Администрация президента США Барака Обамы 16 мая 2011 года впервые в истории опубликовала на сайте Белого дома "Международную стратегию по интернет-пространству". В 30-страничном документе описываются семь приоритетных для США направлений работы. Координатор Белого дома по кибербезопасности Говард Шмидт (Howard A. Schmidt), представляя "Стратегию", назвал ее историческим для XXI века политическим документом.
Предисловие к документу написал Барак Обама. Американский президент заявил, что это не первая инициатива его администрации в сфере регулирования интернета, но первая официальная попытка предложить партнерам США по всему миру варианты сотрудничества в разных аспектах, связанных с киберпространством. Документ был представлен в рамках брифинга, в котором помимо Говарда Шмидта участвовали советник по внутренней безопасности США Джон Бреннан, госсекретарь Хиллари Клинтон, министр юстиции Эрик Холдер, министр торговли Гэри Лок, секретарь по внутренней безопасности Джанет Наполитано и заместитель министра обороны Билл Линн.
Текст "Стратегии" носит достаточно общий характер - в основном он сводится к декларированию Белым домом избитых принципов свободы, равенства, братства и процветания, только с добавлением приставки "кибер". Надо отметить, что к инициативе США уже прислушались в ряде стран. Так, например, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу 18 мая анонсировал создание в стране специального подразделения по борьбе с кибертерроризмом для защиты гражданских и военных объектов, так или иначе подключенных к интернету.
США признают децентрализованную сущность сети (из-за этой децентрализованности они не могут контролировать интернет самостоятельно) и призывают к централизации усилий других стран и межгосударственных союзов, чтобы повысить эффективность своих киберинициатив. При этом Штаты декларируют желание возглавить этот процесс, заявляя, что они накопили отличный опыт и готовы им поделиться, подготовить законопроекты для прочих стран, обучить специалистов по борьбе с киберпреступлениями (как их понимают в США) и даже создать национальные культуры кибербезопасности.
Приоритетными направлениями работы в киберпространстве для Соединенных Штатов называются: экономика (инновации в области международной торговли, защита интеллектуальной собственности и коммерческих тайн в сети), безопасность (защита американских сетей и высокотехнологичных производств от киберугроз), право (международное юридическое регулирование интернета, наказание киберпреступников, препятствование попыткам террористов и других преступников использовать сеть в своих целях), оборона (адаптация вооруженных сил к реалиям XXI века, создание и совершенствование международных военных альянсов для противодействия киберугрозам), управление интернетом (совершенствование управляющих структур для обслуживания различных типов пользователей, укрепление основополагающих систем интернета, таких как доменная система DNS), развитие интернета (международные программы по расширению технологических возможностей сети, обучение специалистов разных специальностей, связанных с интернетом), свобода в сети (обеспечение повсеместного доступа к интернету, сотрудничество с ресурсами и организациями, способствующими выражению общественного мнения через интернет).
Фундаментальными целями США в интернете являются беспрепятственное распространение информации и при этом обеспечение безопасности личных данных пользователей. Отметим, что в жизни эти два пункта иногда начинают конфликтовать друг с другом. Впрочем, Белый дом оговаривается, что безлимитный доступ к информации все же имеет некоторые пределы, за которыми лежит "widely recognized illlegal behaviour" (непозволительное поведение с точки зрения общественной морали, как ее понимают в США).
Среди общих фраз и постулатов в стиле "капитан Очевидность" внимание общественности также привлекло заявление о том, что США оставляют за собой право реагировать на киберугрозы всеми доступными способами, включая военные действия. "Мы оставляем за собой право использовать все необходимые средства - дипломатические, информационные, военные и экономические, в соответствии с нормами международного права, для защиты своей страны, наших союзников, партнеров и интересов", - говорится в документе. При этом Белый дом добавляет, что применение военной силы возможно только в том случае, когда все прочие варианты будут исчерпаны.
Впрочем, говорить о каких-то сверхагрессивных проявлениях со стороны американских властей вряд ли стоит, так как они придерживаются подобной стратегии едва ли не с момента выпуска самого первого доллара с портретом Джорджа Вашингтона. Теперь к привычной позиции США просто добавилось слово "кибер". По большому счету, официально опубликованная "Стратегия" означает, что особенно насоливших им хакеров и прочих троллей американцы будут отныне нейтрализовать с помощью крылатых ракет и "Морских котиков", но только в том случае, если не сумеют надежно забанить их по айпишнику.
Это, впрочем, можно расценивать и как ультиматум неудобным для США организациям вроде WikiLeaks, основателя которой Джулиана Ассанжа международному сообществу уже удалось уютно упаковать в британскую тюрьму, после чего активность проекта явно пошла на спад. Отныне опираясь на положения, заявленные в "Стратегии", американцы смогут в случае чего с чистой совестью провести операцию по физической ликвидации неугодного им сетевого деятеля, даже если он будет базироваться на территории другой страны.
В тексте "Стратегии" приводится и широкий список потенциальных союзников США в деле покорения киберпространства, в который входят 174 страны, одобрившие Тунисское соглашение от 17 мая 2005 года об обеспечении свободного распространения информации. Кроме того, там упоминается большое количество международных организаций, среди которых ООН, ОПЕК, Евросоюз, а также разнообразные союзы стран Азии и Африки.
Увы, политика двойных стандартов весьма свойственна американским властям (в той же мере что и их российским коллегам), причем не только в интернете. Это придает популистским заявлениям Белого дома о том, что Америка приложит все усилия для установления процветания и благоденствия в мировом интернет-сообществе, неприятный запашок некоторого лицемерия. Безусловно, США делают многое для поддержки блогеров и прочих твиттерян в угнетенных диктаторами странах (Тунис, Египет, Иран и т.д.), но история с Ассанжем, которому оперативно перекрыли кислород явно не без участия Пентагона, наводит на скверные мысли. И от этих мыслей вряд ли получится укрыться даже в киберпространстве, отныне официально открытом администрацией Барака Обамы.