Без лица

Австралия решила запретить фирменный дизайн сигаретных пачек

Фото с сайта photl.com

Австралийское правительство в целях борьбы с курением собирается ввести унифицированные упаковки для всех брендов сигарет. Для табачных компаний по всему миру это тревожный знак: начав с обязательного размещения на сигаретных пачках надписей и картинок, рассказывающих о вреде курения, государство может вскоре посягнуть на сам фирменный дизайн продукции. Табачная компания Phillip Morris уже пригрозила подать в суд на Австралию.

Первые надписи, предупреждающие о вреде курения, появились на сигаретах в 1970-х годах, а первой страной, которая начала печатать на сигаретных пачках слова "Курение вредит Вашему здоровью", стали США. Япония первой из азиатских государств выступила с подобной инициативой, однако деликатные японцы почти двадцать лет не могли решиться сменить надпись "Ради того, чтобы оставаться здоровыми, пожалуйста, не курите так много" на более строгую.

С тех пор разнообразие подобных надписей значительно увеличилось: сегодня они говорят о вреде пассивного курения, возможной импотенции или пугают медленной и мучительной смертью. Предупреждающая надпись часто сопровождается номером телефона, по которому люди, отчаявшиеся бросить курить самостоятельно, могут обратиться за помощью.

С годами увеличивался и размер надписей: если сначала они печатались мелким шрифтом по краю пачки, то сейчас они занимают от 30 процентов пространства на лицевой стороне упаковки и до 90 процентов на обратной.

Еще одним ударом по производителям сигарет стал запрет на использование слов "мягкий" и "легкий" на пачках сигарет, вводившийся в отдельных странах по мере того, как все больше исследований подтверждало, что тип сигарет не влияет на вред, который они наносят здоровью. В странах Евросоюза запретили подобные надписи как "вводящие в заблуждение" еще в 2003 году. В 2005 году подобный запрет ввели в Австралии, и лишь год назад - в США.

Пока эффективность этих надписей, сообщающих о вреде курения, остается спорной, а курильщики, которых подобные сообщения, занимающие теперь значительную часть упаковки, скорее раздражают, чем пугают, придумывают разные способы продолжать курить, не задумываясь о последствиях. Например, покупают портсигары или специальные чехлы для сигаретных пачек, которые скрывают предупреждающую надпись.

В России предупреждающие надписи на сигаретах появились только в июле 2010 года, а уже в мае 2011-го ростовская компания "Донской табак" выпустила для людей, не желающих постоянно напоминать себе о вреде курения, специальную серию сигарет Senator. Как писала газета "РБК daily", в пачку этих сигарет вложен специальный стикер, которым можно заклеить раздражающую курильщика надпись. Наклейки табачная компания украсила своими собственными слоганами, призывающими людей наслаждаться курением и не задумываться о здоровье: "Живи полной жизнью, умри молодым!" или "Кто знает, может, завтра ты попадешь под автобус".

Нагляднее слов

Когда прошло тридцать лет с момента появления первых предупреждающих надписей на сигаретных пачках и стало понятно, что число курильщиков если и снизилось, то незначительно, страны одна за другой стали обращаться к более действенным методам антитабачной пропаганды.

Первой страной, которая начала печатать на сигаретных пачках устрашающие картинки, стала Канада. Там они появились в 2000 году, а когда исследования показали, что изображения действуют на курильщиков эффективнее, чем обычные надписи (которые большинство из них просто научилось не замечать), графическая антитабачная пропаганда распространилась по всему миру.

На данный момент в странах Евросоюза, а также во многих странах Латинской Америки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, покупателям сигарет представляют на каждой пачке иллюстрацию вреда курения: от достаточно безобидных картинок с пожухлым яблоком, символизирующим старение кожи, и пожелтевшими зубами до фотографий настоящих язв, опухолей, гангрены и мертворожденных детей.

На днях свои варианты подобных устрашающих иллюстраций показало американское Управление по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными препаратами (FDA). Эти изображения появятся на продаваемых в США сигаретах уже осенью 2012 года. FDA также объявило, что расходы на дорогостоящие цветные изображения падут не на налогоплательщиков, а на сами табачные компании.

Вскоре пугать фотографиями раковых опухолей или легких курильщика начнут и россиян. В июне 2011 года Совет по здравоохранению ЕврАзЭС, куда, в том числе, входит и Россия, утвердил двенадцать изображений, которые уже в 2013 году могут появиться на пачках сигарет.

Вмешательство в оформление сигаретных пачек было лишь одним из направлений, по которому правительства разных стран вели борьбу с курением. Возможности табачных производителей по распространению продукции были существенно подорваны массовыми запретами на рекламу сигарет. 27 февраля 2005 года вступила в силу Рамочная конвенция Всемирной Организации Здравоохранения по борьбе против табака. Принявшие ее 168 стран, в том числе и Россия, согласились постепенно ввести полный запрет на рекламу табака.

Новый виток

Несмотря на повсеместное введение на пачках сигарет надписей и картинок, рассказывающих о вреде курения, а также на запрет на рекламу табака в СМИ, сами сигаретные упаковки с их фирменным логотипом и дизайном, узнаваемыми во всем мире, оставались для табачных компаний одним из способов рекламировать свою продукцию.

Однако в 2010 году Австралия решила пойти еще дальше в борьбе с курением и объявила о намерении к январю 2012 года ввести однотипные пачки сигарет для всех брендов.

В проекте предполагается, что все пачки будут зелено-оливкового цвета, поскольку, согласно проведенным исследованиям, он оказался самым неприятным цветом, особенно для молодых людей. Значительную часть упаковки будут занимать графическое изображение и надпись, уведомляющие покупателя о вреде курения. Логотип и уникальный дизайн производителя с таких пачек исчезнут, останется лишь название бренда, написанное обычным шрифтом в нижней части упаковки.

Чиновники сходятся в том, что одним из привлекательных свойств сигарет, особенно для молодежи, часто является "гламурный" дизайн упаковки, и призывают лишить сигаретную продукцию всякой привлекательности.

Главные поставщики табачной продукции, Phillip Morris и British American Tobacco’s Australia (BATA), выступили с критикой подобного предложения, заявив, что эффективность подобных мер не доказана, в то время как вмешательство государства в дизайн сигарет нарушает авторские права производителей. Глава BATA Дэвид Кроу пригрозил в качестве ответных действий понизить цены на сигареты и таким образом сделать курение более доступным для молодежи.

И хотя австралийским властям, возможно, предстоит отстаивать свой проект в суде, их инициатива уже была подхвачена другими странами. О введении простых унифицированных сигаретных упаковок, как о новом способе борьбы с курением, уже заговорили в правительствах Великобритании и Канады.

Обсудить
Моя семья
Легендарный маньяк и его культ кровавых убийц держали в страхе всю Америку
Чарльз МэнсонКонец маньяка: Чарльз Мэнсон умер в тюрьме
Легендарный убийца не дождался великой межрасовой войны
Порошок, приходи
Жадные мексиканцы потеряли доход от марихуаны и завалили Америку героином
Роберт и Грейс МугабеДедушка старый, ему все равно
Военные не дали старейшему диктатору мира править после смерти
Кровавая ривьера
Франция отстреливает врагов по всему миру, пока никто не видит
Абсолютное возмездие
Россия, США и Китай готовятся к третьей мировой войне
Пробила дно
Планета-пришелец расколола Землю и сдвинула континенты
Голодающие дети в Бузулуке (Самарская губерния), 1921-1922 гг.«Обезумевшие родители отбирали еду у детей»
Советская власть бросила миллионы умирать от голода, но их спасли американцы
«Девочку из России тут никто не ждет»
История сибирячки, перебравшейся в Нидерланды
Во всем виноват буй
Она мечтала о круизе с секс-рабынями, но потерялась в море с боевой подругой
«Не надо меня спасать»
Звездный путешественник нашел тайное племя головорезов, ввязался в войну и выжил
Эмилио Эстевес в роли Билли КидаМалыш на миллион
Легендарный головорез Дикого Запада передал привет из прошлого
Audi Q5 против SQ5
Пять причин купить Audi SQ5 вместо обычной Q5 (и одна против)
5 причин, почему мы ненавидим кроссоверы
Объясняем в картинках, почему самые популярные машины в мире никуда не годятся
Далеко. Дорого. Офигенно
Как поехать в Исландию и обомлеть не только от природы
Кто делает самые эпатажные британские машины
«Рэйнджи», «Астоны» и «Роллс-Ройсы»: лучшие творения ателье Kahn Design
Ловушка для планктона
Тест: Какой офис идеально вам подходит
«Моя бывшая живет на помойке»
Москвич сделал из жены бомжа, и ему не стыдно
Белый друг
Самые необычные туалеты мира
Это Англия, детка!
Идеальный дом можно выиграть за две тысячи рублей
Берите две
Пять стран, где ипотеку дают под смешной процент