Установка на остановку

Власти Болгарии взялись за "Лукойл"

В последнее время российским компаниям непросто работать в Болгарии. Правительство этой страны тормозит все совместные проекты в энергетике (строительство нефтепровода Бургас-Александруполис и АЭС "Белене"), а в июне стало известно, что София может отказаться от потребления российского газа. До сих пор, однако, власти Болгарии не трогали священную корову своей энергетики - гигантский НПЗ Neftochim, подконтрольный российскому "Лукойлу". Но в июле и у второй по величине российской нефтяной компании начались проблемы.

Neftochim, расположенный на черноморском побережье Болгарии, неподалеку от Бургаса, является крупнейшим НПЗ на Балканах и крупнейшем предприятием страны. Компания также является основным налогоплательщиком Болгарии, на четверть формируя бюджет беднейшей страны ЕС, а также одним из самых больших работодателей (более 8 тысяч человек). Средняя зарплата по компании является самой высокой среди частных производств в стране.

До сих пор "Лукойл" мог считаться едва ли не идеальным инвестором в экономику Болгарии. В 1999 году российская компания купила контрольный пакет Neftochim за 100 миллионов долларов, что стало рекордной для Болгарии приватизационной сделкой. Позднее компания вложила в модернизацию НПЗ еще несколько сотен миллионов долларов. В 2010 году завод в Бургасе обеспечил 9 процентов всей нефтепереработки "Лукойла". Доля компании на оптовом рынке топлива Болгарии оценивается в 70 процентов, а на розничном рынке, где "Лукойлу" принадлежит две сотни АЗС - в 26 процентов. Все это, впрочем, не остановило Софию, когда встал вопрос об отзыве лицензии у завода.

Конфликт "Лукойла" и властей Болгарии возник не на пустом месте. Болгарское правительство решило взять под контроль рынок нефтепродуктов в стране, до трети которого находится в серой зоне. Для этого всех поставщиков топлива (на болгарском рынке работают более 400 импортеров нефтепродуктов) обязали установить у себя специальные приборы, которые позволяли бы таможне отслеживать движение продукции на рынке и устанавливать величину акциза. По данным газеты "Коммерсантъ", правительство Болгарии могло заподозрить, что компания занимается фиктивным экспортом, чтобы не платить налоги внутри страны (Neftochim экспортирует половину продукции в соседние страны, США и Азию).

Законопроект, предусматривающий установку приборов учета топлива, был принят еще в 2010 году, однако российская компания вовремя не установила счетчики топлива, потребовав у Софии отсрочку до конца года. Менеджмент НПЗ пояснял, что быстрее установить новое оборудование он не может по техническим причинам. Стороны пытались вести переговоры, однако они были сорваны болгарской стороной. В итоге власти Болгарии 26 июля лишили компанию лицензии на хранение топлива, а 27 июля "Лукойл" начал перевод Neftochim в режим консервации: НПЗ работал с минимальной загрузкой, завершая переработку нефти, находившейся в оборудовании до отзыва лицензий у резервуарного парка.

Просто бизнес

Глава таможенной службы Ваньо Танов и министр финансов Болгарии Симеон Дянков уверяли, что дефицит топлива стране не угрожает, поскольку оно может быть импортировано. Однако довольно быстро выяснилось, что решение Софии остановить НПЗ принималось без четкого понимания того, смогут ли импортированные нефтепродукты восполнить потери от закрытия завода. Сразу же после остановки Neftochim чиновникам пришлось вскрыть госрезерв, чтобы авиарейсы в стране в разгар курортного сезона не были полностью прекращены (аэропорты топливом обеспечивает еще одна болгарская "дочка" "Лукойла"). Власти страны начали переговоры о поставках топлива с Грецией и Румынией (где у "Лукойла" также есть НПЗ), а "Лукойл" обратился в суд в Софии.

1 августа решение таможни об отзыве лицензии было отменено. В решении суда, который рассмотрел это дело по просьбе Neftochim, говорится, что есть основания считать остановку завода потенциальной причиной значительного ущерба не только для самого НПЗ, но и для всей экономики страны. В "Лукойле" отмечали, что возобновление работы НПЗ может занять минимум полтора месяца, однако из-за того, что завод так и не был до конца остановлен, компания сможет полностью наладить его работу за неделю. Как сообщил болгарский телеканал BNT, сразу после того, как стало известно о решении суда, НПЗ начал разгрузку танкера в порту Бургаса.

Решение суда может быть оспорено в течение семи дней, и глава болгарской таможни Ваньо Танов утверждает, что таможня подаст апелляцию. Кроме того, как сообщило болгарское новостное агентство novinite.com, сотрудники таможни намерены "вручную" отслеживать объемы отгруженного в порту сырья с танкеров и конечный объемом выпускаемых в продажу продуктов с НПЗ.

В "Лукойле" полагают, что разбирательства с таможней могут затянуться на несколько месяцев, но этого срока компании хватит, чтобы установить приборы, после чего вопрос с ними отпадет сам собой. Однако власти Болгарии пока не намерены отступать: болгарские чиновники неожиданно заподозрили компанию в монополизме.

3 августа Комитет Болгарии по охране конкуренции начал расследование в отношении болгарского трейдингового подразделения "Лукойла", которое подозревается в злоупотреблении доминирующей позицией на рынке и картельном сговоре. Комитет по охране конкуренции заявил, что некоторые условия контрактов "Лукойла" с партнерами и оптовыми продавцами могут привести к закрытию рынка. В самом худшем случае "Лукойлу", впрочем, грозит штраф. Еще одно расследование комитет проведет относительно всего рынка в целом. Когда именно будут завершены оба расследования, не сообщается.

С начала года в Болгарии начали резко расти цены на бензин, вызвавшие протесты населения. "Лукойл" пообещал заморозить цены, но топливо продолжало дорожать. Однако, как отмечает издание sofiaecho.com, расследование в отношении российской компании комитет начал лишь после того, как министр экономики, энергетики и туризма Болгарии Трайчо Трайков выступил с комментарием относительно решения суда по спору с "Лукойлом". Министр отметил, что суд, отменив решение таможни, учел ситуацию с возможными перебоями в снабжении топливом авиакомпаний и железных дорог (оператор - компания BDZ), которые почти целиком зависят от топлива "Лукойла". Чиновник также добавил, что рынок может считаться демонополизированным лишь до тех пор, пока кто-либо не докажет обратное, а у Комитет Болгарии по охране конкуренции есть для этого все полномочия.

Сложно сказать, направлены ли действия Болгарии против российских интересов в стране. В конце концов, НПЗ "Лукойла" действительно не выполнил требования законодательства, при этом оказавшись единственным поставщиком топлива, не установившим счетчики. Впрочем, то, как действуют власти Болгарии, также не вызывает никакой симпатии. Поспешное решение, принятое как в ущерб интересам крупнейшего инвестора, так и в ущерб интересам собственных граждан, вряд ли можно счесть разумным. А вот была ли тут политика, станет понятно в ближайшие месяцы.

Экономика00:01Сегодня

Сели на трубу

Польша хочет покупать газ из Америки вместо российского. Это будет очень дорого