Под "Листиком"

В России создан новый парашют для ВДВ

Боец ВДВ с парашютом Д-10. Фото с сайта mil.ru

Московский НИИ парашютостроения создал новый парашют "Листик" для Воздушно-десантных войск. Примечательно, что разработкой парашюта НИИ занимается за свой счет, поскольку финансирование программы было приостановлено Министерством обороны России. По словам генерального директора института парашютостроения Юрия Назаренко, российские военные намерены закупать парашютные системы иностранного производства.

Испытания "Листика" уже проводятся. "В прошлом году мы проводили испытания с манекенами, а этим летом испытания проводятся уже с парашютистами", - рассказал Назаренко, отметив, что в случае, если поступит государственный заказ на парашютную систему, разработку "Листика" можно будет завершить в течение полутора лет. При этом серийное производство нового парашюта можно будет развернуть на Ивановском парашютном заводе.

Подробностей о конструкции купола "Листика" и материалах, использованных в новом парашюте, Назаренко не раскрыл. Парашютная система представляет собой ранец с основным и запасным парашютами и грудной контейнер для боеприпасов, продовольствия и другого имущества, которое может понадобиться десантникам для выполнения поставленной задачи после спуска. "Листик" рассчитан на вес до 165 килограммов и позволяет осуществлять спуск по ветру и против ветра, а также выполнять развороты в ходе снижения.

Парашют Д-6. Фото с сайта dostup1.ru
Парашют Д-6. Фото с сайта dostup1.ru

В настоящее время российские Воздушно-десантные войска используют парашют Д-10, площадь купола которого составляет сто квадратных метров. Грузоподъемность системы - масса десантника плюс снаряжение - составляет 140 килограммов. Д-10 может применяться для осуществления боевых и учебных прыжков на скоростях сброса от 140 до 400 километров в час в диапазоне высот от 200 до восьми тысяч метров. Назначенный срок эксплуатации парашюта составляет 14 лет, или до 120 применений.

Помимо Д-10, ВДВ также используют устаревшие парашютные системы Д-6 серии 4; они постепенно выводятся из эксплуатации. Площадь купола этого парашюта составляет 83 квадратных метра. С 2005 года в войска поставляются парашюты типа "крыло" "Арбалет"; они преимущественно используются подразделениями разведки и специального назначения. В 2004-2005 году также проводились испытания парашюта-крыла "Лесник-2", который планировалось принять на вооружение ВДВ, однако впоследствии было принято решение не использовать эту систему из-за большого количества отказов.

Между тем, как рассказал Назаренко, Министерство обороны России отказалось от финансирования проекта создания парашюта "Листик", поскольку в настоящее время рассматривает возможность закупки парашютных систем иностранного производства. "У нас парашюты разработаны под наши самолеты, они взаимосвязаны. Любой зарубежный десантный парашют не подойдет для использования на наших самолетах. Таким образом, если мы будем закупать иностранные парашюты, нужно будет закупать и иностранные самолеты", - отметил Назаренко.

Вероятно, про закупку иностранных самолетов Назаренко погорячился, но очевидно, что одновременно с парашютами Министерству обороны придется закупать и системы десантирования иностранного производства. В частности, речь идет о вытяжном фале, отвечающем за извлечение парашюта из ранца в прыжке. Российские десантные самолеты оснащены такой системой, но гарантировать, что она окажется совместимой с парашютами иностранного производства, невозможно. Впрочем, небольшая вероятность закупки иностранных самолетов для ВДВ тоже существует.

Во всяком случае, в настоящее время Министерство обороны России рассматривает возможность приобретения учебных вертолетов европейского концерна Eurocopter. Новые машины планируется ввести в строй вместо устаревших и списываемых Ми-2. Чем поступающие с 2010 года на вооружение учебные "Ансат-У" не устраивают военных, непонятно. Между тем, покупка Eurocopter логично дополнит картину с приобретением французских систем наблюдения для танков, французских же вертолетоносцев класса "Мистраль", итальянских бронемашин Iveco LMV M65 Lynx, израильских беспилотников Searcher II, BirdEye-400 и I-View Mk150, немецкой брони и немецких полевых кухонь.

Парашют
Парашют "Арбалет-2". Фото с сайта static.oper.ru

В середине июля 2011 года на совещании, посвященном выполнению гособоронзаказа на 2011 год, президент России Дмитрий Медведев заявил, что Министерство обороны России должно покупать вооружение и военную технику за рубежом, если российские производители не могут предложить дешевой и качественной альтернативы. "Нельзя закупать барахло", - отметил президент. По-видимому, военное ведомство расценило эти слова как призыв к действию.

Насколько российские парашютные системы являются "барахлом", судить сложно. Последний раз официальная статистика гибели военных при десантировании публиковалась в 2009 году и покрывала период с 1990-го по 2005 год. За этот период при выполнении прыжков с парашютом погибло 148 человек. Статистика учитывает гибель парашютистов в ВВС, ВДВ, ФСБ и РОСТО. В 2005 году погибли 11 человек - один в ВВС, один в ВДВ, шесть в Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО, ДОСААФ России) и два "в других организациях".

Между тем, в 2009 году стало известно, что Министерство обороны России закупило большую партию непригодных для эксплуатации парашютов. Общая сумма покупки составила 280 миллионов рублей. По словам главного военного прокурора Сергея Фридинского, деньги получило одно из московских предприятий, которое изготовило парашюты из старых деталей. В результате проверки, проведенной следователями, выяснилось, что такие парашюты были опасны для жизни.

Любопытно, что сами десантники удивились расследованию прокуратуры. Так, заместитель командующего ВДВ по воздушно-десантной подготовке генерал-майор Вячеслав Борисов заявил, что у его подчиненных никогда не было претензий к качеству закупаемых парашютов. По его словам, следствие действительно проводило проверку. "Но никаких специалистов - пришел сотрудник прокуратуры и на основе визуального осмотра трех из 44-х систем написал, что они сделаны из старых деталей", - объяснил Борисов, добавив, что позже десантники провели самостоятельную проверку парашютов и остались ими довольны.

Впрочем, по результатам проверок, проведенных независимо Министерством обороны России, ТАНТК имени Бериева и военной прокуратурой в 2003-2009 годах, выяснилось, что некоторые парашютные системы, как, например, ПБС-915, ПБС-916 и ПБС-925, выпускались и ремонтировались с использованием либо старых деталей, либо попросту некачественных элементов, не соответствующих технической документации. Вероятно, в этом тоже кроется причина того, что Минобороны решило покупать парашюты за рубежом.

В любом случае, ситуация получается запутанная. Если все претензии военных по качеству и стоимости продукции российского оборонно-промышленного комплекса оправданы, то покупка зарубежной техники становится понятной. С другой стороны, чрезмерное увлечение заграничными покупками не дает российским предприятиям средств для развития, что провоцирует упадок отрасли. Выйти из создавшегося положения можно лишь в случае, если российский ОПК начнет предлагать военным качественную современную продукцию, получая в ответ финансирование для новых разработок, а не просто на выживание, как это происходит сейчас.

Обсудить
Наука и техника
 — 
00:01 27 марта 2017
Замороженная стволовая клетка человека

Внутренние бомбы

Как клеточный суицид помогает против рака и старости
Больно, но полезно
Китай готовится к реформе госкорпораций, чреватой социальным взрывом
Participants attend a gay pride parade in central Istanbul June 30, 2013. Tens of thousands of anti-government protesters teamed up with a planned gay pride march in Istanbul. Crowds were stopped by riot police from entering Taksim, the centre of previous protests, but the atmosphere appeared peacefulОпасное интернет-проникновение
Грозит ли подъем геев-мусульман исламскому миру
FILE - In this Saturday, June 4, 2011 file photo made by Associated Press photographer Anja Niedringhaus, injured U.S.Marine Cpl. Burness Britt reacts after being lifted onto a medevac helicopter from the U.S. Army's Task Force Lift "Dust Off," Charlie Company 1-214 Aviation Regiment. Location:
Sangin, AfghanistanПадение Сангинграда
Десятилетнее сражение за столицу наркоторговли завершилось победой «Талибана»


Из ЕС в сексуальное рабство
Что вынуждает румынок отправляться на Сицилию, где их ждет неволя
Demonstrators take part in a protest aimed at showing London's solidarity with the European Union following the recent EU referendum, inTrafalgar Square, central London, Britain June 28, 2016. REUTERS/Dylan Martinez TPX IMAGES OF THE DAYСпасет ли уход Меркель Европу?
Свое 60-летие Европейский союз встречает в состоянии экзистенциального кризиса
Невспаханная «Нива»
12 модификаций легендарного внедорожника, о которых вы не знали
Тает лед
Как Ferrari и Феттель воскресили интригу в Формуле-1
Они из будущего
Объясняем, почему «Мерседесы» выглядят так, как выглядят, и какими они станут
Место рождения
Как выглядят самые крупные и самые необычные автозаводы мира
Талант расправил плечи
Лучшие архитектурные проекты 2017 года: от города в пустыне до термальных ванн
Адская машина
Ученые и урбанисты придумали, что делать с заполонившими города автомобилями
«Если у тебя нет любовника, квартире взяться неоткуда»
Исповедь россиянки, ставшей ипотечницей в 20 лет
Тариф «Хватит»
За услуги ЖКХ можно платить в разы меньше