Под "Листиком"

В России создан новый парашют для ВДВ

Боец ВДВ с парашютом Д-10. Фото с сайта mil.ru

Московский НИИ парашютостроения создал новый парашют "Листик" для Воздушно-десантных войск. Примечательно, что разработкой парашюта НИИ занимается за свой счет, поскольку финансирование программы было приостановлено Министерством обороны России. По словам генерального директора института парашютостроения Юрия Назаренко, российские военные намерены закупать парашютные системы иностранного производства.

Испытания "Листика" уже проводятся. "В прошлом году мы проводили испытания с манекенами, а этим летом испытания проводятся уже с парашютистами", - рассказал Назаренко, отметив, что в случае, если поступит государственный заказ на парашютную систему, разработку "Листика" можно будет завершить в течение полутора лет. При этом серийное производство нового парашюта можно будет развернуть на Ивановском парашютном заводе.

Подробностей о конструкции купола "Листика" и материалах, использованных в новом парашюте, Назаренко не раскрыл. Парашютная система представляет собой ранец с основным и запасным парашютами и грудной контейнер для боеприпасов, продовольствия и другого имущества, которое может понадобиться десантникам для выполнения поставленной задачи после спуска. "Листик" рассчитан на вес до 165 килограммов и позволяет осуществлять спуск по ветру и против ветра, а также выполнять развороты в ходе снижения.

Парашют Д-6. Фото с сайта dostup1.ru
Парашют Д-6. Фото с сайта dostup1.ru

В настоящее время российские Воздушно-десантные войска используют парашют Д-10, площадь купола которого составляет сто квадратных метров. Грузоподъемность системы - масса десантника плюс снаряжение - составляет 140 килограммов. Д-10 может применяться для осуществления боевых и учебных прыжков на скоростях сброса от 140 до 400 километров в час в диапазоне высот от 200 до восьми тысяч метров. Назначенный срок эксплуатации парашюта составляет 14 лет, или до 120 применений.

Помимо Д-10, ВДВ также используют устаревшие парашютные системы Д-6 серии 4; они постепенно выводятся из эксплуатации. Площадь купола этого парашюта составляет 83 квадратных метра. С 2005 года в войска поставляются парашюты типа "крыло" "Арбалет"; они преимущественно используются подразделениями разведки и специального назначения. В 2004-2005 году также проводились испытания парашюта-крыла "Лесник-2", который планировалось принять на вооружение ВДВ, однако впоследствии было принято решение не использовать эту систему из-за большого количества отказов.

Между тем, как рассказал Назаренко, Министерство обороны России отказалось от финансирования проекта создания парашюта "Листик", поскольку в настоящее время рассматривает возможность закупки парашютных систем иностранного производства. "У нас парашюты разработаны под наши самолеты, они взаимосвязаны. Любой зарубежный десантный парашют не подойдет для использования на наших самолетах. Таким образом, если мы будем закупать иностранные парашюты, нужно будет закупать и иностранные самолеты", - отметил Назаренко.

Вероятно, про закупку иностранных самолетов Назаренко погорячился, но очевидно, что одновременно с парашютами Министерству обороны придется закупать и системы десантирования иностранного производства. В частности, речь идет о вытяжном фале, отвечающем за извлечение парашюта из ранца в прыжке. Российские десантные самолеты оснащены такой системой, но гарантировать, что она окажется совместимой с парашютами иностранного производства, невозможно. Впрочем, небольшая вероятность закупки иностранных самолетов для ВДВ тоже существует.

Во всяком случае, в настоящее время Министерство обороны России рассматривает возможность приобретения учебных вертолетов европейского концерна Eurocopter. Новые машины планируется ввести в строй вместо устаревших и списываемых Ми-2. Чем поступающие с 2010 года на вооружение учебные "Ансат-У" не устраивают военных, непонятно. Между тем, покупка Eurocopter логично дополнит картину с приобретением французских систем наблюдения для танков, французских же вертолетоносцев класса "Мистраль", итальянских бронемашин Iveco LMV M65 Lynx, израильских беспилотников Searcher II, BirdEye-400 и I-View Mk150, немецкой брони и немецких полевых кухонь.

Парашют
Парашют "Арбалет-2". Фото с сайта static.oper.ru

В середине июля 2011 года на совещании, посвященном выполнению гособоронзаказа на 2011 год, президент России Дмитрий Медведев заявил, что Министерство обороны России должно покупать вооружение и военную технику за рубежом, если российские производители не могут предложить дешевой и качественной альтернативы. "Нельзя закупать барахло", - отметил президент. По-видимому, военное ведомство расценило эти слова как призыв к действию.

Насколько российские парашютные системы являются "барахлом", судить сложно. Последний раз официальная статистика гибели военных при десантировании публиковалась в 2009 году и покрывала период с 1990-го по 2005 год. За этот период при выполнении прыжков с парашютом погибло 148 человек. Статистика учитывает гибель парашютистов в ВВС, ВДВ, ФСБ и РОСТО. В 2005 году погибли 11 человек - один в ВВС, один в ВДВ, шесть в Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО, ДОСААФ России) и два "в других организациях".

Между тем, в 2009 году стало известно, что Министерство обороны России закупило большую партию непригодных для эксплуатации парашютов. Общая сумма покупки составила 280 миллионов рублей. По словам главного военного прокурора Сергея Фридинского, деньги получило одно из московских предприятий, которое изготовило парашюты из старых деталей. В результате проверки, проведенной следователями, выяснилось, что такие парашюты были опасны для жизни.

Любопытно, что сами десантники удивились расследованию прокуратуры. Так, заместитель командующего ВДВ по воздушно-десантной подготовке генерал-майор Вячеслав Борисов заявил, что у его подчиненных никогда не было претензий к качеству закупаемых парашютов. По его словам, следствие действительно проводило проверку. "Но никаких специалистов - пришел сотрудник прокуратуры и на основе визуального осмотра трех из 44-х систем написал, что они сделаны из старых деталей", - объяснил Борисов, добавив, что позже десантники провели самостоятельную проверку парашютов и остались ими довольны.

Впрочем, по результатам проверок, проведенных независимо Министерством обороны России, ТАНТК имени Бериева и военной прокуратурой в 2003-2009 годах, выяснилось, что некоторые парашютные системы, как, например, ПБС-915, ПБС-916 и ПБС-925, выпускались и ремонтировались с использованием либо старых деталей, либо попросту некачественных элементов, не соответствующих технической документации. Вероятно, в этом тоже кроется причина того, что Минобороны решило покупать парашюты за рубежом.

В любом случае, ситуация получается запутанная. Если все претензии военных по качеству и стоимости продукции российского оборонно-промышленного комплекса оправданы, то покупка зарубежной техники становится понятной. С другой стороны, чрезмерное увлечение заграничными покупками не дает российским предприятиям средств для развития, что провоцирует упадок отрасли. Выйти из создавшегося положения можно лишь в случае, если российский ОПК начнет предлагать военным качественную современную продукцию, получая в ответ финансирование для новых разработок, а не просто на выживание, как это происходит сейчас.

подписатьсяОбсудить
Большой прыжок
Самые крутые прыжки на машинах. И рядом с ними
Скука, тестостерон и дешевый бензин
В чем смысл «арабского дрифта» и зачем его легализовали
Я вас не слышу
Чего не хватает новому Chevrolet Camaro: первый тест
Не отпускать и не сдаваться
Что происходило на одном из самых сумасшедших Гран-при сезона
Дно Олимпиады
Проблемы Рио похлеще допингов и переломов
«Я не позволяла себе ничего, каждая копейка уходила на кредит»
Рассказ россиянки, купившей не одну квартиру при зарплате в 40 тысяч рублей
Камерная дача
10 фактов о доме в Форосе, ставшем тюрьмой для Горбачева
До чего докатились
Как выглядят лица людей, съехавших с небоскреба
Бабушкино наследство
Вся недвижимость кандидата в президенты США Хиллари Клинтон