Ответов больше не имею Биньямин Нетаниягу не заметил изменений на Ближнем Востоке

Египет объявил о своем намерении раз и навсегда открыть границу с сектором Газа, подконтрольным движению ХАМАС. Вместе с обещанным вынесением на обсуждение ООН вопроса о признании палестинского государства в границах 1967 года это ставит перед Израилем вопросы, на которые у Иерусалима пока ответа нет.

Египетская революция, потрясшая основы международной политики на Ближнем Востоке и в Северной Африке, продолжает изменять регион. Последним следствием изменения геополитической реальности в регионе стало решение временных властей Египта открыть границу с сектором Газа.

Блокада против сектора была введена в 2007 году - сразу после прихода к власти там движения ХАМАС. Израиль, озабоченный появлением у своих границ "террористического государства", обратился с просьбой к Египту закрыть границу. Объяснялось это так: ХАМАС не должен иметь возможности свободно получать деньги, вооружение и боеприпасы, поскольку это поставило бы под угрозу безопасность еврейского государства.

Прежний египетский лидер Хосни Мубарак, будучи в союзнических отношениях с Израилем, эту просьбу тотчас выполнил. На это у него были и свои причины - он старался по возможности ограничить контакты палестинских экстремистов с египетскими - группировкой "Братья-мусульмане".

В результате поток оружия, денег и боевиков между Газой и Египтом действительно обмелел. Но полностью не иссох - умельцы с обеих сторон границы прокопали под ней сотни туннелей, через которые контрабандой перетаскивали как запрещенные грузы, так и всякую всячину, включая мелкую скотину вроде ослов и коз.

При этом простые жители Газы от блокады пострадали намного сильнее. В перенаселенном секторе, где нет никаких серьезных производств, постоянно ощущалась нехватка самых необходимых товаров и медикаментов, торговля затихла, люди оставались без работы, денег и надежд на улучшение ситуации. Единственной возможностью сделать карьеру для молодежи стало участие в акциях ХАМАСа и других экстремистских организаций, щедро спонсируемых из-за границы.

Один из кораблей

Один из кораблей "Флотилии Свободы". Фото (c)AFP

Lenta.ru

Бедственное положение палестинцев вызывало возмущение среди арабов и левых интеллектуалов по всему миру и не раз приводило к различным инцидентам как на земле, так и на море. В частности, пограничный переход Рафах несколько раз брали штурмом, а захват израильским спецназом "Флотилии свободы" едва не закончился разрывом отношений между Иерусалимом и Анкарой.

В общем, польза от блокады была сомнительной, а неприятностей она доставляла массу. Однако Израиль и Египет стояли на своем, отстаивая собственное право на изоляцию ХАМАСа. В Иерусалиме заявляли, что без блокады нападения на израильтян усилятся и участятся, а в Каире боялись распространения хамасовских людей и идей по всему Египту.

Но после победы египетской революции ситуация круто изменилась. Власти уже не могли, как Мубарак, игнорировать мнение большинства жителей страны и были вынуждены объявить об открытии границы.

ХАМАС встретил эту новость с восторгом: блокада истощила силы движения и лишила его былой всеобщей популярности. Кроме того, открытие границы с Египтом означает косвенную легитимацию властей Газы в глазах египетского правительства.

В то же время в Израиле царили совсем другие настроения. Заместитель министра обороны Матан Вильнаи прокомментировал ситуацию так: "Египетское решение являет собой начало первой стадии появления у Израиля системной проблемы". Проще говоря, "все это очень нехорошо и непонятно, к чему приведет".

Впрочем, одно из следствий открытия границы лежит на поверхности: ХАМАС значительно усилится - как в политическом, так и в военном смысле. Но это еще не главная неприятность для Израиля.

Настоящие трудности у еврейского государства возникнут в сентябре 2011 года, когда палестинцы предложат Генеральной Ассамблее ООН принять резолюцию о признании их государства в границах 1967 года - с Восточным Иерусалимом и территориями Западного Берега, на которых сейчас располагаются израильские поселения.

На волне арабских революций и консолидации палестинской политической элиты за такое признание готовы будут проголосовать большинство стран мира, включая многих (если не всех) членов Евросоюза. Против будут лишь США и, возможно, ряд тихоокеанских островных государств.

Штаб-квартира ООН. Фото (c)AP

Штаб-квартира ООН. Фото (c)AP

Lenta.ru

Подобное развитие событий лишит Израиль любых международно признанных оснований претендовать на сохранение контроля над восточным Иерусалимом и поселениями. Конечно, это не заставит израильтян уйти оттуда, но страна, как оккупант, окажется в полной международной изоляции. Переговоры о проведении новой границы на Западном берегу станут почти невозможными, поскольку международно признанная линия уже будет существовать.

Американцы, скорее всего, постараются этого не допустить и заблокируют решение о признании палестинского государства в Совете безопасности, где у них есть право вето. Но это противопоставит всему миру уже сами США, а слова Барака Обамы о новой ближневосточной политике в мусульманском мире будут восприняты как неприкрытое лицемерие. Поэтому некоторые комментаторы полагают, что Вашингтон при голосовании по Палестине может и воздержаться.

Однако вероятность этого крайне мала. США едва ли решатся оставить своего союзника наедине с его проблемами и применит вето. Но общая ситуация от этого лучше не станет.

Палестинцы грозятся, что если в сентябре они не получат собственное государство, то нынешняя автономия может быть распущена. Это означает, что Израилю придется взять на себя все функции по управлению оккупированными территориями - включая поддержание систем здравоохранения, образования и безопасности.

Кроме того, арабы из других стран показали палестинцам, что своих целей можно добиться и другими методами - при помощи мирных и не очень протестов. И первый звонок уже прозвучал.

В середине мая сотни безоружных палестинцев пошли маршем на Израиль из Сирии, Ливана и сектора Газа. Некоторые были застрелены пограничниками, но несколько десятков границу прорвали. Их потом вернули назад, но сама ситуация показательна. В сентябре, если государство признано не будет, в подобных маршах могут принять участие уже десятки и даже сотни тысяч людей. Израиль столкнется с дилеммой - пускать их, конечно, нельзя, но и расстреливать тысячи безоружных людей - тоже как-то не очень.

О том, как будут развиваться события в сентябре, сейчас говорить трудно - последствия могут быть самыми тяжелыми. Среди палестинцев, например, очень популярна идея о начале новой интифады - вооруженного восстания против Израиля. Такое восстание на Западном берегу могут поддержать и укрепившийся ХАМАС из сектора Газа, и не терявшая времени "Хизбалла" из Ливана. Регион рискует оказаться на грани новой войны.

Израиль, безусловно, сумеет себя защитить, как это уже не раз бывало. Однако кровопролития не хочет никто. В этой связи от премьер-министра Биньямина Нетаниягу все ожидали какого-то нестандартного решения, которое могло бы отодвинуть сентябрьские неприятности.

Надежда была на то, что правительство Израиля сумеет найти формулу возобновления переговоров с палестинцами, чтобы убедить их отложить голосование по признанию государства. Ожидалось, что Нетаниягу озвучит свои предложения 24 мая во время выступления перед обеими палатами Конгресса США.

Военные учения палестинских боевиков. Фото (c)AFP

Военные учения палестинских боевиков. Фото (c)AFP

Lenta.ru

Надо сказать, что выступление его было блестящим. Где надо, премьер шутил, где надо - был суров и собран. Конгрессмены и сенаторы десятки раз прерывали его стоячей овацией. Однако по ходу речи становилось все яснее и яснее - Нетаниягу не собирается идти навстречу палестинцам ни по одному спорному вопросу.

Если коротко, суть произнесенного такова: Иерусалим останется единым и неделимым под израильским контролем, палестинские беженцы и их потомки назад никогда не вернутся, о границе 1967 года надо забыть, поскольку ее трудно защитить, поселения на Западном берегу останутся и войдут в состав Израиля.

Список требований к палестинцам при этом такой: в их правительстве не должно быть представителей ХАМАСа, они должны признать Израиль еврейским государством, будущее государство должно отказаться от армии и разрешить Израилю разместить на своей территории его войска, а также отказаться от международного признания его границ до того момента, пока они не будут согласованы с Иерусалимом.

При условии выполнения всех этих условий Нетаниягу согласился строить мир с арабами.

Но вот сами арабы отнеслись к услышанному прохладно. Например, Набиль Шаат - представитель главы автономии Махмуда Аббаса - назвал речь израильского премьера "объявлением войны палестинцам".

Выступление Нетаниягу было очень патриотичным, наполненным заботой о своей стране, любовью к ней и гордостью за нее. Согласно израильским опросам общественного мнения, после нее даже рейтинг премьера несколько подрос. Однако после первоначального одобрения даже у израильтян возникли вопросы.

Да, Нетаниягу сказал все красиво и правильно. Только вот толку от этого? Ничего нового ни американцы, ни израильтяне, ни арабы не услышали. Пути выхода из сложившейся патовой ситуации премьер не обозначил. Более того, после этого выступления палестинцы только укрепились в своем намерении объявить независимость и добиться ее признания.

Что будет делать Нетаниягу в сентябре? Как и что он собирается противопоставить открытию границы Газы с Египтом? Как он собирается строить мир, если никаких контактов с палестинским правительством не планируется?

На эти вопросы ответов у нынешнего израильского руководства пока нет. Но до сентября Нетаниягу и его правительству все-таки придется что-то придумать. Иначе региону грозят большие неприятности.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше