Быстрая доставка новостей прямо в ваш Telegram
Новости партнеров

Придется раскошелиться

Штраф для безбилетников в Москве увеличили до 1000 рублей

Мосгордума 1 июня приняла в окончательном чтении поправки к Кодексу Москвы об административных правонарушениях, в соответствии с которыми штраф за безбилетный проезд в наземном общественном транспорте и в метро будет увеличен со 100 до 1000 рублей. В ближайшее время поправки будут опубликованы и спустя еще десять дней вступят в силу.

Воспротивиться повышению штрафа в Мосгордуме попыталась фракция КПРФ. Оппозиция в городском заксобрании и представлена только коммунистами (остальные депутаты - единоросы). Да и тема для них была вполне профильной. В пояснении к поправкам, которые предложил член фракции КПРФ Андрей Клычков, указывалось, что десятикратное увеличение административного штрафа не соответствует темпам повышения уровня жизни населения города. Ссылаясь на это, Клычков предложил не повышать штраф больше чем до 300 рублей.

Однако смягчить удар по безбилетникам коммунистам не удалось. Как напомнил единорос Александр Семенников, штраф в 100 рублей был установлен еще в 2002 году, когда минимальная зарплата в столице составляла 1100 рублей. А с 1 января 2011 года минимум зарплаты был установлен на уровне 10400 рублей (с 1 сентября ее увеличат до 10,9 тысячи рублей). Таким образом, сейчас, как и в 2002 году, штраф будет равняться примерно десяти процентам минимальной зарплаты. Большинство депутатов посчитали, что при стоимости одной поездки в общественном транспорте в 25-28 рублей штраф в 100 рублей действительно слишком мал.

Выписывать штрафы москвичам будет недавно созданное государственное казенное учреждение "Организатор перевозок" со штатом в 300 человек. Каждый сотрудник будет обязан в день выборочно проверить 26 автобусов, троллейбусов или трамваев. Как пояснял ранее Семенников, действующее сейчас ГУП "Мосгортранс" - коммерческое учреждение, сотрудники которого не имеют права штрафовать пассажиров.

Однако схема, по которой будет работать "Организатор перевозок", уже вызвала много нареканий в прессе. Предполагается, что сотрудники этой структуры будут составлять на безбилетника протокол, причем заполнять его придется со слов "зайца" - требовать документ, удостоверяющий личность, контролер не имеет права. Штраф нарушитель должен будет оплатить в банке, а информация о неплательщиках будет передаваться в службу судебных приставов. Неясно вот что: с чего вдруг люди, не желающие платить за проезд, будут называть контролерам свои настоящие имя, фамилию и адрес. Надежда на сознательность безбилетников может привести к тому, что в "штрафники" запишут посторонних людей, которых приставы могут, например, не выпустить за границу.

Есть и другие опасения. Во-первых, из-за большой суммы штрафа безбилетники могут предпочесть откупиться от контролера меньшей суммой или отказаться предоставлять ему информацию о себе. В апреле прошлого года безбилетник, например, выпустил в контролера четыре пули из травматического пистолета. Для устрашения нарушителей контролеры первое время намерены ходить вместе с полицейскими, однако у полиции явно есть и более важные дела, так что такое патрулирование вряд ли станет постоянным.

Особое беспокойство по поводу безбилетников в последнее время выражал заместитель мэра Москвы по вопросам развития транспорта и дорожного строительства, глава департамента транспорта Николай Лямов. По его словам, в метро и на наземном транспорте без билета ездят примерно треть пассажиров. Лямов подчеркивал, что в метро часто неправомерно используются льготные проездные билеты родственников и студенческие проездные. Он выступал с двумя заметными инициативами: ввести для "зайцев" административную ответственность и публиковать имена злостных безбилетников на сайте столичного департамента транспорта.

Борьбу с "зайцами" в любом случае придется усилить, ведь к 2012 году предполагается демонтировать в наземном транспорте все турникеты - они замедляют посадку пассажиров, из-за чего автобусы мешают дорожному движению.

Создается, впрочем, впечатление, что громадное число безбилетников объясняется тем простым фактом, что до них, по сути, никому нет дела. Особенно впечатляет работа дежурных у турникетов в метро, которые в основном ограничиваются упреками или свистками в адрес "зайцев". Да и дежурящие на станциях милиционеры не всегда утруждают себя ловлей безбилетников. Оно и понятно, транспорт - общественный, определенного собственника, который был бы заинтересован в минимизации убытков, нет. В то же время, проехать бесплатно в маршрутных такси, которые работают на коммерческих принципах, намного сложнее, и уже совсем нельзя бесплатно прокатиться на частном автобусе, которые ходят в том же Подмосковье. И штрафы там вообще не нужны. Если бы идея заполнять данные о безбилетнике с его же слов была предложена хозяину частного транспорта, он бы, наверное, просто посмеялся. Депутаты же посчитали такую меру вполне эффективной.