Без лица

Австралия решила запретить фирменный дизайн сигаретных пачек

Фото с сайта photl.com

Австралийское правительство в целях борьбы с курением собирается ввести унифицированные упаковки для всех брендов сигарет. Для табачных компаний по всему миру это тревожный знак: начав с обязательного размещения на сигаретных пачках надписей и картинок, рассказывающих о вреде курения, государство может вскоре посягнуть на сам фирменный дизайн продукции. Табачная компания Phillip Morris уже пригрозила подать в суд на Австралию.

Первые надписи, предупреждающие о вреде курения, появились на сигаретах в 1970-х годах, а первой страной, которая начала печатать на сигаретных пачках слова "Курение вредит Вашему здоровью", стали США. Япония первой из азиатских государств выступила с подобной инициативой, однако деликатные японцы почти двадцать лет не могли решиться сменить надпись "Ради того, чтобы оставаться здоровыми, пожалуйста, не курите так много" на более строгую.

С тех пор разнообразие подобных надписей значительно увеличилось: сегодня они говорят о вреде пассивного курения, возможной импотенции или пугают медленной и мучительной смертью. Предупреждающая надпись часто сопровождается номером телефона, по которому люди, отчаявшиеся бросить курить самостоятельно, могут обратиться за помощью.

С годами увеличивался и размер надписей: если сначала они печатались мелким шрифтом по краю пачки, то сейчас они занимают от 30 процентов пространства на лицевой стороне упаковки и до 90 процентов на обратной.

Еще одним ударом по производителям сигарет стал запрет на использование слов "мягкий" и "легкий" на пачках сигарет, вводившийся в отдельных странах по мере того, как все больше исследований подтверждало, что тип сигарет не влияет на вред, который они наносят здоровью. В странах Евросоюза запретили подобные надписи как "вводящие в заблуждение" еще в 2003 году. В 2005 году подобный запрет ввели в Австралии, и лишь год назад - в США.

Пока эффективность этих надписей, сообщающих о вреде курения, остается спорной, а курильщики, которых подобные сообщения, занимающие теперь значительную часть упаковки, скорее раздражают, чем пугают, придумывают разные способы продолжать курить, не задумываясь о последствиях. Например, покупают портсигары или специальные чехлы для сигаретных пачек, которые скрывают предупреждающую надпись.

В России предупреждающие надписи на сигаретах появились только в июле 2010 года, а уже в мае 2011-го ростовская компания "Донской табак" выпустила для людей, не желающих постоянно напоминать себе о вреде курения, специальную серию сигарет Senator. Как писала газета "РБК daily", в пачку этих сигарет вложен специальный стикер, которым можно заклеить раздражающую курильщика надпись. Наклейки табачная компания украсила своими собственными слоганами, призывающими людей наслаждаться курением и не задумываться о здоровье: "Живи полной жизнью, умри молодым!" или "Кто знает, может, завтра ты попадешь под автобус".

Нагляднее слов

Когда прошло тридцать лет с момента появления первых предупреждающих надписей на сигаретных пачках и стало понятно, что число курильщиков если и снизилось, то незначительно, страны одна за другой стали обращаться к более действенным методам антитабачной пропаганды.

Первой страной, которая начала печатать на сигаретных пачках устрашающие картинки, стала Канада. Там они появились в 2000 году, а когда исследования показали, что изображения действуют на курильщиков эффективнее, чем обычные надписи (которые большинство из них просто научилось не замечать), графическая антитабачная пропаганда распространилась по всему миру.

Процент курящих в Австралии существенно снизился за последние тридцать лет - с 34 процентов (данные 1980-го года) до 19 процентов (2007 год). Для сравнения, в России курит почти 40 процентов населения. Всемирная организация здравоохранения в 2010 году заявила, что по количеству курильщиков Россия занимает первое место в мире.

На данный момент в странах Евросоюза, а также во многих странах Латинской Америки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, покупателям сигарет представляют на каждой пачке иллюстрацию вреда курения: от достаточно безобидных картинок с пожухлым яблоком, символизирующим старение кожи, и пожелтевшими зубами до фотографий настоящих язв, опухолей, гангрены и мертворожденных детей.

На днях свои варианты подобных устрашающих иллюстраций показало американское Управление по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными препаратами (FDA). Эти изображения появятся на продаваемых в США сигаретах уже осенью 2012 года. FDA также объявило, что расходы на дорогостоящие цветные изображения падут не на налогоплательщиков, а на сами табачные компании.

Вскоре пугать фотографиями раковых опухолей или легких курильщика начнут и россиян. В июне 2011 года Совет по здравоохранению ЕврАзЭС, куда, в том числе, входит и Россия, утвердил двенадцать изображений, которые уже в 2013 году могут появиться на пачках сигарет.

Вмешательство в оформление сигаретных пачек было лишь одним из направлений, по которому правительства разных стран вели борьбу с курением. Возможности табачных производителей по распространению продукции были существенно подорваны массовыми запретами на рекламу сигарет. 27 февраля 2005 года вступила в силу Рамочная конвенция Всемирной Организации Здравоохранения по борьбе против табака. Принявшие ее 168 стран, в том числе и Россия, согласились постепенно ввести полный запрет на рекламу табака.

Новый виток

Несмотря на повсеместное введение на пачках сигарет надписей и картинок, рассказывающих о вреде курения, а также на запрет на рекламу табака в СМИ, сами сигаретные упаковки с их фирменным логотипом и дизайном, узнаваемыми во всем мире, оставались для табачных компаний одним из способов рекламировать свою продукцию.

Однако в 2010 году Австралия решила пойти еще дальше в борьбе с курением и объявила о намерении к январю 2012 года ввести однотипные пачки сигарет для всех брендов.

В проекте предполагается, что все пачки будут зелено-оливкового цвета, поскольку, согласно проведенным исследованиям, он оказался самым неприятным цветом, особенно для молодых людей. Значительную часть упаковки будут занимать графическое изображение и надпись, уведомляющие покупателя о вреде курения. Логотип и уникальный дизайн производителя с таких пачек исчезнут, останется лишь название бренда, написанное обычным шрифтом в нижней части упаковки.

Чиновники сходятся в том, что одним из привлекательных свойств сигарет, особенно для молодежи, часто является "гламурный" дизайн упаковки, и призывают лишить сигаретную продукцию всякой привлекательности.

Главные поставщики табачной продукции, Phillip Morris и British American Tobacco’s Australia (BATA), выступили с критикой подобного предложения, заявив, что эффективность подобных мер не доказана, в то время как вмешательство государства в дизайн сигарет нарушает авторские права производителей. Глава BATA Дэвид Кроу пригрозил в качестве ответных действий понизить цены на сигареты и таким образом сделать курение более доступным для молодежи.

И хотя австралийским властям, возможно, предстоит отстаивать свой проект в суде, их инициатива уже была подхвачена другими странами. О введении простых унифицированных сигаретных упаковок, как о новом способе борьбы с курением, уже заговорили в правительствах Великобритании и Канады.

подписатьсяОбсудить
Празднование итогов референдума. Симферополь, 16 марта 2014 года«Чем ярче эйфория, тем тяжелее отходняк»
Кумовство, коррупция и бездорожье — что говорят крымчане о жизни на полуострове
Кандидат в депутаты на руках своего пресс-секретаря рядом с избиркомом Костромской области«Кот поддерживает только Путина»
Пушистый кандидат рассказал «Ленте.ру» о планах пойти в Госдуму
Дом в Чевакино
и другие заповедные места Тверской области, где побывали добровольцы из Торжка
Не клюет...
Замглавы Росрыболовства о том, почему на прилавках нет дешевой свежей рыбы
Иван Васильевич меняет прописку
Как губернатор Вадим Потомский стал властелином времени и звездой интернета
Как купить мушкет
Где приобретают «старинное» оружие и как из него стреляют
Бунт в хакасской колонии №35Бунт во славу пророка
Кто стоит за тюремными беспорядками с исламистским подтекстом
В прицеле — юг
Как российская армия отреагирует на дестабилизацию ближайших соседей
Policemen walking down stairs and securing the area in the underground station Karlsplatz (Stachus) after a shootout in Munich, Germany, 22 July 2016. After a shootout in the Olympia shopping centre in Munich, injuries and possible deaths were reported by the police. The situation is still unclear. PHOTO: ANDREAS GEBERT/dpaКТО стучится в дверь ко мне
Какие выводы стоит сделать из полицейской операции в Мюнхене
Планета Х напоминает НептунАнтихристы с Нибиру
Как Планета Х наклоняет Солнце и вызывает катаклизмы на Земле
Палач всея Руси
Кровавые и бесчеловечные убийства, совершенные Иваном Грозным
Турецкий бардак
Тайны и прелести Османской империи: фески, котики и шаурма
Рюриковичи мы!
Что скрывается за образом основателя великой Руси
Так любил, что почти убил
Фотоистория о женщинах, изуродованных «во имя чести»
Игорь Ротарь на входе в индейскую резервацию. Надпись на плакате: «Незаконно проникающие нарушители будут застрелены. Выжившие будут застрелены еще раз». «Быть застреленным копами тут проще, чем в России»
Рассуждения россиянина, живущего в Сан-Диего, о свободе в США и РФ
Потей с Кайлой
Чем автор фитнес-программы Bikini Body Guide привлекла пять миллионов фанатов
«Она определенно сошла с ума»
Мужья любительниц Instagram поделились своей болью
Бу-дэб-пешт
Новый танец Хэмилтона и другие события гонки Формулы-1 Венгрии
Навсегда в прошлом
Современные спорткары с очаровательным ретро-дизайном
Советский форсаж
Более 100 раритетов на Красной площади: видеотрансляция
Метры у метро
Московские новостройки, рядом с которыми скоро откроют станции подземки
Тиснули на славу
Как выглядит первое в мире здание, напечатанное на 3D-принтере
Вот это номер!
«Тайный арендатор» в многофункциональном комплексе «Ханой-Москва»
Жить стало веселее
Новая редакция «сталинского рая» на ВДНХ
Любовь по залету
Аэропорты мира, которые не захочется посещать добровольно
Rolling Acres Огайо, СШАЗакрыто навсегда
Как выглядят торговые центры-«призраки», потерявшие покупателей