалов", а также отсутствия обвиняемых.
Хотя Бородин и уверяет, что вернется, не исключено, что он передумает и решит задержаться в Великобритании надолго. Так, Борис Березовский, уже давно окопавшийся в Лондоне, заявил в интервью The Daily Mail, что, по его информации, Бородин будет просить политическое убежище в Великобритании.
В отсутствие Бородина, возглавляющего Банк Москвы с момента его основания, обязанности руководителя организации исполняет вице-президент, член правления Сергей Ермолаев. Формально же Бородин продолжает руководить банком. И будет делать это как минимум до 21 апреля, на которое назначено внеочередное собрание акционеров Банка Москвы. В повестке собрания стоит пункт о досрочном прекращении полномочий Бородина, а также выборах нового президента банка. На этот пост имеются три кандидата: сам Бородин, Акулинин и представитель ВТБ - Кузовлев.