Негосударственная организация Project On Government Oversight усомнилась в объективности Комиссии по ценным бумагам и биржам. Как выяснило независимое расследование, с 2006 года регулятор фондовых рынков покинули более 200 сотрудников, устроившихся затем в частные компании той сферы, которую они проверяли. За это время бывшие эксперты SEC выступали на стороне новых работодателей в 800 делах, которые рассматривал регулятор. Деятельность Комиссии по ценным бумагам и биржам уже не в первый раз вызывает нарекания.
Комиссия по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission - SEC) была создана в 1934 году во времена "Великой депрессии" для регулирования финансовых операций. Тогда с помощью независимого агентства Конгресс США надеялся вернуть инвесторам доверие к фондовому рынку. С тех пор функции SEC, в принципе, не изменились. Комиссия проверяет компании на соблюдение семи основных законов, регулирующих обращение ценных бумаг в США, а также имеет право возбуждать административные и уголовные дела.
Мировой финансовый кризис, живо напомнивший США о депрессии 1929 года, вызвал не только череду банкротств, но и потревожил SEC. Обеспокоенная этим, негосударственная организация Project On Government Oversight (POGO) провела расследование деятельности SEC за последние годы.
Согласно отчету POGO, с 2006 по 2010 года 219 человек из штата регулятора устроились на работу в компании, которые имели дело с SEC. В отчете особенно отмечалось, что эти сотрудники находили себе работу в частном секторе в удивительно сжатые сроки. Больше всех в этом преуспел Мэтью Беллер (Matthew A. Beller), которого GPS Partners взяли на работу спустя 2 дня после его увольнения с государственной службы. Всего услугами бывших сотрудников SEC за последние пять лет смогла воспользоваться 131 компания.
Другими словами, расследование POGO выявило достаточно устойчивую неформальную связь между SEC и компаниями и финансовыми институтами, которые SEC проверяет. Выяснилось, что зачастую сотрудники этих компаний и институтов уходят на работу в регулятор, с тем чтобы повысить свою квалификацию и потом вернуться к родным пенатам. В конце концов, работодателю дешевле отпустить сотрудника на несколько лет в государственную структуру, где он еще и зарплату получать будет, чем оплачивать ему очередной MBA в Гарварде.
Неудивительно, что подобное состояние дел вызывает недовольство сенаторов и других защитников общественных интересов в США. Правда, POGO отмечает, что нередки и обратные ситуации, когда в государственный регулятор устраиваются бывшие служащие финансовых компаний. Однако и к этому критики SEC относятся скорее негативно, считая, что бывших финансистов не бывает и старые связи дают о себе знать во время проверок.
По словам директора POGO Ника Швелленбаха (Nick Schwellenbach), "круговорот" сотрудников в SEC как минимум повлиял на объективность ряда проверок и в целом поубавил рвение регулятора заводить новые расследования. Организация выступила и с рядом предложений, в том числе по упрощению и ужесточению правил приема на работу бывших сотрудников финансовых регуляторов в частные предприятия, а также по введению более строгих ограничений при приеме на работу кандидатов из контролируемой отрасли.
Практика работы выходцев из крупных финансовых компаний на государственных постах достаточно распространена. Бывшие топ-менеджеры инвестбанков работали министрами финансов и на ответственных постах в администрации президента США.
Комиссия по ценным бумагам и биржам не в первый раз сталкивается с различного рода проверками. В 2010 году стало известно, что высшее руководство SEC тратит рабочее время на просмотр порнографии. Удивление вызвал скорее не сам факт, а размах, с которым топ-менеджеры этим занимались. Все началось с того, что, как стало известно, на одном из государственных компьютеров было зарегистрировано 1800 обращений к порносайтам за 17 дней. Подобный интерес к сайтам сомнительного содержания сам регулятор не смог оставить без внимания и начал внутреннее расследование.
Выяснилось, что 33 сотрудника SEC различными способами обращались к порнографическому контенту (от невинного просмотра блогов до скачивания целых фильмов). Один из менеджеров SEC даже успел записать небольшую видеотеку, с гордостью признавшись проверяющим, что трудился над этим по 8 часов в день.
В компании, где работает 3,5 тысячи человек, 33 нарушителя - это совсем немного. Однако если сравнить эту цифру с числом топ-менеджеров SEC, к которым большинство "попавшихся" и принадлежало, то окажется, что восьмая часть руководства проявляла интерес совсем не к тем слияниям и поглощениям, которыми они должны были заниматься на средства, выплачиваемые им из государственного бюджета.
Тем не менее, никаких увольнений за порноскандалом не последовало. 8 человек подали в отставку по собственному желанию, а остальные получили выговоры или были отстранены от работы на некоторое время.
За год до это SEC заинтересовалось ФБР. Одной из основных функций регулятора является выявление фактов использования инсайдерской информации при осуществлении сделок на финансовых рынках. Этим, в частности, занимались двое юристов госструктуры до 2009 года. При этом они, однако, использовали частную информацию так, чтобы с выгодой для себя покупать и продавать ценные бумаги.
Согласно материалам ФБР, оба сотрудника Комиссии параллельно работали в "крупной финансовой компании". До января 2008 года один из задержанных за два года совершил 247 сделок с ценными бумагами, его коллега - 14.
Как отмечали американские СМИ, оклад юриста в SEC составлял на тот момент более 150 тысяч долларов в год - сумма весьма немаленькая для большинства граждан США. Видимо, искушение, с которым всякий раз сталкивались юристы, проверяя многомиллиардные сделки, оказалось выше осторожности. К счастью для американских инвесторов, подобные случаи в истории SEC все же единичны.
Все вышеперечисленные события бросили тень на репутацию Комиссии по ценным бумагам и биржам, но они не идут ни в какое сравнение с ущербом, который нанесла SEC пирамида Бернарда Мейдоффа. На протяжении 40 лет Мейдофф под носом у регулятора строил самую крупную финансовую пирамиду в мире - фонд Madoff Securities. В 2008 году фонд объявил себя банкротом, а сам Мейдофф оценил убытки инвесторов в 50-60 миллиардов долларов.
За 16 лет SEC (в одиночку и совместно с другими регуляторами) проверяла фонд минимум 8 раз, но ни одна проверка не обнаружила того, что Мейдофф начислял инвесторам несуществующие деньги. Когда мошенническая схема Мейдоффа была раскрыта, SEC провела внутреннее расследование и признала, что Комиссия допустила критические ошибки в ходе предыдущих проверок Madoff Securities и не смогла обнаружить очевидные нарушения.
После задержания Мейдоффа в СМИ появилась информация, что финансист имел хорошие личные отношения с руководителями государственных комиссий. Мейдофф долгое время возглавлял одну из крупнейших торговых площадок США - Nasdaq - и выступал в качестве советника по вопросам электронной торговли.
Реакция на доклад POGO стала весьма ожидаемой. Критики SEC среди сенаторов США выразили свою озабоченность влиянием частного бизнеса на деятельность регулятора и отметили, что за последнее время оно только возросло. Сенатор Чарльз Грасли (Charles Grassley) предложил сделать доступной информацию о том, где работают бывшие сотрудники SEC. Это поможет решить часть "этических" проблем, возникающих с проверкой частных компаний регулятором, считает сенатор.
В то же время защитники SEC называют вполне естественной ситуацию, когда специалисты из частного сектора переходят в государственный и обратно. Бывший сотрудник SEC, ныне профессор Бруклинской юридической школы Роберта Кармел (Roberta Karmel) говорит, что госслужба - это лучший способ получить необходимый частным компаниям опыт.
Объективность государственного регулирования в финансовом секторе стала одной из самых острых тем в США на фоне прошедшего финансового кризиса. Естественно, что сложившаяся ситуация не имеет простого разрешения из-за тесной взаимосвязи регулирующих и регулируемых. Тем не менее, рекомендации POGO по ужесточению норм отбора сотрудников в проверяющую службу и публикация информации о выходцах SEC могут помочь структуре вернуть доверие частного и государственного сектора, сделав ее деятельность более прозрачной.