Новости партнеров

Штурмовик из прошлого

Верховный суд США вернул Boeing и Пентагон в 1991 год

Верховный суд США принял неожиданное решение по делу о прекращении разработки палубного штурмовика A-12 Avenger II, отменив постановления судов низших инстанций. Министерство обороны США и консорциум компаний Boeing и General Dynamics с переменным успехом вели спор в суде почти 20 лет, требуя друг у друга многомиллиардных компенсаций. Теперь же труды долгих лет оказались перечеркнуты, а стороны, как говорится, "остались при своих". Повторное разбирательство может затянуться еще на годы.

Невидимка для флота

В 1983 году ВМС США обнародовали требования к новому палубному самолету, который к 1994 году должен был заменить палубные штурмовики Grumman A-6 Intruder, стоявшие на вооружении с 1963 года. Новый самолет предполагалось создавать с применением технологии малозаметности. Контракты на разработку проектов нового штурмовика были заключены в 1984 году с консорциумами McDonnell Douglas/General Dynamics и Northrop/Grumman/Vought (в 1994 году было объявлено о слиянии Northrop и Grumman в корпорацию Northrop Grumman).

В 1986 году ВМС США заключили с консорциумами дополнительное соглашение на продолжение разработки концепций палубных штурмовиков. Создание самолета проводилось в форме тендера, в котором в 1988 году победил консорциум McDonnell Douglas/General Dynamics. С ними был заключен контракт на создание штурмовика A-12 Avenger II (не путать с разведывательным самолетом Lockheed Martin A-12). Сумма сделки составила 4,8 миллиарда долларов. Изначально первый полет палубного штурмовика планировался на 1990 год.

В конечном итоге, на базе A-12 планировалось разработать целое семейство боевых самолетов. ВМС США намеревались приобрести 620 таких штурмовиков, морская пехота - 238, а ВВС - 400. Совокупная стоимость проекта с учетом фазы разработки, производства и поставки военным оценивалась в 50 миллиардов долларов, при стоимости одного штурмовика 84 миллиона долларов. Самолет предполагалось создать по схеме "летающего крыла" в форме равнобедренного треугольника с кабиной пилота, расположенной ближе к его вершине.

На A-12 планировалось использовать два реактивных двигателя F412-GE-D5F2 с форсажной камерой и способных развивать тягу до 60 килоньютонов каждый. Предполагалось, что штурмовик, оснащенный складным крылом, сможет развивать скорость до 930 километров в час и совершать полеты на расстояние до 1,5 тысячи километров. Вооружение планировалось размещать во внутренних бомбоотсеках. Номенклатура вооружений самолета должна была включать в себя две ракеты класса "воздух-воздух" AIM-120 AMRAAM, две - класса "воздух-поверхность" AGM-88 HARM, а также ряд неуправляемых ракет и свободнопадающих и корректируемых бомб. Максимальная масса вооружений не должна была превышать 2,3 тонны.

Уже на этапе проектирования компании McDonnell Douglas и General Dynamics столкнулись с массой технических сложностей. В частности, масса самолета получалась на 30 процентов больше запланированной в проекте. Кроме того, определенные сложности возникли с использованием композитных материалов при создании первого прототипа самолета. Компании также отчитывались перед командованием ВМС США о технических сложностях при создании радара.

Ежемесячные расходы на исследовательские и конструкторские работы составляли 120-150 миллионов долларов. В итоге, оценочная стоимость самолета была доведена до 165 миллионов долларов, а первый полет A-12 отложен на 1992 год.

Из-за задержек и растущей стоимости проекта в декабре 1990 года тогдашний министр обороны США Дик Чейни потребовал от командования ВМС США перечислить причины, по которым программу A-12 не следует закрывать. Вероятно, военные таких причин назвать не сумели, поскольку 7 января 1991 года проект был закрыт. Министерство обороны США потребовало от McDonnell Douglas и General Dynamics вернуть ВМС 1,35 миллиарда долларов, потраченных на выполнение контракта, с которым они не справились. В том же году началось судебное разбирательство между консорциумом и министерством обороны.

В ходе реализации проекта A-12 не было создано ни одного прототипа самолета. Массо-габаритный макет штурмовика был рассекречен и выставлен на обозрение на бывшей базе ВМС США Карсвелл в 1996 году. Считается, что неудачная разработка A-12 стала одной из причин значительных убытков McDonnell Douglas и ее последующего поглощения авиастроительным концерном Boeing, который в последующие годы как правопреемник компании представлял ее интересы в суде.

Долгие годы в суде

В общей сложности, консорциум McDonnell Douglas/General Dynamics потратил 3,88 миллиарда долларов на реализацию проекта A-12, получив от правительства только 2,68 миллиарда долларов. Вскоре после закрытия проекта командование ВМС США потребовало от консорциума возврата средств в размере 1,35 миллиарда долларов, которые военные потеряли на невыполненном контракте. McDonnell Douglas и General Dynamics в ответ подали исковое заявление в Федеральный претензионный суд США (CFC), потребовав от ВМС США 1,2 миллиарда долларов неустойки за прекращение программы разработки штурмовика.

Позиция ВМС США в суде заключалась в том, что обе компании не сумели выполнить требования контракта, заключенного на условиях фиксированной цены и фиксированного срока. То есть McDonnell Douglas и General Dynamics были обязаны разработать самолет не дороже чем за 4,8 миллиарда долларов и поставить его в войска не позже 1994 года. Поскольку эти требования выполнены не были, заявили в ВМС, контракт и был разорван.

В свою очередь американский консорциум утверждал, что по условиям контракта ВМС, ВВС и министерство обороны США должны были дать ему доступ к технологии малозаметности, прежде использованной при создании штурмовика F-117 Night Hawk и бомбардировщика B-2 Spirit для военно-воздушных сил. По данным компаний, эти технологии им переданы не были, поскольку на них был наложен гриф "секретно". Не имея доступа к засекреченным материалам McDonnell Douglas и General Dynamics не сумели выполнить контракт.

Рассмотрение дела заняло несколько лет, поскольку для установления истины суду потребовалось ознакомиться не только с материалами дела, но и с секретными технологиями по программе малозаметности. Документация по части технологий была раскрыта военными в суде, однако в 1993 году CFC получил уведомление от госсекретаря ВВС США Мерилла Макпика (Merrill McPeak), что дальнейшее раскрытие информации невозможно, поскольку будет нарушена государственная тайна. Суду пришлось принимать решение имея лишь минимальный набор документов.

Свое продолжение история получила в 1996 году, когда CFC признал правоту McDonnell Douglas и General Dynamics и постановил выплатить компаниям 1,2 миллиарда долларов неустойки. Министерство обороны США подало заявку на пересмотр дела в Апелляционный суд, который в 2009 году отменил решение CFC и постановил, что Boeing (как правопреемник McDonnell Douglas) и General Dynamics обязаны компенсировать ВМС США 1,35 миллиарда долларов расходов по проекту A-12 и выплатить проценты в размере 1,65 миллиарда долларов, "набежавшие" на сумму задолженности с 1991 года.

Boeing и General Dynamics решили оспорить это решение в Верховном суде, подав иск в конце 2010 года. Решение Верховного суда было обнародовано 23 мая 2011 года. Фактически суд отказался принять чью-либо сторону в конфликте, поскольку "не имел возможности ознакомиться с засекреченными материалами, которые правительство США отказалось ему предоставить". "Ни одна из сторон не будет удовлетворена решением суда", - говорится в документах суда. Дело в том, что Верховный суд постановил отменить решение судов предыдущих инстанций.

Согласно решению, консорциум, участвовавший в разработке A-12, может не выплачивать ВМС США деньги, полученные на разработку самолета, а военные, в свою очередь, не могут требовать от компаний возмещения убытков. При этом консорциуму было запрещено требовать от ВМС неустойки. Одним словом, стороны "остались при своих". Впрочем, в постановлении Верховного суда говорится, что если такое положение не устраивает Boeing/General Dynamics и Пентагон, стороны должны вновь подать иски в CFC, то есть начать все сначала.

Как именно будут развиваться события дальше, пока не понятно. В своем пресс-релизе Boeing охарактеризовал решение суда, как справедливое, объявив, что выиграл дело. Министерство обороны США пока на постановление никак не отреагировало. В случае, если стороны решат вновь подать в суд, рассмотрение дела 20 летней давности может затянуться еще на несколько лет. По словам судьи Верховного суда США Антонина Скалии (Antonin Scalia), наличие государственных секретов в этом деле не позволит судам других инстанций принять конкретное решение, "истцы должны понимать это".

Любопытно, что похожая судьба может поджидать другой американский перспективный самолет - F-35 Lightning II, который также создается с опозданием на два года к изначально запланированному сроку и со значительным превышением бюджета. Некоторые американские военные организации уже заявили о необходимости закрыть проект единого для ВМС, ВВС и Морской пехоты США самолета и подыскать ему более дешевую альтернативу.

Наука и техника00:0319 августа

Тройничок

Apple сделает новые iPhone еще дороже. Что о них известно?

Повелитель батута

Раньше он топил такс, а теперь убивает «Роскосмос». На кону сотни миллиардов