Внезапный "Лайнер"

Испытания новой морской ракеты вызвали бурю в российских СМИ

Пуск ракеты РСМ-54 "Синева". Фото с сайта arms-expo.ru

В России создана и проходит испытания новая баллистическая ракета "Лайнер", предназначенная для подводных лодок. О первом запуске ракеты стало известно 23 мая 2011 года, однако сообщение о некоторых технических подробностях нового средства доставки ядерного оружия появилось только девятого августа и вызвало настоящую бурю в российских средствах массовой информации. Выяснилось, что разработчик ракеты никаких дополнительных подробностей не раскрывал, а сам "Лайнер" разрабатывается в инициативном порядке.

20 мая 2011 года Министерство обороны России отчиталось об успешном запуске межконтинентальной баллистической ракеты подводных лодок (БРПЛ) "Синева". Ракета стартовала с борта стратегической атомной подводной лодки Северного флота К-84 "Екатеринбург" в подводном положении. "В расчетное время боевые блоки ракеты 'Синева' достигли полигона 'Кура' на Камчатке", - рассказал официальный представитель Минобороны полковник Игорь Конашенков. При этом он отметил, что запуск "Синевы" был контрольным - его целью была проверка надежности стратегических ядерных сил России.

Спустя три дня миасский Государственный ракетный центр имени Макеева опубликовал пресс-релиз, из которого следовало, что на самом деле 20 мая были произведены испытания новой БРПЛ, разработка которой ведется под шифром "Лайнер". Какие-либо подробности об этом средстве доставки ядерного оружия тогда раскрыты не были. Сообщалось, что "боевые блоки ракеты прибыли на полигон в установленное время и в заданные точки прицеливания". Опытный образец ракеты был изготовлен "Красноярским машиностроительным заводом". Некоторые эксперты предположили, что "Лайнер" является дальнейшим развитием проекта жидкотопливной ракеты "Синева".

Первые подробности о "Лайнере" были обнародованы только 9 августа 2011 года. Агентство "Интерфакс" со ссылкой на пресс-релиз ГРЦ имени Макеева сообщило, что "Лайнер" вдвое превосходит по мощности перспективную межконтинентальную БРПЛ "Булава". "Лайнер" способен нести до 12 боевых блоков малой мощности, или четыре блока средней мощности, или смешанную боевую нагрузку. При этом утверждалось, что "Булава" способна доставлять только шесть боевых блоков малой мощности.

В якобы размещенном на сайте ГРЦ имени Макеева тексте говорилось, что жидкотопливный "Лайнер" "по энергомассовому совершенству превосходит все современные твердотопливные стратегические ракеты Великобритании, Китая, России, Соединенных Штатов и Франции, а по боевому оснащению (четыре блока средней мощности) не уступает четырехблочному (в условиях СНВ-3) 'Трайденту-2'". Из текста сообщения также следовало, что "Лайнер", будучи принятым на вооружение, сможет продлить существование северо-западной группировки подлодок проекта 667БДРМ "Дельфин" до 2025-2030 года.

Это сообщение, распространенное "Интерфаксом", спустя некоторое время вызвало настоящую бурю в российских СМИ. Недоумение вызвало прежде всего то, что пресс-релиз, на который ссылалось информационное агентство, на сайте ГРЦ имени Макеева в настоящее время отсутствует. Более того, агентству "Новый Регион" в ГРЦ заявили, что подобная информация центром никогда не распространялась - и, видимо, покривили душой. Во всяком случае, 28 июля 2011 года на сайте ГРЦ имени Макеева был опубликован текст (ссылка на кэш Google), впоследствии снятый, содержание которого совпадало с текстом "Интерфакса".

Тут к слову, можно вспомнить о похожей истории с сообщением про присоединение второго прототипа перспективного истребителя Т-50 (ПАК ФА) к программе летных испытаний. О первом полете Т-50-2 "Интерфакс" сообщил 23 февраля 2011 года. При этом агентство процитировало похвальный отзыв о машине летчика-испытателя Сергея Богдана, якобы пилотировавшего второй прототип. Вскоре сообщение "Интерфакса" было опровергнуто Объединенной авиастроительной корпорацией, в состав которой входит "Сухой", создающий ПАК ФА. Любопытно, что изначально присоединение Т-50-2 к программе летных испытаний действительно планировалось на 23 февраля, но потом его было решено перенести. Первый полет Т-50-2 под управлением Богдана состоялся лишь 3 марта 2011 года.

Но вернемся к теме. Газете "Московский комсомолец" в ГРЦ имени Макеева рассказали, что работы по "Лайнеру" в конструкторском бюро были произведены в инициативном порядке. Вся доработка свелась к установке на "Синеву" большего числа боевых блоков малой мощности (в настоящее время на флот "Синева" поставляется с четырьмя блоками средней мощности), которые в сумме способны "перекрыть" мощность "Булавы". То есть фактически, если учесть, что "Лайнер" отличается от "Синевы" лишь боевой частью, нельзя сказать, что макеевцы создали новую ракету.

Сообщение "Интерфакса" о новой баллистической ракете вызвало недоумение еще и потому, что сравнивать "Лайнер" и "Булаву" некорректно - последняя является твердотопливной и предназначена для подводных лодок проекта 955 "Борей". В частности, об этом сообщило агентство РИА Новости со ссылкой на источник в Министерстве обороны, который отметил, что "Лайнер" (он же модернизированная "Синева") "Булаву" не заменит, поскольку в России "взят курс на создание в будущем именно твердотопливных морских баллистических ракет". Жидкотопливные же БРПЛ будут необходимы только до тех пор, пока не будет завершено формирование группировки подводных лодок проекта 955 с ракетами "Булава".

"Наши стратегические подводные ракетоносцы проекта 667БДРМ, боевая служба которых продолжается, вооружены жидкотопливными ракетами 'Синева', и их дальнейшее совершенствование, в частности, по теме 'Лайнер', позволит этим подлодкам оставаться в боевом составе флота еще многие годы, до полного перевооружения на новейшие подводные лодки класса 'Борей'", - пояснил источник агентства. Таким образом, понятно, что "Лайнер" действительно существует, но его задачей является лишь расширение боевого потенциала подлодок проекта "Дельфин" до того, как на вооружение поступит "Булава".

Р-30 "Булава" станет основным вооружением стратегических атомных подводных ракетоносцев проекта 955/955А/955У "Борей". По неофициальным данным, ракета способна поражать цели на дальности до восьми тысяч километров и нести от шести до десяти ядерных блоков мощностью 150 килотонн каждый. Старт ракеты производится в наклонной плоскости в подводном положении, что позволяет запускать "Булаву" в движении. По этим показателям "Булава" несколько уступает "Синеве" и, возможно, "Лайнеру", однако ее использование имеет ряд неоспоримых преимуществ.

Во-первых, использование твердотопливных ракет, к каковым и относится "Булава", представляет значительно меньшую угрозу для самого корабля-носителя и его экипажа. В жидкотопливных ракетах используются агрессивные и токсичные вещества в качестве топливных компонентов, которые требуют соблюдения чрезвычайно строгих мер предосторожности. Во-вторых, твердотопливные ракеты гораздо более маневренны, а их стартовый участок полета из-за быстрого ускорения менее продолжителен, в отличие от жидкотопливных. В-третьих, ракеты на твердом топливе более устойчивы к физическому воздействию.

Жидкотопливная ракета морского базирования "Синева" была принята на вооружение в 2007 году. Ее длина - около 15 метров, диаметр - 1,9 метра, стартовая масса - более 40 тонн. Ракетный комплекс позволяет осуществлять залповые и одиночные старты ракет при движении на глубинах до 55 метров и на скорости до 7 узлов. "Синева" способна нести от четырех до восьми боевых блоков, а дальность ее полета составляет 8,3 тысячи километров. Ранее сообщалось, что ракета будет стоять на вооружении России как минимум до 2030 года.

Впрочем, возможно, что упоминание "Лайнера" и "Булавы" в одном тексте сообщения имело свой смысл. В 2007 году ГРЦ имени Макеева предложило Минобороны России проект БРПЛ Р-29РМУ-3 на базе "Синевы". Ракета позиционировалась как страховка на случай провала проекта "Булавы". Р-29РМУ3 предлагалось модифицировать таким образом, чтобы она могла стартовать "сухим" способом из герметизированных шахт подводных лодок "Борей". Новая ракета должна была получить первую и вторую ступени увеличенного диаметра, а также восемь боевых блоков малой мощности с системой прорыва противоракетной обороны или десять боевых блоков малой мощности без системы прорыва.

9 августа некоторые эксперты предположили, что "Лайнер" на самом деле и есть тот самый запасной вариант, создаваемый на случай провала "Булавы". Ведь подводных лодок проекта "Дельфин" на вооружении ВМФ России осталось всего семь единиц, строить новые Минобороны не собирается, и после их списания, по неподтвержденным данным намеченного на 2015 год, Россия может остаться без морского компонента ядерного сдерживания. И вся надежда останется на "Булаву", завершение испытаний которой намечено на конец 2011 года.

Наконец, аудитория российских СМИ могла стать свидетелем всплеска подковерной борьбы между двумя разработчиками баллистических ракет - Московским институтом теплотехники и ГРЦ имени Макеева. Дело в том, что изначально ВМФ России планировал принять на вооружение ракету "Барк", разработкой которой занимались макеевцы. Однако этот проект был закрыт в 1997 году уже после третьего неудачного испытания.

Вскоре после закрытия проекта "Барк" МИТ предложил в кратчайшие сроки создать новую БРПЛ, унифицированную с сухопутным "Тополь-М". Таким образом, объявили в институте, российские Ракетные войска стратегического назначения и ВМФ получили бы единую надежную ракету, что позволило бы сократить издержки производства и стоимость вооружения. В итоге проект "Булавы" достался МИТ, прежде никогда не занимавшемуся разработкой ракет для флота.

Обсудить
Наука и техника00:0317 сентября
Перед парадом вермахта и Красной армии в Бресте

«Появилась бы "бандеровская Украина" под контролем Германии»

Зачем Сталин подружился с Гитлером и устроил парад Красной армии с вермахтом
01:48Сегодня
Русские идут
Морган Фримен и бывший главный разведчик ищут доказательства войны России и США
Свобода для скотовода
В лучшем городе США изгнали политиков с полицейскими и погрязли в хаосе
«Увидел чеченца и понял — будут унижать»
Бежавший в Германию российский гей захотел дать эмиграции задний ход
С рейхом в сердце
Любители кайзера, фюрера и Великой Германии наводят ужас на простых немцев
«Фармпроизводителям нужно перестраивать модель бизнеса»
Гендиректор BIOCAD Дмитрий Морозов о перспективах российского рынка лекарств
Открытые инновации
В технопарке «Сколково» встречают шестой форум инновационного развития
Простая радость трат
Рассказ об аутлете Offprice, выросшем за два с половиной года в семь раз
«Если я нужен тебе, ищи меня в клубе»
Как живет закрытое заведение, готовящее новое поколение российской элиты
«Трусы я снимать отказался, но он достал ствол...»
Задержанные и полицейские о скандальной операции против наркотиков
Первый парень на селе
Деревенский маньяк жег своих жертв в печи и закапывал в огороде
Страх и ненависть на могилах
Зачем русские, кавказцы и азиаты устроили бойню на Хованском кладбище
Мимо: «Аллигатор» дал залп по зрителям
Боевой вертолет по ошибке пустил ракеты в людей под Петербургом
Mazda CX-5 и Renault Koleos против VW Tiguan и Skoda Kodiaq
Четыре новых кроссовера. Один тест-драйв. Ну, вы поняли
Тест-драйв самого мощного Kia Soul
Длительный тест 204-сильного кроссовера: итоги и сравнение с обычной версией
8 фактов про новый LC Prado
Все, что нужно знать о посвежевшем внедорожнике Toyota прямой сейчас
10 величайших автомобилей Германии
Немецкие автомобили, творившие автомобильную историю